Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
09.01.2009 13 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Приватизация — это живые деньги...

    В минувшем году в Беларуси утверждены масштабные планы разгосударствления предприятий. В список тех, кто должен сменить форму собственности, вошли такие крупнейшие производства, как МАЗ, БелАЗ, моторный и другие. По плана...

    В минувшем году в Беларуси утверждены масштабные планы разгосударствления предприятий. В список тех, кто должен сменить форму собственности, вошли такие крупнейшие производства, как МАЗ, БелАЗ, моторный и другие. По планам перевод РУП в ОАО с последующей продажей государственных пакетов акций должен обеспечить значительные валютные поступления в казну. В конце года, однако, с усилением мирового экономического кризиса многие усомнились в возможности выгодно продать активы и, соответственно, в целесообразности разгосударствления.

    В то же время эксперты Белорусской научно-промышленной ассоциации убеждены: запланированную на 2008-2010 гг. приватизацию необходимо провести. Она может стать существенной финансовой поддержкой всей экономики, при этом со сменой владельцев многие субъекты хозяйствования будут вынуждены перейти на рыночные принципы работы, что позволит им более полно раскрыть свой потенциал. Прокомментировать позицию БНПА в этом вопросе мы попросили председателя ассоциации Николая СТРЕЛЬЦОВА.

— Беларусь является государством с крайне открытой экономикой с точки зрения существующего уровня и плотности кооперированных связей производителей, взаимных поставок товаров. Это делает нас очень чувствительными к изменениям на внешних рынках. Мы убеждены, что именно продолжение реализации государственной программы разгосударствления и приватизации на 2008-2010 годы и даже расширение ее масштабов является важнейшей мерой снижения и упреждения последствий мирового кризиса.

    Сейчас ряд очень интересных иностранных инвесторов стал выстраивать под эту программу целую экономическую и инвестиционную политику. Не случайно так активизировались банковский сектор, консалтинговые компании.

    Поэтому, несмотря на падение мирового фондового рынка, следует ожидать серьезного прорыва в привлечении инвестиций. А для республики это по своей сути то же самое, как если бы правительство привлекло дополнительный стабилизационный кредит.

- Приватизация — очень непростой процесс. При ее проведении далеко не последнюю роль призваны сыграть различного рода консультационные структуры. Какую помощь могут оказать бизнес-союзы?

— Полагаем, что параллельно работе по предоставлению предприятиям больших экономических прав и свобод через разгосударствление и приватизацию должен идти процесс консолидации усилий посредством создания промышленных и научно-промышленных групп и объединений, присоединения предприятий к уже существующим объединениям и ассоциациям. Это позволит им более эффективно решать ряд вопросов развития. В одиночку приватизированным предприятиям, даже если они будут иметь самых грамотных специалистов и достаточное количество ресурсов, будет крайне трудно удержать и расширить рыночные сегменты. Особенно это усложняется в связи с проявлениями мирового экономического кризиса.

    В обоснование этого предложения хотелось бы добавить, что в России в последнее время идет активная концентрация промышленного капитала путем создания специализированных государственных корпораций, в том числе с включением в объединения предприятий негосударственной формы собственности. Правовые формы такой концентрации могут быть любыми, в том числе и не затрагивающими отношений собственности.

    Также следует наладить работу по переподготовке и повышению квалификации кадров приватизируемых предприятий на предмет их работы в рыночных условиях без поддержки государства. Основу такого обучения может составлять программа, подготовленная Министерством экономики для антикризисных управляющих.

- Насколько эффективным, на ваш взгляд, может быть привлечение международных организаций для помощи предприятиям в смене формы собственности?

— БНПА в рамках уставной деятельности прорабатывала данный вопрос с представительствами ряда международных организаций (ПРООН, Всемирного банка, МФК, ЕБРР, Европейской комиссии), а также с секретариатом ЮНИДО совместно с МИД Беларуси.

Мы пришли к выводу, что наиболее реальным является привлечение к данному процессу средств ЮНИДО и ПРООН, но соответствующие обращения в эти организации должны быть направлены от имени правительства. Эффект от такой помощи предприятиям, безусловно, будет.

- Николай Аверьянович, можно ли говорить о механизмах улучшения технических вопросов приватизации, приспособлении их под интересы предприятий и инвесторов?

— Важнейшим вопросом эффективного разгосударствления и приватизации является финансовая составляющая. При продаже пакетов акций или собственности в другой форме деньги поступают в бюджет государства. Но оттуда они на приватизированное предприятие, как правило, не идут. Инвестор для технического перевооружения, внедрения новых инновационных технологий вынужден изыскивать еще раз ресурсы. А денег зачастую для этого уже нет, они ушли на покупку предприятия.

    В этом случае можно было бы использовать следующий подход: акции или собственность передаются с отсрочкой расчетов по ним на несколько лет, но на определенных условиях. Например, собственник должен обеспечить рост объемов производства и продаж, увеличение прибыли. Если инвестор не выполнил условия и не рассчитался вовремя, то собственность изымается с компенсацией государству потерь. Для многих потенциальных инвесторов, и в первую очередь для белорусских (трудовых коллективов и директората), отсрочка в расчетах по приобретаемым активам на относительно длительный срок является единственным способом участия в приватизации. Таким образом мы сможем содействовать более активному формированию собственной национальной «буржуазии».

    Прямыми, а не косвенными инвесторами процесса приватизации могли бы стать белорусские банки. Вокруг таких центробежных точек естественным образом происходила бы концентрация промышленного капитала. Это не значит, что банки, скупая предприятия, должны заниматься несвойственными им функциями, например, организацией производства и сбытом продукции. Это за них могли бы делать управляющие компании. Но наладить контроль за рациональным и эффективным использованием ресурсов в качестве собственников банки могут. В последнее время многие из них справедливо связывают свое развитие с параллельным развитием клиентов, в том числе с созданием таких клиентов через приватизацию. Только переманивать их, предлагая более выгодные условия обслуживания, согласитесь, — это не стратегический путь развития. В условиях мирового кризиса тот, кто проводит активную инвестиционную политику на спаде цен, в будущем получит неплохие дивиденды. Для банков сейчас наступает самое время «создавать с нуля» свою клиентуру.

- Реально ли в условиях кризиса привлечь средства от приватизации (продажи активов) в намеченных ранее объемах? Найдутся ли покупатели и предложат ли они приемлемую цену?

— Пословица гласит: на каждый товар есть свой купец. Покупатели для приватизируемых белорусских активов, несомненно, найдутся. Наша задача и задача органов государственного, хозяйственного управления показать инвесторам привлекательность таких инвестиций, обеспечить наивысшую стоимость активов. А объемы продаж могут быть даже выше намеченных.

    Сегодня помимо крупных национальных проектов (например, строительство АЭС) есть тысячи предприятий коммунальной формы собственности, многие из которых расположены в малых населенных пунктах, где с этого года существуют льготные условия для ведения бизнеса. Но об этом пока еще мало знают даже наши ближайшие соседи россияне. В этом я убедился, участвуя в работе Международного конгресса промышленников и предпринимателей. БНПА по мере своих возможностей старается восполнить пробел. В целом же работа по позиционированию Беларуси как государства с большими инвестиционными возможностями должна проводиться системно и массово с привлечением органов государственного управления. И я уверен, что по результатам этой работы в ближайшее время, несмотря на кризис, зарубежные инвесторы как из ближайших стран-соседей (россияне, поляки, прибалты, немцы), так и из более отдаленных государств будут инвестировать в экономику нашей страны.

- И все-таки одной ускоренной приватизацией невозможно полноценно противостоять влиянию мирового кризиса. Пакет мер подготовило правительство. На ваш взгляд, на чем стоило бы дополнительно сосредоточиться?

— Помощь не должна быть направлена только в адрес крупных государственных предприятий. Следует добиваться равного доступа к получению государственных заказов для малого и среднего частного бизнеса. Необходимо также провести учет всех неиспользуемых производственных мощностей и площадей и предложить их на условиях аренды по пониженным ставкам.

    Поскольку, как показывает практика, фондовый рынок оказывает существенное влияние на процессы денежного обращения, предлагается часть функций по надзору и регулированию профессиональных участников рынка ценных бумаг передать Национальному банку. Какие это должны быть функции — требуется уточнение.

    Правительству было бы целесообразным выработать в форме рекомендаций Нацбанку приоритеты кредитования отраслей экономики и иные механизмы их стимулирования. Для обеспечения управляемости процессом необходим его мониторинг. Важными мероприятиями, на наш взгляд, были бы: развитие незаслуженно подзабытого целевого кредитования предприятий под расчеты за поставленную продукцию (факторинг); дальнейшее развитие кредитования малого и среднего бизнеса; целевое инфраструктурное финансирование перехода «большой» энергетики и предприятий на малозатратные энергосберегающие технологии.

    Важным инструментом привлечения и концентрации инвестиционных ресурсов могут быть облигационные займы под конкретные проекты, в том числе и под развитие инфраструктуры. К примеру, в Минске уже имеется успешный опыт привлечения средств по городскому облигационному займу для строительства жилья.

    Инструментарий помощи субъектам хозяйствования велик. Думаю, в правительстве это прекрасно понимают. Важно сейчас действовать оперативно. Время — это уже не просто деньги, а очень большие деньги.

Беседовал Александр ГЕРАСИМЕНКО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений