Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Подоходный налог: что предлагают изменить белорусские чиновники и как это отразится на бизнесе и людях

На официальном сайте Минфина опубликован проект Закона «О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь», предусматривающий корректировку НК.

Проектом предусмотрен значительный блок изменений в порядок исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц, установленный гл. 18 НК.

Наиболее значимые новации проанализируем далее в статье.

 

Доходы, освобождаемые от подоходного налога

Проектом расширяется перечень доходов, не признаваемых объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц (ст. 196 НК). К их числу предлагается отнести доходы, полученные плательщиками:

  • в виде материального обеспечения, в размере оплаты или возмещения организациями и индивидуальными предпринимателями расходов на проведение культурных мероприятий, а также мероприятий, приуроченных к общереспубликанским и (или) профессиональным праздничным дням;
  • в размере стоимости освидетельствований, проводимых в соответствии с законодательством, профилактических прививок (вакцинации), оплаченных или возмещенных за счет средств организации или индивидуального предпринимателя.

Также расширяется перечень доходов, освобождаемых от подоходного налога (ст. 208 НК). К их числу предлагается отнести доходы, полученные плательщиками:

  • в размере оплаты ежемесячно представляемого одного дополнительного свободного от работы дня матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-­инвалида в возрасте до 18 лет;
  • в виде компенсации за износ транспортных средств, оборудования, инструментов и приспособлений, принадлежащих плательщику;
  • в виде выплат в размерах, определяемых Президентом и (или) Совмином лицам, награжденным государственными наградами РБ, к которым относятся почетные звания РБ, звание «Герой Беларуси», ордена и медали РБ;
  • в денежной и натуральной форме, включая призы, полученные победителями районных, областных, республиканских соревнований, смотров, конкурсов, фестивалей-­ярмарок, проектов и других аналогичных мероприятий, в размерах, установленных законодательством.

Проектом предусмотрено и расширение сферы применения отдельных льгот. Так, предложено освобождать от подоходного налога доходы:

– не являющиеся вознаграждениями за исполнение трудовых или иных обязанностей, получаемые от объединений профсоюзов их членами;

– от возмездного отчуждения в течение календарного года одного автомобиля, технически допустимая общая масса которого не превышает 3500 кг и число сидячих мест которого, помимо сиденья водителя, не превышает восьми, или другого механического транспортного средства, а также иного имущества (за исключением отдельных его видов), получаемые гражданами РБ, не признаваемыми налоговыми резидентами РБ.

Также исключается ограничение по размеру льготы, предоставляемой в отношении путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации РБ, приобретенных для детей в возрасте до 18 лет (в настоящее время предельный размер данной льготы составляет 954 руб. на каждого ребенка от каждого источника в течение налогового периода).

Одновременно проектом ограничивается льгота, установленная в отношении доходов в виде оплаты нанимателями страховых взносов по договорам добровольного страхования, – с 1 января 2022 г. она будет применяться без ограничения предельного размера, но только в отношении договоров добровольного страхования жизни, добровольного страхования дополнительной пенсии, добровольного страхования медицинских расходов (при условии, что договоры заключены на срок не менее 3 лет). В отношении иных договоров добровольного страхования может быть применена льгота, установленная п. 23 ст. 208 НК.

В настоящее время в отношении всех договоров добровольного страхования применяется льгота в размере, не превышающем 3890 руб., от каждого источника в течение налогового периода (п. 24 ст. 208 НК).

Не продляется льгота в отношении доходов, полученных физическими лицами, в виде процентов по договорам займа, в т.ч. микрозайма, иным договорам, предусматривающим аналогичные условия передачи в собственность денежных средств, заключенным данными лицами с потребительскими кооперативами финансовой взаимопомощи, членами которых они являются, при фактическом сроке таких договоров не менее одного года (п. 64 ст. 208 НК).

Проектом с 1 января 2022 г. предусматривается увеличение размеров сумм, в пределах которых может быть предоставлена льгота по подоходному налогу. Для удобства предполагаемые изменения мы объединили в таблицу 1.

Вид дохода

Размер льготы, руб.

Проект

2021 г.

От подоходного налога освобождаются
доходы:

 

 

полученные от физических лиц по договорам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности:

– в результате дарения;

– в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно (п. 22 ст. 208 НК)

 

8078

 

7521

в сумме от всех источников в течение налогового периода

не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением доходов, указанных в п.п. 14, 29 и 30 ст. 208 НК), полученные от:

– организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т.ч. полученные пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у индивидуальных предпринимателей (за исключением доходов, указанных в п. 24 ст. 208 НК);

2440 2272

– иных организаций и индивидуальных предпринимателей, за исключением доходов, указанных в п. 38 ст. 208 НК (п. 23 ст. 208 НК)

161

150

от каждого источника в течение налогового периода

С 01.01.2022 данная льгота не будет распространяться на суммы материальной помощи, оказываемой в соответствии с законодательными актами, постановлениями Совмина (п. 12 ст. 208 НК)

в виде безвозмездной (спонсорской) помощи, а также поступившие на благотворительный счет, открытый в банке РБ, пожертвований, полученных инвалидами, несовершеннолетними детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 29 ст. 208 НК)

 

16 142

 

15 030

в сумме от всех источников в течение налогового периода

 

Налоговые вычеты

Проектом предусмотрено увеличение с 1 января 2022 г. размеров стандартных налоговых вычетов (см. таблицу 2).

Условия предоставления налогового вычета

Размер налогового вычета, руб. в месяц

проект

2021 г

Установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 209 НК

135

126

Размер подлежащего налогообложению дохода, при получении которого может быть предоставлен стандартный налоговый вычет, установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 209 НК

817     

761

На ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (подп. 1.2 п. 1 ст. 209 НК)

40       

37

Вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю, а также лицу, имеющему двух и более детей в возрасте до 18 лет или такого же возраста детей-инвалидов (подп. 1.2 п. 1 ст. 209 НК)

75

70

Лицам, относящимся к двум и более категориям, указанным в подп. 1.2 п. 1 ст. 209 НК

75

70

Для категории плательщиков, перечисленных в подп. 1.3 п. 1 ст. 209 НК

190

177

Лицам, относящимся к двум и более категориям, указанным в подп. 1.3 п. 1 ст. 209 НК

190

177

 

 

Ставки налога

Проектом предусмотрено увеличение ставки налога:

– с 16 до 20% с доходов, исчисленных в соответствии с законодательством налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами;

– с 13 до 20% при установлении контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога с физических лиц налоговым агентом;

– с 4 до 20% при установлении контролирующим органом факта регистрации в специальной компьютерной кассовой системе, обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса (СККС), суммы дохода в виде выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) на физическое лицо, которому фактически выплата (перевод, перечисление) выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) не осуществлялась.

С 1 января 2022 г. проектом планируется введение налогообложения доходов, полученных от:

  • реализации продукции растениеводства и (или) животноводства, выращенной (произведенной) плательщиком и (или) лицами, состоящими с ним в отношениях близкого родства или свойства, опекуна, попечителя и подопечного, на земельном участке, находящемся на территории РБ;
  • реализации физическим лицам, не осуществляющим предпринимательскую деятельность, лекарственных растений, ягод, грибов, орехов и другой дикорастущей продукции;
  • сбора и сдачи лекарственного растительного сырья, дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, другой дикорастущей продукции организациям и (или) индивидуальным предпринимателям, осуществляющим в порядке, установленном законодательством, деятельность по промысловой заготовке (закупке) указанной продукции.

Так, при указании плательщиком в пояснениях об источниках доходов при проведении налоговым органом камеральной проверки перечисленных доходов в размерах, превышающих 200 базовых величин, с суммы превышения уплачивается подоходный налог по ставке в размере 10%.

 

Обязанности налоговых агентов

Проектом предусмотрено, что налоговые агенты обязаны будут представлять в налоговый орган по месту постановки на учет сведения о доходах, выплаченных в 2022 г. на территории РБ физическим лицам за приобретаемую у них продукцию растениеводства, указанную в ч.ч. 1 и 2 п. 19 ст. 208 НК, если размер выплаченного таким физическим лицам дохода превысит 2965 руб. в день (за 2021 год эти сведения должны представляться, если размер такой выплаты превысил 2761 руб.).

По проекту с 01.01.2022 для налоговых агентов вводится обязанность по представлению в налоговый орган по месту постановки на учет налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу.

Указанную декларацию необходимо будет представлять в электронной форме ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений