Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №34 (2531) от 13.05.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5008
EUR:
2.6004
RUB:
3.9507
Золото:
149.11
Серебро:
1.7
Платина:
78.14
Палладий:
157.43
Назад
Личное
05.12.2021
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Какие психологические задачи необходимо решать предпринимателю, чтобы его бизнес развивался

Андрей Мирошниченко
Бывает у вас такое: нужно вам произвести какое-нибудь очень важное и нужное действие, например пингануть поставщика или взгреть сотрудника за косяк, или перезвонить важному клиенту, а вам так противно, так ломает это делать, что хоть повесься? 

Вы часто придумываете всякие другие задачи, чтобы не браться за противные, и часто из-за этого вы нарушаете сроки, договоренности и в общем теряете в деньгах. Но часто упущенная прибыль по вашему субъективному мнению является нормальной ценой за те негативные эмоции, которые вы не испытываете, не выполняя те или иные действия. И вот мы имеем вполне себе перспективный бизнес, который не развивается из-за "пауков в голове" его основателя.
В общем, если вы сознаете, что ваши эмоции мешают развитию вашего бизнеса, необходимо начать ставить и решать психологические задачи в управлении. 

Возьмите для примера и составьте список регулярных дел в бизнесе, которые вызывают у вас максимальное сопротивление в виде прокрастинации или негативных эмоций. Затем определите интенсивность негативных эмоций, которые вы испытываете по поводу каждой задачи. И уже в конце оцените важность каждого действия с точки зрения бизнеса. И, если вы проделаете это простейшее упражнение, то получите перечень мишеней, с которыми вам стоит работать с психологом. Это будут задачи, которые вызывают определенный уровень негативных эмоций и которые сильно влияют на успех бизнеса. Почему они вызывают негативные эмоции и что сделать, чтобы этот уровень снизить - вот психологические задачи, которые вам следует научится решать.

Но, решив эти задачи, вы скорее всего столкнетесь с новыми и к этому постоянному росту сложности психологических задач стоит привыкнуть из-за самой природы управленческой деятельности.

Что это могут быть за задачи и можно ли говорить о том, что они могут быть объективными, а значит типовыми, а значит имеющими типовые решения?

Я бы рискнул подчинить все задачи управления с одной стороны жизненному циклу бизнеса, а с другой стороны я бы их ранжировал в зависимости от их влияния на рост стоимости бизнеса бизнеса или его денежного потока. Речь про тезис, который любил озвучивать мой учитель Павел Фадеев: "5 долларов заработанных самостоятельно равняется одному доллару, которые заработал, работая по найму. И 5 долларов, заработанных на работе другого человека, равняется одному доллару, заработанному самостоятельно».

И тогда относительно каждой управленческой задачи можно выделить психологическую составляющую, которая оказывает самое непосредственное влияние на успешное решения управленческой задачи. 

К примеру, вы начинаете индивидуальное предпринимательство и должны самостоятельно научиться:

  • выстраивать свой день по расписанию;
  • взаимодействовать с потенциальными клиентами;
  • изучить маркетинговую политику и т.д.

То есть в первую очередь, вы должны научиться работать без руководителя, так как вы работаете на «себя» и никто не регламентирует, что вы обязаны делать. Вот эта мотивация работать не потому что начальник накажет, а по каким-то другим причинам и является очень важной психологической задачей.

Второй шаг заключается в том, что вы теперь нанимаете сотрудника и должны научиться правильно ставить перед ним задачу. То есть от того, как вы определяете порцию работы, которую должен сделать ваш подчинённый и от того, какие отношения с ним вы выстраивание, чтобы контролировать, мотивировать и т.д. (а это психологические составляющие) зависит успех вашего бизнеса.  

В общем,успех вашего бизнеса зависит от многих субъективных причин. Даже если вы правильно прописали функциональные обязанности и выдали инструкции по решению типовых задач работникам, существует эмоциональная составляющая. И очень часто развитие бизнеса упирается именно в психологию управленца, когда надо решать задачи на эмоциональном уровне.

Давайте посмотрим на примеры такого рода задач эмоционального уровня.

К примеру, один из самых распространенных вопросов, с которым бизнесмены, особенно начинающие предприниматели обращаются к психологу, это: «Как правильно и грамотно уволить сотрудника». 

Это достаточно серьезная проблема, бизнесмен понимает, что его подчинённый плохо работает, никакие меры воздействия на него не работают и от него надо избавляться. Но он человек хороший, у него есть дети, материальные проблемы и его жалко. И вот ваша жалость не даёт вам улучшать бизнес. 

Еще одна типичная задача, с которой приходится сталкиваться, связана с недовольством клиента. Вот вы строите клиентоориентированную компанию, делаете всё, чтобы клиент был доволен, но постоянно появляются клиенты, которые занимаются потребительским террором, обесценивают ваши продукты и услуги и поливают вашу компанию дерьмом. И для вас это поведение абсолютно невыносимо и травмирующе. Если не знать, что процент таких персонажей всегда существует вне зависимости от того, как идеально работает ваша компания. Но одной этой ссылки на статистику будет недостаточно. Вас успокоит, если вы поймёте мотивацию поведения этих людей, механизм психологического отыгрывания, который они используют, и ваши собственные неврозы, которые заставляют вас двигаться к совершенству и воздействие на которые так болезненны для вас. 

Еще одной из важнейших задач для предпринимателя является обретение психологической устойчивости в сложной ситуации. К примеру, ваш бизнес вполне успешен и приносит хорошие дивиденды, вы решили его расширять дальше и для этого думаете брать большой кредит в банке.

Банк или финансовый инвестор всегда на своих условиях готовы вам дать деньги, однако именно на вас будут все возможные риски. И вам этот "страх и риск" нелегко выдержать, особенно когда вы находитесь в одиночестве и никто не может с вами разделить эту ношу и ответственность. 

Психологическая устойчивость важна и в ситуации, когда приходится сталкиваться с психопатом, которых довольно много в среде предпринимателей. Отсутствие эмоциональной устойчивости при общении с психопатами создает чувство фундаментальной небезопасности мира.

В таких случаях, когда теряется уверенность в собственной безопасности и чувство, что мир к вам расположен с симпатией, рушится ваша картина мира, в которой вы хороший человек, достойный внимания, любви и симпатии, а это чревато психологическим сломом и разрушением личности. Конфликты с психопатами могут привести к очень тяжелым последствиям, надо научиться решать и эту задачу.  

Или проблема обратного делегирования

В определенной ситуации некоторые бизнесмены, вместо того чтобы заниматься управлением, начинают работать вместо своих сотрудников. Потому что те просят помочь и продемонстрировать свое величие. Приведу пример из собственной практики.

Один бизнесмен обратился ко мне с проблемой. Ему ни на что не хватало времени. Все время отнимало общение с сотрудниками. Для того чтобы понять причину, необходимо было узнать, как в повседневной рутине происходит его взаимодействие с сотрудниками.

Для этого я провел некоторое рабочее время у него в кабинете и заметил следующее. Заходит к нему в кабинет сотрудница и просит подсказать его что-то по договору, с которым она работала. Он начинает ей подробно объяснять все детали, практически вместо нее выполняя работу в течение двух часов. 

Когда ушла одна сотрудница, пришла другая и история повторилась. Так прошел весь день, а мой клиент так и не занялся своей непосредственной работой, а решал задачи подчиненных, и ему просто некогда было заниматься управлением.

Для чего он так делал и почему? Одной из причин является то, что у него не было эмоциональной поддержки со стороны женщин. Поэтому он создал такую систему на работе, чтобы получать поддержку и женское внимание таким странным образом. И, получается, что это для него было важнее, чем бизнес и деньги. Когда он понял, в чем проблема, то осознал, и теперь уже будет решать этот вопрос самостоятельно.

В общем, у каждого управленца будут свои задачи и своя зона ближайшего развития. 

Чтобы понять, какие психологические задачи стоят перед вами вы можете проделать ещё одно упражнение. Определите, как бы выглядели этапы жизненного цикла вашей компании, какие управленческие задачи вам придется решать на каждом шаге и какие психологические проблемы будут возникать на каждом из этих шагов. Так вы получите карту своего дальнейшего развития. Хотя не забывайте, что в реальности вы столкнетесь с морем таких задач, о которых вы сейчас даже и не помышляете. Вот поэтому нужно всегда оставлять резерв времени и ресурсов, которые вы будете тратить на решение внезапно возникающие психологические проблемы. И рано или поздно решать эти задачи станет вашей привычкой и навыков.

В тексте сохранены авторские орфография и пунктуация. Источник:  phenomena.by