Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9786
EUR:
3.4789
RUB:
3.6998
BTC:
116,399.00 $
Золото:
319.42
Серебро:
3.61
Платина:
127.85
Назад
Кадры
25.10.2024 43 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №81 (2775) от 25.10.2024
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Психологическая устойчивость: как ее обеспечить в бухгалтерской и экономической службах организации

Работа с финансами предприятий требует от сотрудника собранности, внимательности и скрупулезности, чтобы избежать ошибок и минимизировать риск финансовых потерь. Даже небольшая ошибка в расчетах и отчетности может привести к серьезным финансовым последствиям для организации. Это создает дополнительное напряжение для сотрудников, работающих в этой области. Далее перечисляются факторы, способствующие формированию производственного стресса, и способы их устранения.

Содержание

  1. Стресс и психологическая устойчивость

  2. Получение и совершенствование профессиональных навыков

  3. Установление четких границ при выполнении трудовых функций

  4. Планирование работы с учетом приоритетов

  5. Вкладывать в работу смысл

  6. Подписка на профильные издания

  7. Включенность в профессиональное сообщество

  8. Получение информации из первых рук

  9. Занятия физической культурой и спортом

Стресс и психологическая устойчивость

Стресс – это реакция организма на факторы внешней среды, которые могут оказывать негативное воздействие на психическое и физическое состояние человека.

Для того чтобы справляться с профессиональным стрессом и сохранять профессионализм, специалистам необходимо сохранять и повышать свою психологическую устойчивость.

Справочно: под термином «психологическая устойчивость» понимается совокупность определенных качеств и свой­ств психики человека, благодаря которым организм сохраняет способность к адекватной и эффективной жизнедеятельности под воздействием каких‑либо неблагоприятных факторов (Авиационные правила № 281).

Как проявляется психологическая устойчивость при возникновении различных нестандартных ситуаций. Например, если вводятся положения нового нормативного правового акта, либо следует осуществить финансирование проекта при отсутствии денежных средств на счетах предприятия, либо возник конфликт интересов на работе и специалист в достаточной степени контролирует себя, если:

1) четко представляет алгоритм своих действий в сложившейся ситуации;

2) знает конкретных коллег, друзей, знакомых и организации, куда он может без страха отвержения/наказания обратиться и получить помощь или, по крайней мере, реальную поддержку;

3) распознает свои эмоции и имеет навык опоры на себя.

Соответственно, принимаемые действия будут выверены, количество ошибок сведено к минимуму, отрицательные последствия не наступят. Следовательно, можно говорить о том, что в этой ситуации указанный специалист психологически устойчив.

Учитывая изложенное, психологическая устойчивость обусловлена индивидуальными особенностями конкретного работника как личности (например, особенности рождения и семейного воспитания, особенности прохождения возрастных кризисов, наличие психологических травм и их проработанность и иные факторы). Заметим, что корректировка индивидуальных особенностей конкретного работника возможна в ходе индивидуальной психотерапии, которая проводится в рамках разных направлений психологии, представители которых есть и в РБ.

Вместе с тем проведение ряда организационных мероприятий (например, качественное профессиональное обучение, четкое распределение ответственности между структурными подразделениями и работниками, коллегиальность при принятии решений, включенность в профессио­нальное сообщество, обеспечение плановости выполняемой работы и т. д.) в значительной мере повышает устойчивость работника бухгалтерской (экономической) службы предприятия.

В связи с этим обратим внимание на некоторые аспекты, которые могут способствовать повышению психологической устойчивости сотрудников.

Получение и совершенствование профессиональных навыков

Прежде всего работники бухгалтерских и экономических служб обязаны иметь профессиональное образование. Требования к квалификации следующих работников содержатся в Выпуске 1 ЕКСД2.

Главный бухгалтер:

– общественно значимой организации (за исключением банка, небанковской кредитно-­финансовой организации) может иметь высшее образование по специальностям 1-25 01 04 «Финансы и кредит», 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии», 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит (по направлениям)», 1-25 01 11 «Аудит и ревизия» и стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, не менее 5 лет.

– иных организаций – высшее образование по специальностям 1-25 01 04 «Финансы и кредит», 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии», 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит (по направлениям)», 1-25 01 11 «Аудит и ревизия» или среднее специальное образование по специальностям 2-25 01 31 «Финансы», 2-25 01 32 «Банковское дело», 2-25 01 34 «Страховое дело», 2-25 01 35 «Бухгалтерский учет, анализ и контроль» и стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, не менее 3 лет.

Бухгалтер может иметь:

  • высшее образование по:

– специальностям 1-25 01 04 «Финансы и кредит», 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии», 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит (по направлениям)», 1-25 01 11 «Аудит и ревизия»;

– высшее образование по группам специальностей 25 01 «Экономика и управление», 26 01 «Государственное управление» (за исключением специальности 1-26 01 02 «Государственное управление и право»), 26 02 «Бизнес-­управление» (за исключением специальности 1-26 02 04 «Документоведение (по направлениям)»), 26 03 «Управление информационными ресурсами», 27 01 «Экономика и организация производства», 27 02 «Экономика и логистика производства», 27 03 «Экономика и инновационное развитие производства», 28 01 «Экономика и управление электронными бизнес-­системами», 74 01 «Сельскохозяйственный мене­джмент», специальностям 1-08 01 01‑08 «Профессиональное обучение (экономика и управление)», 1-31 03 01‑03 «Математика (экономическая деятельность)», 1-31 03 06-01 «Экономическая кибернетика (математические методы и компьютерное моделирование в экономике)», 1-31 03 06-02 «Экономическая кибернетика (информационные технологии в экономике)», 1-40 05 01‑02 «Информационные системы и технологии (в экономике)», 1-86 01 01-04 «Социальная работа (социально-­экономическая деятельность)» при условии освоения содержания образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, по группе специальностей 25 03 «Бухгалтерский учет и контроль», без предъявления требований к стажу работы;

– среднее специальное образование по специальностям 2-25 01 31 «Финансы», 2-25 01 32 «Банковское дело», 2-25 01 34 «Страховое дело», 2-25 01 35 «Бухгалтерский учет, анализ и контроль» или среднее специальное образование по группам специальностей 25 01 «Экономика и управление», 26 02 «Бизнес-­управление» (за исключением специальности 2-26 02 31 «Документоведение и документационное обеспечение управления»), 27 01 «Экономика и организация производства» при условии освоения содержания образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование, по группе специальностей 25 03 «Бухгалтерский учет и контроль», без предъявления требований к стажу работы.

Требования к экономисту: высшее профессио­нальное (экономическое, инженерно-экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы либо среднее специальное (экономическое) образование и стаж работы в должности техника 1‑й квалификационной категории не менее 3 лет или на других должностях, замещаемых специалистами со средним специальным (экономическим) образованием, не менее 5 лет.

Важно! Согласно п. 28 Положения № 5743 освоение содержания образовательных программ переподготовки не является получением высшего или среднего специального образования по специальности переподготовки. Например, лица, которые получили образование в соответствии с переподготовкой, не могут занимать должность главного бухгалтера. 

Заметим, что указанные выше требования распространяются как на постоянных, так и на временных работников, в т. ч. осуществляющих трудовую деятельность в порядке исполнения обязанностей на период временного отсутствия основного работника. Следовательно, работник, выполняющий должностные обязанности экономиста на период его временного отсутствия, должен соответствовать вышеуказанным требованиям.

Необходимо обратить внимание на надлежащее документирование факта получения профессиональных знаний по указанным вопросам.

Далее ответим на ряд типичных вопросов.

Признается диплом о высшем бухгалтерском образовании, полученный в РФ при трудоустройстве в РБ?

Ответ: Да, признается.

В силу норм ст. 7 Соглашения4 диплом о высшем образовании с нормативным сроком обу­чения 4 или 4,5 года, выдаваемый в РБ, и диплом бакалавра, выдаваемый в РФ, признаются в обоих государствах соответствующими (эквивалентными) при продолжении образования и поступлении на работу в соответствии с указанными в документах об образовании направлением подготовки (специальностью) и квалификацией (степенью).

Кроме того, например, п. 3 ст. 7 Закона № 57‑З5 установлены дополнительные требования к работнику, претендующему на должность главного бухгалтера. В частности, на должность главного бухгалтера организации (за исключением общественно значимой организации, Нацбанка) назначается лицо, отвечающее, если иное не определено законодательными актами, следующим требованиям:

– наличие высшего или среднего специального образования, предоставляющего право работать в должности главного бухгалтера организации, и стажа работы в области бухгалтерского учета, отчетности и (или) аудита не менее 3 лет;

– отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.

Справочно: под общественно значимыми организациями понимаются открытые акционерные общества, являющиеся учредителями унитарных предприятий и (или) основными хозяйственными обществами по отношению к дочерним хозяйственным обществам, банки и небанковские кредитно-­финансовые организации (банки), страховые организации, акционерные инвестиционные фонды, управляющие организации инвестиционных фондов (ст. 1 Закона № 57-З).

Наряду с этим в силу положений ст. 220-1 ТК6 наниматель обеспечивает профессиональную подготовку, повышение квалификации, стажировку и переподготовку работников в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором. В иных случаях необходимость профессиональной подготовки, повышения квалификации, стажировки и переподготовки работников определяется нанимателем.

Согласно п. 38 Положения № 574 руководители организаций, в интересах которых осуществляется непрерывное профессиональное образование руководящих работников и специалистов, обеспечивают направление:

– работников внешнеэкономических и маркетинговых служб, специалистов по таможенному декларированию, для получения образования при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 года;

– иных работников для получения образования при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет.

Таким образом, работники бухгалтерских и экономических служб предприятий вправе ставить перед нанимателем вопрос о своем повышения квалификации.

Как быть, если на курсах повышения квалификации ничего не рассказали нового и интересного?

Сразу возникают вопросы, почему обесценивается обучение. Прежде всего, чтобы узнать интересное и новое, специалист, направленный для прохождения повышения квалификации, должен задать преподавателям те вопросы, которые его интересуют. Обучение возможно не только на лекциях, но и в ходе проведения практических занятий, круглых столов, обмена мнениями по возникающим вопросам с коллегами. Поэтому второй вопрос: почему он не заметил коллег, с которыми он вместе проходил обучение. Ведь курсы повышения квалификации позволяют обрести новых знакомых, с которыми в последующем можно поддерживать профессиональные контакты.

Установление четких границ при выполнении трудовых функций

Границы нужны для того, чтобы понять, где мое, за которое я несу ответственность, а где не мое.

В свою очередь коллеги, осознанно или неосознанно манипулируя чувством долга, зачастую пытаются эти границы размыть, указывая, например, на какие‑то формальности, а не вникая в суть вопроса.

Так, экологический налог содержит слово налог. Однако это вовсе не означает, что все вопросы, связанные с исчислением указанного налога, относятся к компетенции бухгалтерской службы. И здесь важно простроить четкие границы функциональных обязанностей. В частности, исчисление, перечисление средств (в т. ч. формирование платежной инструкции) и взаимодействие с налоговой инспекцией относится к компетенции бухгалтерской службы. А сведения о налоговой базе для исчисления указанного налога (например, объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и (или) суммарные показатели таких загрязняющих веществ, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях) относятся к компетенции эколога предприятия.

Или, например, образование задолженности у покупателей за отгруженные товары вовсе не означает, что направление искового заявления и представление интересов организации в суде возлагается исключительно на работников бухгалтерских, маркетинговых и экономических служб предприятия. Исковое заявление в суд и отстаивание в суде позиции предприятия (пусть даже с участием экономических, маркетинговых и бухгалтерских служб предприятия) относится к компетенции юридической службы. При этом оперативное представление в юридическую службу доказательной базы для составления искового заявления в суд относится к компетенции бухгалтерской (экономической, маркетинговой) службы предприятия.

В указанных случаях определяющую роль играет то, насколько специалист (как человек) своевременно распознает такие манипуляции и может уверенно и грамотно излагая свою позицию, отстаивать границы. Если такой навык у специалиста отсутствует ввиду того, что его границы не соблюдались/были проломаны в предыдущем периоде жизни, то манипулятор достигает своей цели, а работник экономических, маркетинговых и бухгалтерских служб предприятия получает дополнительные обязанности. Одновременно он может становиться плохим работником, поскольку с увеличением объема работы и отсутствием достаточной компетенции в смежных областях вероятность совершения ошибок увеличивается.

Заметим, что точки зрения организации работы на предприятии разграничение функций бухгалтера (экономиста) начинается с его трудового договора и должностной инструкции. Согласно Выпуску 1 ЕКСД:

– бухгалтер осуществляет прием ПУД по соответствующим участкам бухгалтерского учета и подготавливает их к обработке. Отражает по соответствующим участкам учета на счетах бухгалтерского учета хозяйственные операции, связанные с движением активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации. Принимает участие в формировании учетной политики организации; подготовке плана счетов бухгалтерского учета организации; форм ПУД. Участвует в проведении экономического анализа хозяйственной деятельности организации по данным бухгалтерского учета и отчетности; в разработке и внедрении форм и методов бухгалтерского учета на основе применения современных информационных технологий; в проведении инвентаризаций активов и обязательств. Подготавливает данные по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления бухгалтерской и (или) финансовой отчетности; оформляет бухгалтерские документы в соответствии с установленным порядком для передачи в архив и др.;

– экономист выполняет работу по осуществлению экономической деятельности организации, направленной на повышение эффективности и рентабельности производства, качества выпускаемой и освоение новых видов продукции, достижение высоких конечных результатов при оптимальном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Подготавливает исходные данные для составления проектов хозяйственно-­финансовой, производственной и коммерческой деятельности (бизнес-­планов) организации в целях обеспечения роста объемов сбыта продукции и увеличения прибыли. Выполняет расчеты по материальным, трудовым и финансовым затратам, необходимые для производства и реализации выпускаемой продукции, освоения новых видов продукции, прогрессивной техники и технологии. Осуществляет экономический анализ хозяйственной деятельности организации и ее подразделений, выявляет резервы производства, разрабатывает меры по обеспечению режима экономии, повышению рентабельности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек на производство и реализацию продукции, устранению потерь и непроизводительных расходов, а также выявлению возможностей дополнительного выпуска продукции. Определяет экономическую эффективность организации труда и производства, внедрения новой техники и технологии, рационализаторских предложений и изобретений. Участвует в рассмотрении разработанных производственно-­хозяйственных планов, проведении работ по ресурсосбережению, во внедрении и совершенствовании внутрихозяйственного расчета, совершенствовании прогрессивных форм организации труда и управления, а также плановой и учетной документации. Оформляет материалы для заключения договоров, следит за сроками выполнения договорных обязательств. Осуществляет контроль за ходом выполнения плановых заданий по организации и ее подразделениям, использованием внутрихозяйственных резервов. Участвует в проведении маркетинговых исследований и прогнозировании развития производства. Выполняет работу, связанную с нерегламентными расчетами и контролем за правильностью осуществления расчетных операций. Ведет учет экономических показателей результатов производственной деятельности организации и ее подразделений, а также учет заключенных договоров. Подготавливает периодическую отчетность в установленные сроки. Выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных экономической информации, вносит изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных. Участвует в формировании экономической постановки задач либо отдельных их этапов, решаемых с помощью вычислительной техники, определяет возможность использования готовых проектов, алгоритмов, пакетов прикладных программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системы обработки экономической информации.

Должностная инструкция служащего разрабатывается в соответствии с Положением № 17 (раздел «Должностные обязанности» квалификационной характеристики должности, которую он занимает). В должностной инструкции определяется конкретная трудовая функция (должностные обязанности) служащего, а также его права и ответственность. По решению нанимателя трудовая функция (должностные обязанности) работника может предусматривать выполнение обязанностей, содержащихся в квалификационных характеристиках других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности и не требующих изменения квалификации служащего. Заметим, что исключительно в этом случае наниматель вправе возлагать на работника дополнительные обязанности.

Справочно: наниматель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. Следовательно, если в трудовом договоре не оговорено выполнение служащим работы по должности экономиста, наниматель не вправе требовать этого. Исключение – совмещение или совместительство (ст. 20 ТК).

Если бухгалтер, экономист выполняет еще и дополнительные работы (относящиеся к компетенции юридической службы (готовит претензии, а не участвует в их подготовке), производственного цеха (заполняет журнал ПОД‑9, а не оказывает методологическую помощь в его ведении)) помимо тех, которые предусмотрены его трудовым договором и должностной инструкцией, возникает вопрос, почему он это делает и какими соображениями руководствуется. Такими причинами могут быть: незнание своих обязанностей, недостаточная загрузка по основной деятельности и любопытство (интерес) к выполнению новых обязанностей, невозможность построения границ как в жизни, так и при взаимодействии с коллегами (руководством), ожидание (как имеющее под собой реальные основания, так и построенное на субъективных ожиданиях конкретного работника), получение каких‑либо благ (повышение заработной платы, продвижение по карьерной лестнице, получение дополнительной квалификации) и т. д. Заметим, что в каждом случае следует индивидуально разбираться с причинами, по которым четкие границы не выстраиваются.

Вместе с тем выстраивание границ является гибким процессом. Например, любой работодатель с непониманием отнесется к выстраиванию жестких границ в случаях производственной аварии, когда все работники вне зависимости от должности коллективно участвуют в ликвидации ее последствий.

Планирование работы с учетом приоритетов

Как успевать выполнить много дел в определенный период? На помощь здесь приходит тайм-менеджмент – технологии организации и оптимизации времени. Он эффективен в случаях хронического пропуска сроков или постоянного откладывания важных дел. Тайм-менеджмент в работе сотрудника состоит из следующих пунктов:

1. Планирование.

Хорошее планирование позволяет эффективно использовать время и учитывать природные факторы, такие как погодные условия или сезонные изменения. Планирование работы сотрудников бухгалтерских и экономических служб предприятия осуществляется с учетом специфики конкретного предприятия. Для этого следует анализировать положения законодательства, как действующие, так и планируемые к вводу производственное оборудование, технологические процессы, изменение структуры и объема выпускаемой продукции, изменение конъюнктуры рынка и логистики, поставщиков и покупателей продукции. Это позволит определить приоритеты в работе и сосредоточить усилия на наиболее значимых проблемах.

Дополнительно целесообразно составить табель подготовки и представления отчетности в государственные органы и иные организации, содержащий наименование отчетности, локальные, нормативные и технические нормативные правовые акты, предусматривающие ее представление, а также сроки ее представления и органы и подразделения, в которые она представляется. Например, необходимо запланировать представление плательщикам акцизов налоговых деклараций в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) не позднее 20‑го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а по акцизам на нефть – не позднее 5‑го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

2. Приоритеты.

Специалисты часто сталкиваются с неожиданными сроками и изменениями в работе. Разработка системы приоритетов поможет сосредоточиться на самых важных задачах и более эффективно использовать время.

3. Процессы оптимизации.

Работники бухгалтерских и экономических служб могут оптимизировать свои процессы работы, например, используя специализированное программное обеспечение для анализа данных или ведения документации, чтобы сократить время на рутинные задачи.

4. Работа в команде.

Специалисты часто работают в команде с другими специалистами, поэтому умение эффективно распределять задачи и координировать работу с коллегами играет важную роль.

С точки зрения психологической устойчивости тайм-менеджмент дает субъективное ощущение контроля происходящих бизнес-­процессов, что существенно снижает глубину стресса.

Чтобы избежать стресса, формулируйте свои конечные желаемые цели исходя только из того, что полностью лежит в зоне вашего контроля. Если цель достичь результата там, где от сотрудника ничего не зависит, появляется тревога и страх. Например, одно дело поставить задачу ведения агрессивной маркетинговой политики, изменения ассортимента продукции и т. д., и совсем другая задача – заставить конкретного потребителя приобрести продукцию на значительную сумму.

Цели, где задействованы другие люди или компании, на самом деле не цели, а желания.

Вкладывать в работу смысл

Дети начинают изучать иностранный язык еще в начальной школе. Означает ли это, что все выпускники отечественных школ в совершенстве или на достаточно профессиональном уровне знают иностранный язык? Вовсе нет. Зачастую это обусловлено отсутствием у школьника смысла в получении соответствующих знаний. У взрослых людей происходит все то же самое, однако еще добавляется профессиональное выгорание. Недаром говорят, что специалист или развивается, или деградирует. Третьего не дано. Оставаться на прежнем уровне не получится: если профессионалы движутся вперед, то дистанция между лидерами и остановившимися в развитии увеличивается, что приводит последних к деградации.

Поэтому вложение смысла в работу помогает сотруднику видеть в ней цель и значение. Это позволяет чувствовать себя более удовлетворенными и мотивированными, т.к. мы понимаем, почему мы делаем то, что делаем, и как это влияет на нашу жизнь и окружающих.

Вложение смысла также помогает более осо­знанно относиться к своей работе, принимать ответственность за свои действия и стремиться к постоянному росту и самосовершенствованию. В итоге работа, в которую вкладывается смысл, становится не просто способом зарабатывать деньги, а источником удовлетворения.
Подумайте, что ценного вы создаете для организации, для себя и окружающих. Если есть ответ на этот вопрос, то работу вы будете выполнять с большим энтузиазмом.

Например, экономист, анализируя показатели деятельности организации, может показать важность не модернизации какого‑то участка, а целесообразность передачи указанного участка на аутсорсинг. Главный бухгалтер, анализируя финансовые потоки, может снизить объем привлекаемых кредитов за счет оптимизации сроков расчетов с покупателями и т. д. А это уже реальные деньги, реальная прибыль компании.

Заметим, что развитие может быть шире, чем движение по карьерной лестнице. Особенно это важно, когда в целом сотрудника работа удовлетворяет. Поэтом развитием может быть совершенствование или овладевание новыми знаниями, навыками или компетенциями. Например, экономист может овладеть смежным участком, преду­сматривающим построение логистики в компании, бухгалтер – вопросами, связанными с анализом данных, и т. д. В свою очередь, такое поведение позволяет повышать конкурентоспособность сотрудников на рынке труда, а соответственно, и уровень зарплаты в организации.

Поэтому в целях повышения психологической устойчивости целесообразно планировать свое будущее на месяц, год и т. д.

При этом никогда не сравнивайте себя с другими. Лучше сравнить себя с тем, которым вы были месяц, год или несколько лет тому назад, и посмотреть насколько выросли.

Подписка на профильные издания

Подписка бухгалтерских и экономических служб на профильные издания позволяет:

1) обеспечить доступ к актуальной информации о современных проблемах бухгалтерского учета (экономики);

2) предоставить возможность ознакомиться с результатами научных исследований в области бухгалтерского учета и экономики;

3) поддержать взаимодействие специалистов из различных областей бухгалтерского учета и экономики, а также обмен опытом и новыми технологиями;

4) содействовать образованию и просвещению в области бухгалтерского учета и экономики, включая актуальные проблемы и способы их решения.

Включенность в профессиональное сообщество

Психологическая устойчивость специалиста во многом определяется его включенностью в профессиональное сообщество и активностью участия в нем. Это обусловлено тем, что принадлежность к чему‑то большему, чем ты сам, дает почувствовать уверенность, защищенность, поддержку и сплоченность, что позволяет быть устойчивым в общении с коллегами по предприятию.

В связи с этим напомним, что в сети Интернет широко представлены как профильные министерства (МНС, Минфин и т. д.), так их территориальные органы и учрежденные им организации. Помимо этого, как в РБ, так и в государствах – участниках ЕАЭС созданы и поддерживаются профессиональные сайты для специалистов, в т. ч. созданные профильными изданиями. Следовательно, подписка бухгалтеров и экономистов на социальные сети и сайты таких органов и организаций, активное участие в обсуждениях проблемных вопросов и вопросов правоприменительной практики, подготовка комментариев и обмен мнениями способствуют повышению квалификации указанных специалистов, а также снижению тревоги в случаях принятия важных решений в профессиональной деятельности. Одновременно в среде подписчиков социальных сетей госорганов и других организаций можно найти единомышленников, с которыми может завязаться длительная дружба.

Еще одним способом взаимодействия с профессиональным сообществом является участие в проводимых как офлайн, так и онлайн мероприятиях, конференциях и семинарах, организуемых профильными министерствами, их территориальными органами, специальными изданиями, профессиональными сайтами.

Следует отметить, что формальное участие в профессиональном сообществе не будет способствовать повышению психологической устойчивости. Если бухгалтер (экономист) не участвует в работе и обсуждении проблем профессионального сообщества, через какое‑то время он покидает его в связи со скукой и разочарованием.

Получение информации из первых рук

Бухгалтер и экономист на предприятии вправе получить консультацию по вопросам, входящим в его компетенцию, как непосредственно в профильных министерствах, так и в их территориальных органах либо в учрежденных ими организациях. Получение консультаций осуществляется в соответствии с положениями Закона № 300-З8. В связи с этим отметим, что согласно ст. 5 Закона № 300-З должностные лица и иные работники организаций, ИП и их работники не имеют права разглашать персональные данные и информацию о частной жизни граждан без их согласия, а также сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну, ставшие им известными в связи с рассмотрением обращений. Вместе с тем следует учитывать, что обращение, предоставленное в гос­орган и содержащее информацию, указывающую на признаки совершенного административного правонарушения, может стать поводом для начала административного процесса.

Обращение желательно направлять в письменной или электронной форме. Письменные обращения подаются нарочным (курьером), посредством почтовой связи, в ходе личного приема, путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений. Электронные обращения подаются в государственные органы и иные государственные организации посредством системы учета и обработки обращений обращения.бел.

Письменные обращения юридических лиц должны содержать:

– наименование и (или) адрес организации либо должность и (или) фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы лица, которым направляется обращение;

– полное наименование юридического лица и его место нахождения;

– изложение сути обращения;

– фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения;

– личную подпись руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения, которая может отсутствовать в электронном обращении.

К письменным обращениям, подаваемым представителями заявителей, прилагаются документы, подтверждающие их полномочия. К электронным обращениям, подаваемым представителями заявителей, должны прилагаться документы в электронном виде, подтверждающие их полномочия.

Письменные и электронные обращения должны быть рассмотрены не позднее 15 дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее одного месяца.

Заметим, что специалист может направить обращение в указанные государственные органы и от себя как от гражданина по интересующему его вопросу. В этом случае он не будет представлять интересы организации.

Занятия физической культурой и спортом

Для целей повышения психологической устойчивости специалисту целесообразно заниматься физической активностью. Заметим, что регулярные физические нагрузки позволяют повысить иммунитет человека, наладить режим, справиться со стрессами, бессонницей, позволяют поверить в себя и в свои силы. Постоянные вечерние тренировки помогают избавляться от нагрузок, накопленных за день. Самое главное – спорт является профилактикой от многих болезней, помогает не только в лечении, но и в избавлении от недугов в организме.

***

Подводя итоги, отметим, что психологическая устойчивость зависит от индивидуальных особенностей конкретного работника как личности (например, особенности рождения и семейное воспитание, особенности прохождения возрастных кризисов, наличие психологических травм и их проработанность и иные факторы). Вместе с тем проведение организационных мероприятий (например, качественное профессиональное обу­чение, четкое распределение ответственности между структурными подразделениями и работниками, коллегиальность при принятии решений, включенность в профессиональное сообщество, обеспечение плановости выполняемой работы и т. д.) повышает психологическую устойчивость специалиста.

Границы обязанностей бухгалтеров и экономистов выстраиваются путем четкого закрепления его обязанностей в трудовом договоре, а также в должностных обязанностях.



1Авиационные правила медицинского обеспечения полетов государственных воздушных судов, утв. постановлением Минобороны от 07.12.2021 № 28.

2Выпуск 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих для всех видов деятельности», утв. постановлением Минтруда от 30.12.1999 № 159 (далее – Выпуск 1 ЕКСД).

3Положение о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов, утв. постановлением Совмина от 01.09.2022 № 574.

4 Соглашение между Правительством РБ и Правительством РФ о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях (вступило в силу 27.02.1996).

5Закон от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З).

6Трудовой кодекс (далее – ТК).

7Общие положения Единого квалификационного справочника должностей служащих, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 02.01.2012 № 1.

8Закон от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон № 300-З).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by