Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Консультации
29.08.2017 4 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Просроченная доверенность недействительна

По просьбе принципала бенефициару выдана банковская гарантия для обеспечения надлежащего исполнения принципалом его обязательства перед бенефициаром. После нарушения обеспеченного гарантией обязательства к банку-гаранту поступило требование об осуществлении платежа по банковской гарантии, подписанное должностным лицом бенефициара. Приложенные бенефициаром к требованию документы соответствуют внешним признакам условий гарантии. Однако среди указанных документов приложена доверенность данного должностного лица бенефициара, срок действия которой истек (согласно условиям гарантии заверенная копия доверенности должна быть предоставлена гаранту).

Каким образом должен поступить банк-гарант в таком случае?

Банк-гарант должен отказать в осуществлении платежа по банковской гарантии.

В соответствии с ч. 1 ст. 164 Банковского кодекса (далее – БК) в силу банковской гарантии банк или небанковская кредитно-финансовая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала или иной инструктирующей стороны) от своего имени письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями гарантии денежную сумму (осуществить платеж). Согласно ст. 166 БК банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства).

В силу ст. 165 БК в условиях банковской гарантии должны содержаться условия уплаты бенефициару денежной суммы (осуществления платежа). Частью 1 ст. 171 БК установлено, что требование бенефициара об уплате денежной суммы (осуществлении платежа) по банковской гарантии должно быть предъявлено гаранту в письменной форме. К требованию по банковской гарантии должны быть приложены оговоренные в ее тексте документы. Бенефициар в требовании или приложенных к нему документах должен указать, в чем состоит неисполнение (ненадлежащее исполнение) принципалом основного обязательства, в обеспечение исполнения которого выдана гарантия.

Из буквального толкования ст. 174 БК следует, что отказ гаранта бенефициару в удовлетворении его требования по банковской гарантии может быть обусловлен ненадлежащим оформлением самого требования к банку-гаранту и несоответствием приложенных к требованию документов условиям банковской гарантии.

В соответствии с ч. 3 п. 154 Инструкции о порядке совершения банковских документарных операций, утв. постановлением Правления Нацбанка от 29.03.2001 № 67 (далее – Инструкция), гарант рассматривает требование по банковской гарантии и прилагаемые к нему документы на соответствие внешним признакам условий гарантии.

В соответствии с п. 1 ст. 186 ГК доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами, удостоверенное в предусмотренном данной статьей порядке. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено пред­ставляемым непосредственно соответствующему третьему лицу. Действие доверенности прекращается вследствие истечения срока действия доверенности (п. 1 ст. 189 ГК).

В рассматриваемом случае, несмотря на формальное соответствие внешним признакам условий гарантии приложенных бенефициаром к требованию документов (среди которых доверенность, которая была предоставлена), в связи с истечением срока действия доверенности считается, что она отсутствует у должност­ного лица, подписавшего требование. Само требование является сделкой (ст. 154 ГК), поскольку влечет обязанность банка-гаранта осуществить платеж по банковской гарантии, а у бенефициара – право получить данный платеж.

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 184 ГК, при совершении сделки неуполномоченным лицом считается, что данная сделка является заключенной в интересах указанного должностного лица. Вместе с тем данное должностное лицо (по сути физическое лицо) не является бенефициаром (юрлицом) по банковской гарантии, наименование которого должно быть указано в тексте банковской гарантии (ст. 165 БК). Отсюда следует, что банк-гарант должен отказать в осуществлении платежа лицу, который не является бенефициаром.

Даже если бенефициар одобрит требование должност­ного лица (п. 2 ст. 184 ГК), банк-гарант должен отказать в осуществлении платежа в связи с непредоставлением бенефициаром в надлежащем виде одного из документов (доверенности) к соответствующему требованию (ст. 174 ГК).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений