Подоходный налог: что предлагают изменить белорусские чиновники и как это отразится на бизнесе и людях
На официальном сайте Минфина опубликован проект Закона «О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь», предусматривающий корректировку НК.
Проектом предусмотрен значительный блок изменений в порядок исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц, установленный гл. 18 НК.
Наиболее значимые новации проанализируем далее в статье.
Доходы, освобождаемые от подоходного налога
Проектом расширяется перечень доходов, не признаваемых объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц (ст. 196 НК). К их числу предлагается отнести доходы, полученные плательщиками:
- в виде материального обеспечения, в размере оплаты или возмещения организациями и индивидуальными предпринимателями расходов на проведение культурных мероприятий, а также мероприятий, приуроченных к общереспубликанским и (или) профессиональным праздничным дням;
- в размере стоимости освидетельствований, проводимых в соответствии с законодательством, профилактических прививок (вакцинации), оплаченных или возмещенных за счет средств организации или индивидуального предпринимателя.
Также расширяется перечень доходов, освобождаемых от подоходного налога (ст. 208 НК). К их числу предлагается отнести доходы, полученные плательщиками:
- в размере оплаты ежемесячно представляемого одного дополнительного свободного от работы дня матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;
- в виде компенсации за износ транспортных средств, оборудования, инструментов и приспособлений, принадлежащих плательщику;
- в виде выплат в размерах, определяемых Президентом и (или) Совмином лицам, награжденным государственными наградами РБ, к которым относятся почетные звания РБ, звание «Герой Беларуси», ордена и медали РБ;
- в денежной и натуральной форме, включая призы, полученные победителями районных, областных, республиканских соревнований, смотров, конкурсов, фестивалей-ярмарок, проектов и других аналогичных мероприятий, в размерах, установленных законодательством.
Проектом предусмотрено и расширение сферы применения отдельных льгот. Так, предложено освобождать от подоходного налога доходы:
– не являющиеся вознаграждениями за исполнение трудовых или иных обязанностей, получаемые от объединений профсоюзов их членами;
– от возмездного отчуждения в течение календарного года одного автомобиля, технически допустимая общая масса которого не превышает 3500 кг и число сидячих мест которого, помимо сиденья водителя, не превышает восьми, или другого механического транспортного средства, а также иного имущества (за исключением отдельных его видов), получаемые гражданами РБ, не признаваемыми налоговыми резидентами РБ.
Также исключается ограничение по размеру льготы, предоставляемой в отношении путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации РБ, приобретенных для детей в возрасте до 18 лет (в настоящее время предельный размер данной льготы составляет 954 руб. на каждого ребенка от каждого источника в течение налогового периода).
Одновременно проектом ограничивается льгота, установленная в отношении доходов в виде оплаты нанимателями страховых взносов по договорам добровольного страхования, – с 1 января 2022 г. она будет применяться без ограничения предельного размера, но только в отношении договоров добровольного страхования жизни, добровольного страхования дополнительной пенсии, добровольного страхования медицинских расходов (при условии, что договоры заключены на срок не менее 3 лет). В отношении иных договоров добровольного страхования может быть применена льгота, установленная п. 23 ст. 208 НК.
В настоящее время в отношении всех договоров добровольного страхования применяется льгота в размере, не превышающем 3890 руб., от каждого источника в течение налогового периода (п. 24 ст. 208 НК).
Не продляется льгота в отношении доходов, полученных физическими лицами, в виде процентов по договорам займа, в т.ч. микрозайма, иным договорам, предусматривающим аналогичные условия передачи в собственность денежных средств, заключенным данными лицами с потребительскими кооперативами финансовой взаимопомощи, членами которых они являются, при фактическом сроке таких договоров не менее одного года (п. 64 ст. 208 НК).
Проектом с 1 января 2022 г. предусматривается увеличение размеров сумм, в пределах которых может быть предоставлена льгота по подоходному налогу. Для удобства предполагаемые изменения мы объединили в таблицу 1.
Вид дохода |
Размер льготы, руб. |
|
Проект |
2021 г. |
|
От подоходного налога освобождаются |
|
|
полученные от физических лиц по договорам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности: – в результате дарения; – в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно (п. 22 ст. 208 НК) |
8078 |
7521 |
в сумме от всех источников в течение налогового периода |
||
не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением доходов, указанных в п.п. 14, 29 и 30 ст. 208 НК), полученные от: – организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т.ч. полученные пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у индивидуальных предпринимателей (за исключением доходов, указанных в п. 24 ст. 208 НК); |
2440 | 2272 |
– иных организаций и индивидуальных предпринимателей, за исключением доходов, указанных в п. 38 ст. 208 НК (п. 23 ст. 208 НК) |
161 |
150 |
от каждого источника в течение налогового периода | ||
С 01.01.2022 данная льгота не будет распространяться на суммы материальной помощи, оказываемой в соответствии с законодательными актами, постановлениями Совмина (п. 12 ст. 208 НК) |
||
в виде безвозмездной (спонсорской) помощи, а также поступившие на благотворительный счет, открытый в банке РБ, пожертвований, полученных инвалидами, несовершеннолетними детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 29 ст. 208 НК) |
16 142 |
15 030 |
в сумме от всех источников в течение налогового периода |
Налоговые вычеты
Проектом предусмотрено увеличение с 1 января 2022 г. размеров стандартных налоговых вычетов (см. таблицу 2).
Условия предоставления налогового вычета |
Размер налогового вычета, руб. в месяц |
|
проект |
2021 г |
|
Установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 209 НК |
135 |
126 |
Размер подлежащего налогообложению дохода, при получении которого может быть предоставлен стандартный налоговый вычет, установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 209 НК |
817 |
761 |
На ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (подп. 1.2 п. 1 ст. 209 НК) |
40 |
37 |
Вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю, а также лицу, имеющему двух и более детей в возрасте до 18 лет или такого же возраста детей-инвалидов (подп. 1.2 п. 1 ст. 209 НК) |
75 |
70 |
Лицам, относящимся к двум и более категориям, указанным в подп. 1.2 п. 1 ст. 209 НК |
75 |
70 |
Для категории плательщиков, перечисленных в подп. 1.3 п. 1 ст. 209 НК |
190 |
177 |
Лицам, относящимся к двум и более категориям, указанным в подп. 1.3 п. 1 ст. 209 НК |
190 |
177 |
Ставки налога
Проектом предусмотрено увеличение ставки налога:
– с 16 до 20% с доходов, исчисленных в соответствии с законодательством налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами;
– с 13 до 20% при установлении контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога с физических лиц налоговым агентом;
– с 4 до 20% при установлении контролирующим органом факта регистрации в специальной компьютерной кассовой системе, обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса (СККС), суммы дохода в виде выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) на физическое лицо, которому фактически выплата (перевод, перечисление) выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) не осуществлялась.
С 1 января 2022 г. проектом планируется введение налогообложения доходов, полученных от:
- реализации продукции растениеводства и (или) животноводства, выращенной (произведенной) плательщиком и (или) лицами, состоящими с ним в отношениях близкого родства или свойства, опекуна, попечителя и подопечного, на земельном участке, находящемся на территории РБ;
- реализации физическим лицам, не осуществляющим предпринимательскую деятельность, лекарственных растений, ягод, грибов, орехов и другой дикорастущей продукции;
- сбора и сдачи лекарственного растительного сырья, дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, другой дикорастущей продукции организациям и (или) индивидуальным предпринимателям, осуществляющим в порядке, установленном законодательством, деятельность по промысловой заготовке (закупке) указанной продукции.
Так, при указании плательщиком в пояснениях об источниках доходов при проведении налоговым органом камеральной проверки перечисленных доходов в размерах, превышающих 200 базовых величин, с суммы превышения уплачивается подоходный налог по ставке в размере 10%.
Обязанности налоговых агентов
Проектом предусмотрено, что налоговые агенты обязаны будут представлять в налоговый орган по месту постановки на учет сведения о доходах, выплаченных в 2022 г. на территории РБ физическим лицам за приобретаемую у них продукцию растениеводства, указанную в ч.ч. 1 и 2 п. 19 ст. 208 НК, если размер выплаченного таким физическим лицам дохода превысит 2965 руб. в день (за 2021 год эти сведения должны представляться, если размер такой выплаты превысил 2761 руб.).
По проекту с 01.01.2022 для налоговых агентов вводится обязанность по представлению в налоговый орган по месту постановки на учет налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу.
Указанную декларацию необходимо будет представлять в электронной форме ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.