Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Консультации
03.06.2003 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Продавец изменил статус

Наша фирма (назовем ее "А") приобрела у немецкой фирмы ("Е") по договору поставки несколько автомобилей производства иностранной компании ("В"). Обязанностями по гарантийному и постгарантийному обслуживанию товара на момент заключения договора постав...

Наша фирма (назовем ее "А") приобрела у немецкой фирмы ("Е") по договору поставки несколько автомобилей производства иностранной компании ("В"). Обязанностями по гарантийному и постгарантийному обслуживанию товара на момент заключения договора поставки было наделено белорусское ООО ("С"), имевшее статус официального дилера компании-производителя ("В") в Беларуси. Поэтому наша фирма "А" и ООО "С" заключили дополнительно договор на обслуживание приобретенных автомобилей. Через некоторое время производитель изменил статус ООО "С": вместо официального дилера оно стало импортером автомобилей компании "В" в республику. Статусом дилера и соответственно обязанностями по гарантийному обслуживанию приобретенной техники наделялось иностранное предприятие "Д" -- резидент Республики Беларусь.
 
ООО "С" предложило нам перезаключить с предприятием "Д" договор на гарантийное и постгарантийное обслуживание, ранее заключенный с ООО "С". Стоит ли перезаключать договор? Какие это будет иметь последствия?

С. БОРИСЕНКО, г. Брест

В случае приобретения автомобилей фирмой "А" непосредственно у ООО "С", отношения между ними были бы более законодательно урегулированы, поскольку в соответствии со ст.ст. 439, 440 Гражданского кодекса РБ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи как на момент заключения договора (или другой определенный сторонами момент), так и в течение определенного периода времени (гарантийного срока). То есть продавец гарантирует, что качество товара на протяжении гарантийного срока будет неизменно высоким.

Если же качество товара ухудшится, то у покупателя возникнет право потребовать от продавца (или от производителя -- по выбору покупателя) соразмерного уменьшения цены товара, безвозмездного устранения недостатков товара и т.д. вплоть до замены товара ненадлежащего качества на товар соответствующего качества (ст.445 ГК). И продавец согласно договору в течение гарантийного срока обязан эти требования удовлетворить. Такое же условие содержалось и в договоре поставки, заключенном фирмой "А" и поставщиком техники.

Выполнение обязанностей по договорам в части гарантийных (постгарантийных) обязательств продавец (производитель) может возложить и на других лиц, наделив их соответствующими полномочиями. При этом ответственным перед покупателем за осуществление данных обязательств все равно остается продавец (производитель) товара.

В нашем случае изменение статуса ООО "С" не прекращает его обязательств перед фирмой "А" по обслуживанию автомобилей без уполномочивания иной организации продавцом.

Если подобные полномочия действительно были переданы, то оформление взаимоотношений между фирмой "А" и предприятием "Д" может проводиться следующим образом:

во-первых, в форме договора о переводе долга (обязательств по обслуживанию автомобилей) между ООО "С" и предприятием "Д", в котором должно быть указано на согласие фирмы "А" с заключением данного договора. По такому договору предприятие "Д" примет на себя обязанности по обслуживанию автомобилей вместо ООО "С". В документе должно быть указано, что у предприятия есть необходимая материально-техническая база и все полномочия от производителя;

во-вторых, если фирма "А" и предприятие "Д" намерены заключить договор о гарантийном обслуживании непосредственно между собой, то мы посчитали бы необходимым дополнить его положением о дополнительной (субсидиарной) ответственности ООО "С" перед фирмой "А". Такая ответственность реальна в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения предприятием "Д" обязанностей по обслуживанию автомобилей. Таким образом, ООО "С" также заинтересовано подписать договор.

Кроме того, у производителя автомобилей следует дополнительно запросить документы, подтверждающие нынешний статус ООО "С" и особенно предприятия "Д" с четким указанием того, какая из этих фирм наделена обязанностями по обслуживанию приобретенных автомобилей компании "В".

В заключение отметим, что юридические лица сейчас подолгу ищут свою нишу в хозяйственном обороте. Поэтому компания, еще вчера занимавшаяся гарантийным обслуживанием приобретенной за рубежом техники, уже сегодня может ее импортировать, а завтра -- собирать. Хорошо, если это происходит с целью оптимизации работы фирмы. Но не стоит забывать, что статус компании может быть изменен с целью "кинуть" покупателя продукции, оставив его без гарантийного обслуживания. Поэтому всегда необходима тщательная экспертиза всего объема документов, опосредующих отношения между поставщиком, покупателем, дилером и так далее.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by