Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Готовимся к 2022 году: — проект изменений НК

Наталья Звороно

Проект Закона о внесении изменений в НК, без сомнения, входит в топ самых ожидаемых законопроектов, поэтому появление его текста на официальном сайте Минфина вызвало неоднозначную реакцию как в рядах бизнес-сообщества, так и среди обычных граждан.

Попробуем разобраться, что нас ожидает в 2022 г. Рассмотрим основные изменения.

 

НДС

Изменений достаточно, но остановимся на ключевых.

 

Электронная торговля

В новой редакции изложена ст. 141 НК и введена обязанность по исчислению и уплате НДС иностранными организациями и иностранными ИП при оказании ими услуг в электронной форме и при электронной дистанционной продаже товаров.

Справочно: сегодня у иностранных организаций и ИП отсутствует обязанность по уплате НДС при оказании услуг в электронной форме. При электронной дистанционной продаже товаров НДС платят только организации и только при оказании услуг физлицам.  

Для целей взимания НДС с иностранных организаций и иностранных ИП при оказании ими услуг в электронной форме и электронной дистанционной продаже товаров в НК вводятся термины «иностранная организация (иностранный ТП), оказывающая услуги в электронной форме» (подп. 2.12 п. 2 ст. 13 НК) и «иностранная организация (иностранный ИП), осуществляющая электронную дистанционную продажу товаров» (подп. 2.121 п. 2 ст. 13 НК).

Для целей регулирования взимания и администрирования НДС с иностранных организаций и ИП НК дополнен ст. 1411, которая предполагается к вступлению с 01.07.2022.

 

Недвижимое имущество

С 2022 г. работы, услуги будут рассматриваться как непосредственно связанные с недвижимым имуществом в следующих случаях (дополнены нормы п. 1 ст. 117 НК):

– если недвижимое имущество необходимо для их выполнения (оказания);

– когда они предоставляются в отношении недвижимого имущества, имея целью его физическое изменение или изменение вещных прав на него.

 

Место реализации

Дополнена норма (ст. 117 НК), предусматривающая, что местом реализации будет признаваться территория РБ при сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)) и в наем недвижимого имущества и иной передаче (реализации) вещных прав на него.

При этом с 2022 г. при реализации услуг управления инвестиционным недвижимым имуществом, непосредственно связанных с недвижимым имуществом инжиниринговых, дизайнерских услуг, услуг авторского и технического надзора за строительством, изыскательских работ, местом реализации территория РБ признаваться не будет (изменена редакция подп. 1.1 п. 1 ст. 117 НК).

Местом реализации определена территория РБ и для следующих услуг (дополнен подп. 1.1 п. 1 ст. 117 НК):

– посреднические – при продаже или при сдаче в аренду (пользование) недвижимого имущества, а также при создании или передаче имущественных прав на недвижимое имущество, за исключением посреднических услуг при предоставлении мест для временного проживания (в гостиницах, санаториях, домах (лагерях) отдыха, кемпингах), если посредник действует от имени и в интересах другого лица;

– юридические, связанные с передачей (оформлением) права собственности на недвижимое имущество, его регистрацией, установлением или передачей имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением юридических услуг, предметом оказания которых является предоставление консультаций по исполнению договора о передаче недвижимого имущества или прав на него, его регистрации).      

 

НДС при УСН

В новой редакции изложена гл. 32 НК и в 2022 г.: организации, применяющие УСН не смогут быть плательщиками НДС даже по выбору, за исключением ввозного НДС и НДС при оказании услуг иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ.

 

Акцизы

Предусмотрена индексация ставок акцизов, а именно восьмикратное увеличение ставок на автомобильное топливо и введение налогового вычета. Применение налогового вычета позволит сохранить налогообложение акцизами топлива, которое производят белорусские НПЗ, на уровне 2021 г.

Вводятся новые объекты налогообложения акцизами (подп. 1.15 и 1.16 п. 1 ст. 15 НК):

– жидкости для электронных систем курения;

– нетабачная никотиносодержащая продукция.

 

Налог на прибыль

Инвестиционный вычет

Законопроектом предусмотрено повышение предельного размера инвествычета:

– по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам – с 15 до
20% их первоначальной стоимости;

– по машинам и оборудованию, транспортным средствам – с 30 до 40% их первоначальной стоимости.

Кроме того, предоставлена возможность применения инвествычета при:

– дооборудовании основных средств (ОС);

– возведении последующих очередей строительства и пусковых комплексов.

Конкретизирован порядок применения инвествычета в случаях, когда приобретение (создание) ОС осуществляется частично за счет безвозмездно принятых затрат или бюджетного финансирования.

 

Курсовые разницы

Курсовые разницы, возникающие в бухгалтерском учете при пересчете выраженной в иностранной валюте и (или) белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, обязательств по кредитам и займам, определяемые в порядке, установленном законодательством, могут по решению руководителя организации распределяться между организацией и филиалами независимо от результатов их финансово-хозяйственной деятельности пропорционально критерию, определенному учетной политикой организации (п. 15 ст. 167 НК).

 

Нормируемые затраты

Установлена возможность учитывать стоимость фактического использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) на производственные нужды и общехозяйственные цели на основании документов бухгалтерского учета с одновременным сохранением нормирования руководителем организации стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, а также цену оплаты зарядки электромобилей на зарядных станциях (ст.ст. 170 и 171 НК).

Предусмотрено нормирование по закрытому перечню расходов на рекламу, включаемых в состав затрат по производству и реализации, с отнесением иных видов рекламных расходов в состав прочих нормируемых затрат (подп. 2.10 п. 2 ст. 170 НК).

 

Внереализационные расходы

В целях урегулирования вопросов налогообложения затрат, производимых застройщиками (заказчиками) при строительстве, реконструкции объектов, принадлежащих государственным организациям, ус­­тановлено право плательщика учитывать при налогообложении прибыли затраты, произведенные заказчиком, застройщиком, составляющие стоимость товаров (работ, услуг), безвозмездно переданных в собственность РБ в лице государственных организаций, произведенные на основании решений, принятых государственными органами, или по условиям проведения аукционов на право заключения договора аренды земельных участков для строительства объектов или аукционов с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) (подп. 3.411 п. 3 ст. 175 НК).

Предусмотрена возможность передачи части внереализационных доходов и расходов организации в виде процентов за пользование кредитами и займами, а также курсовых разниц по кредитам и займам филиалам, исполняющим налоговые обязательства такой организации, в части, приходящейся на их деятельность, пропорционально выбранному плательщиком критерию (например, выручке), закрепленному в учетной политике.

 

Постоянное представительство

Если иностранная организация выполняет работы и (или) оказывает услуги на территории РБ в течение периода, превышающего 180 дней, непрерывно или в совокупности в любом двенадцатимесячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом периоде, такая деятельность с начала ее осуществления признается постоянным представительством иностранной организации, в т.ч. в случае ее осуществления в разных местах деятельности (п. 3 ст. 180 НК).

 

Переход с УСН на общий порядок

Организации, отражавшие выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по мере оплаты товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с п. 3 ст. 328 НК для целей исчисления налога при УСН и начавшие применять в текущем календарном году общий порядок налогообложения, выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных и не оплаченных до даты, с которой начато применение общего порядка налогообложения, и внереализационные доходы, причитавшиеся к получению и не полученные до этой даты, отражение которых в соответствии со ст. 174 НК не приходится на указанную дату либо после нее, учитывают при определении налоговой базы налога на прибыль по мере поступления оплаты товаров (работ, услуг), имущественных прав и фактического получения внереализационных доходов, но не позднее последнего числа текущего календарного года (п. 4 ст. 182 НК).

 

Ставка

Областные Советы депутатов или по их поручению местные Советы депутатов базового территориального уровня и Мингорсовет депутатов наделяются правом увеличивать (не более чем на 2 процентных пункта) ставку налога на прибыль для отдельных категорий плательщиков, полностью уплачивающих налог на прибыль в соответствующие местные бюджеты (п. 10 ст. 184 НК).

 

Налог на доходы

Существенные изменения вносятся и в ст. 194 НК.

Так, иностранная организация будет признана имеющей статус фактического владельца дохода, если в налоговом периоде, на который приходится дата возникновения обязательств по уплате налога на доходы, она:

– осуществляет в стране госрегистрации предпринимательскую деятельность;

– является непосредственным выгодоприобретателем такого дохода;

– вправе самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться этим доходом по своему усмотрению;

– не является организацией, осуществляющей в основном финансовую и (или) инвестиционную деятельность, которая выполняется непосредственно членом (членами) органа (органов) управления без привлечения для ее повседневного ведения деятельности работников, имеющих необходимую квалификацию организации, помимо указанных в абз. 5 п. 2 ст. 194 НК.

Кроме того, при определении факта осуществления иностранной организацией предпринимательской деятельности во внимание будут приниматься следующие критерии:

– обладание правоспособностью в соответствии с законодательством страны государственной регистрации иностранной организации;

– использование для ее осуществления труда работников (помимо членов органа (органов) управления, секретаря) в стране государственной регистрации; использование для ее осуществления объектов недвижимого имущества, оборудования, нематериальных активов (когда их использование и (или) предоставление в пользование связано с извлечением доходов от источников РБ), иных активов, которыми она владеет, располагает на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления; соразмерность используемых площадей и оборудования при осуществлении предпринимательской деятельности;

– соотнесение количества и квалификации работников осуществляемому иностранной организацией виду деятельности;

– признание иностранной организации плательщиком налога на прибыль (корпоративного налога или его аналога) по всем видам прибыли (дохода) согласно законодательству страны государственной регистрации.

При этом законопроектом преду­смотрено, что применение иностранной организацией в стране государственной регистрации льготы по налогу на доходы, которую она вправе применять в течение периода, ограниченного законодательством иностранного государства, не является основанием не признавать ее плательщиком такого налога.

Также устанавливается, что при определении статуса иностранной организации в качестве фактического владельца дохода будут учитываться выполняемые ею в целях получения такого дохода функции, имеющиеся полномочия и принимаемые риски.

 

Подоходный налог

Предусмотрено применение повышенной ставки подоходного налога в размере 20% в следующих случаях:

– в отношении зарплаты в «конвертах», полученной физическими лицами с 01.01.2022;

– в отношении доходов, исчисленных в соответствии с законодательством налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами, на основании актов камеральных проверок, составленных, начиная с 01.01.2022;

– при установлении контролирующими органами факта регистрации в СККС суммы дохода в виде выигрыша (возвращенных несыг­равших ставок) на физическое лицо, которому фактически выплата (перевод, перечисление) выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) не осуществлялась.

Для организаций (налоговых агентов) предусмотрено введение обязанности по ежеквартальному представлению налоговых деклараций по подоходному налогу с отражением сумм исчисленного и удержанного подоходного налога (автоматизация контроля).

Подробно о новациях по подоходному налогу мы уже писали (см. статью «Корректировки налогового кодекса по подоходному налогу», «ЭГ» № 76 за 05.10.2021).

 

Превышение расходов над доходами

Общая часть НК дополнена ст. 731, нормы которой будут комплексно регулировать вопросы камеральных проверок доходов и расходов физических лиц и взимание подоходного налога при установлении превышения сумм расходов над суммами доходов при отсутствии подтверждения источника доходов для произведенных расходов.

При этом нормы данной статьи устанавливают новые подходы к порядку уведомления физлица о направлении требования о представлении пояснений по осуществленным расходам. Так, налоговый орган сможет направить физлицу уведомления с использованием иных средств связи (телефонограмма, телеграмма, СМС-сообщение, элект­ронная поч­та или др.). Основным способом направления требования о представлении пояснений и расчете сумм превышения расходов над доходами будет, как и ранее, почтовое отправление заказным с уведомлением либо в личный кабинет плательщика. Если физическое лицо не получит отправленные почтой документы, то требование будет выслано повторно тем же способом, но физлицо будет считаться получившим документы со дня направления ему уведомления о повторном направлении требования посредством телефонограммы, телеграммы, СМС-сообщение, электронной почты или других средств связи.  

Изменены сроки предоставления физлицом пояснений об источниках доходов.

Сегодня физическое лицо обязано представить пояснения или декларацию о суммах доходов и расходов не позднее 10 рабочих дней, при этом у физического лица есть право подать ходатайство о продлении этого срока до трех месяцев.

С 2022 г. предусмотрено, что пояснения об источниках доходов физическое лицо будет обязано представить в письменной или электронной форме в течение 30 календарных дней со дня вручения ему документов

Следует также отметить, что предлагаемая редакция ст. 731 НК содержит новые основания, по которым налоговый орган будет вправе не принимать представленные источники в качестве дохода физического лица.

К основаниям, по которым представленные источники не будут приняты налоговым органом, предложено отнести следующие:

– налоговым органом установлены факты и (или) обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии возможности или реальности получения физлицом таких доходов (применяется и сейчас);

– основной целью совершения сделки является неуплата (неполная уплата) суммы налога (сбора) (сейчас аналогичное основание содержится в п. 4 ст. 33 НК и в отношении физлиц не применяется);

– имеются расхождения об условиях и порядке получения дохода в информации, представленной проверяемым физлицом, и лицом, являющимся источником дохода (применяется и сейчас);

– физлицом в качестве источников доходов заявлен доход, с которого не были уплачены соответствующие налоги, сборы (пошлины).

Если в отношении основной части оснований непринятия налоговым органом представленного источника дохода подходы очевидны, то такое основание, как основной целью совершения сделки является неуплата (неполная уплата) суммы налога (сбора), вызывает серьезные опасения, учитывая практику применения аналогичного основания для корректировки налоговых обязательств юридических лиц. Очевидно, что такое расширение оснований для доначисления подоходного налога при одновременном увеличении ставки до 20% требует, как минимум, четкого и понятного обоснования. Возникает вопрос: почему остальных оснований, перечисленных в п. 14 ст. 731 НК, недостаточно для выявления недобросовестных плательщиков и доначисления сумм подоходного налога?

Вместе с тем предусмотрен отказ от обязательного истребования декларации о доходах и имуществе. Проверку соответствия доходов и расходов физлица будут проводить на основании сведений о его доходах и расходах с сохранением механизма истребования пояснений об источниках доходов в случае установления превышения расходов над доходами. Одновременно в 2 раза (до 500 БВ) увеличивается размер превышения расходов над доходами, при котором у физлица будут истребованы дополнительные пояснения об источниках доходов.

Справочно: с 01.01.2021 БВ составляет 29 руб.

 

Налог на недвижимость

Предусмотрена отмена льготы в отношении физлиц при наличии у них в собственности более одной квартиры. Таким образом, с 2022 г. физические лица будут обязаны уплачивать налог на недвижимость уже с первой квартиры, находящейся в собственности. При этом льгота сохраняется для отдельных категорий граждан, нуждающихся в поддержке государства. Для данной категории лиц освобождать от налога на недвижимость будут квартиру, более дорогую по стоимости.

Одновременно с расширением круга плательщиков налога на недвижимость предусмотрено снижение ставки налога с 0,2 до 0,1%. При этом налоговая база будет определяться на основании базовой расчетной стоимости 1 м2 типового здания, сооружения. 

Льготы в отношении жилых домов, принадлежащих пенсионерам, инвалидам I и II групп, несовершеннолетним детям, лицам, признанным недееспособными, будут предоставляться вне зависимости от того, зарегистрированы ли в этих жилых домах иные трудоспособные лица.

Предусмотрен переход к вручению извещений и уплате налога физлицами по окончании налогового периода (сегодня извещения вручаются в текущем году – налоговом периоде).

 

Налог при УСН

С 2022 г. для ИП

Существенные изменения преду­смотрены для применения УСН.

Так, ИП, оказывающие услуги, за исключением услуг в сферах туризма, здравоохранения, общественного питания, техобслуживания и ремонта автомобилей и (или) мотоциклов, а также деятельности сухопутного транспорта, исключены из категории плательщиков, применяющих УСН. Также из числа плательщиков УСН исключены нотариусы, осуществляющие деятельность в нотариальном бюро.

Следовательно, ИП, услуги которых не попадут в исключения, будут обязаны перейти на уплату подоходного налога в общеустановленном порядке, т.е. необходимо будет подавать декларацию по подоходному налогу не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, и уплачивать подоходный налог не позднее 22 числа (отчетным периодом по подоходному налогу признается квартал).

Объектом налогообложения подоходным налогом является доход в виде разницы между выручкой и фактически понесенными затратами. Ставка налога – 16%.

ИП предоставлено право не вести учет фактических затрат для налогообложения, а при исчислении подоходного налога воспользоваться правом на применение имущественного вычета в размере 20% от выручки.

 

С 2022 г. для организаций

Изменены критерии применения УСН. Так, численность наемных лиц может быть до 50 человек, предельный пороговый размер выручки – 2150 тыс. руб.

Организации, применяющие УСН, утрачивают право быть плательщиком НДС, за исключением ввозного и при приобретении услуг у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах РБ. Соответственно, ставка налога при УСН не дифференцирована, поднимается на один процентный пункт и составит 6%.

Исключена возможность применения УСН при сдаче в аренду, предоставлении в иное возмездное пользование имущества с привлечением комиссионера (поверенного) или иного посредника.

Также предусмотрен запрет на применение УСН организациями, реорганизованными путем присоединения другой организации в случае, если:

– валовая выручка присоединенной организации за период применения ею УСН в календарном году, на который приходится дата внесения в ЕГР записи о прекращении деятельности присоединенной организации, превысит предельную величину, действующую для применения УСН;

– валовая выручка присоединенной организации, являвшейся плательщиком на 31 декабря налогового периода, предшествовавшего календарному году, на который приходится дата присоединения, превысит за этот налоговый период предельную величину, действующую для применения УСН.

 

С 2023 г.

Анализ предлагаемых изменений позволяет сделать вывод о том, что ИП утратят право на применение УСН.

Изменится объект налогообложения – будет применяться кассовый метод отражения выручки для определения объекта налогообложения, т.е. в налоговую базу будут включаться все поступления на расчетный счет и в кассу организации, в т.ч. авансы и предоплаты, за исключением узкого перечня поступлений, включающего полученные займы, ошибочно зачисленные и возвращаемые денежные средства, вклады в уставный фонд, суммы возмещения, не относящиеся к коммерческой деятельности.

 

Единый налог

Предусмотрено сокращение перечня видов деятельности, осуществляемых ИП с уплатой единого налога.

Одновременно предусмотрено существенное расширение перечня видов деятельности, которые станут возможны к осуществлению самозанятыми лицами с уплатой единого налога.

 

Агроэкотуризм

Предусмотрено исключение сельскохозяйственных организаций из числа плательщиков сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

Предполагается помесячная уплата сбора за каждую агроэкоусадьбу.

 

Налог на профессиональный доход

Это новый вид налога, дополнивший НК, который предложено ввести с 01.01.2023 для самозанятых граждан.

Следовательно, плательщиками  будут физические лица, получающие профессиональный доход от деятельности, при которой они не имеют работодателя и не привлекают физлиц по трудовым договорам и (или) по гражданско-правовым договорам, а также доход от использования имущества. Определение профессионального дохода закреплено в подп. 2.192 п. 2 ст. 13 НК.

Уплата налога будет осуществляться посредством приложения «Налог на профессиональный доход» – программного обеспечения МНС, применяемого с использованием смартфона или компьютера (включая планшетный), подключенного к сети Интернет, и заменит уплату подоходного налога с физлиц и иных налогов, взимаемых с доходов, полученных от осуществления ремесленной деятельности.

Ставки предусмотрено установить в следующих размерах:

– при работе с физлицами, а также юрлицами-нерезидентами – 10% от выручки;

– при работе с организациями-резидентами – 10% от выручки, если выручка не превышает 60 тыс. руб. В случае превышения этого значения ставка будет составлять 20%.

Следовательно, самозанятый сможет работать как с физическими, так и с юридическими лицами (сейчас самозанятый может работать только с физлицами). При этом размер выручки, которую самозанятый сможет получать от покупателей-нерезидентов, не ограничивается по размеру и будет облагаться по ставке 10%.

Налог будет уплачиваться не позднее 22 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (календарный месяц). При этом не предусмотрено предоставление самозанятым налоговой отчетности. Соответственно, не предусмотрена обязанность вести налоговый учет своих доходов.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by