Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Приватизации не будет, даже если инвестор «хороший»

Фото: Mike Kemp/Getty Images

Приватизация неэффективных госпредприятий является трудным решением для нашего правительства, даже если речь идет о проблемном активе, а инвестором может стать известная белорусская компания смежного профиля, готовая реализовать крупный проект на недозагруженной производственной площадке.

Глава государства 23 марта посетил ОАО «Минское производственное кожевенное объединение», чтобы проконтролировать исполнение ранее выданных поручений и определить его дальнейшую судьбу. Дело в том, что в 2013–2016 гг. на предприятии была проведена модернизация, на которую было потрачено более 13 млн евро. Предполагалось, что внедрение нового технологического оборудования позволит расширить ассортимент производимой продукции, увеличить выпуск товаров с высокой добавленной стоимостью и минимизировать изготовление полуфабриката. Однако экономического чуда не произошло: финансовые показатели стали стремительно ухудшаться, а численность работников – таять.

 

Неуловимые посредники

Официальная причина низкой эффективности проведенной модернизации – падение спроса на натуральную кожу из-за тенденции к использованию более экологичных материалов. Есть и другие факторы, упоминаемые не так часто, например, посредничество в отрасли. В 2017 г. (через год после завершения модернизации) КГК провел ряд контрольно-аналитических мероприятий, которые показали, что на внутреннем рынке с долей в 75% по-прежнему доминирует импортная кожа. При этом собственное кожсырье через посреднические фирмы вывозилось из страны в необработанном виде или в виде полуфабриката, а белорусским производителям приходилось покупать готовый материал за рубежом. Несмотря на то что выявленные в 2017 г. посреднические схемы были пресечены, данные внешней торговли показывают, что сырье с низкой степенью переработки меньше экспортироваться не стало. Если в 2017 г. из страны вывезли 2376 т необработанных шкур КРС на общую сумму 2,5 млн долл., то в 2020 г. – 2778 т на сумму 707 тыс. долл. То же наблюдается по дубленой коже: объем экспорта в 2017 г. – 6723 т на сумму 17,5 млн долл., в 2020 г. – 8700 т на сумму 8,8 млн долл. Как видим, показатели объема растут, а стоимости – снижаются, что может свидетельствовать о том, что посреднические схемы в отрасли до сих пор не искоренены.

В это время финансовое положение предприятий отрасли ухудшилось. Например, в 2016 г. выручка МПКО составляла 41 млн руб., рентабельность реализации – 15,8%. В 2019 г. предприятие реализовало продукции на сумму 36,2 млн руб., а рентабельность снизилась в 3 раза – до 5,3%. При этом генеральный директор Ольга Политико заявляет, что развитию завода мешают «висящие на шее» 8 млн руб. задолженности перед мясокомбинатами за поставленное сырье. То есть финансовое состояние МПКО настолько истощено, а оборотных средств так мало, что оно уже не в состоянии рассчитаться с основными поставщиками сырья и просит поддержки у государства.

 

План приватизации хорош, но неприемлем

Любопытно, что на совещании обсуждался вопрос о приватизации завода путем его продажи СООО «Белвест». Это позволило бы создать отраслевую цепочку, объединяющую поставщика сырья и производителя конечной продукции, а также вовлечь в хозяйственный оборот неиспользуемые площади МПКО. Впервые такой сценарий начал обсуждаться еще в 2016 г., однако в то время государство предпочло сохранить актив за собой. Несмотря на то что время не пошло на пользу МПКО, Белвест интереса к приобретению не утратил. План получил поддержку правительства, которое и представило проект Президенту в качестве сценария по выходу из сложившейся ситуации. И хотя репутация покупателя сомнений не вызвала («хороший человек»), Александр Лукашенко отверг сценарий с продажей, отметив «не самые лучшие для предприятия и государства» условия.

По мнению главы государства, реализация МПКО приведет к ситуации, когда все сырье окажется в одних руках. Это несколько спорное заявление, если учесть, что завод – не единственное предприятие отрасли, а Белвест при всем желании не способен полностью переработать продукцию, выпускаемую заводом. Также непонятно, почему Президент назвал отрасль «стратегически важной для экономики», если в действительности ее доля невелика. Удельный вес компаний легкой промышленности составляет 3,4% в совокупном объеме промышленного производства, а доля меховых и кожаных изделий в общем валовом показателе отрасли не превышает 3,9%. Возможно, глава государства «набивает цену» заводу, пытаясь выторговать условия получше.

Однако реалии таковы, что очередь из потенциальных покупателей под дверьми не стоит, а организовать эффективную работу МПКО за 5 последних лет не смогли ни руководство компании, ни ее менедж­мент. Не исключено, что состояться приватизации мешает тот факт, что продажа МПКО будет означать неспособность правительства решить проблемы на отдельном, не самом большом госпредприятии, и это бросит тень на эффективность гос­управления в целом.

Второй вопрос, который рассматривался на совещании: что делать с неиспользуемыми заводскими площадями? Несмотря на то что аналогичный вопрос поднимался не раз, решения по-прежнему нет. Ситуация усложняется тяжелой экологической ситуацией в данном районе: соседство таких объектов, как очистные сооружения Минскводоканала и полигон для вывоза ТБО «Тростенецкий» (кроме деятельности самого МПКО), неоднократно вызывало нарекания населения близлежащих деревень и агрогородка Гатово. Теперь в районе возведут новые очистные сооружения для кожевенного производства. По распоряжению Президента на первый этап строительства направят 2 млн долл. Таким образом, отказавшись от прихода инвестора, глава государства тут же начал выделять средства для дальнейшей поддержки предприятия.

***

Почему мы решили заострить внимание на этой истории? Она красноречиво показывает внутренние противоречия в правительстве. Несмотря на то что МПКО в 2019 г. посещал премь­ер-­министр Сергей Румас, а руководитель Беллегпрома Татьяна Лугина «держит руку на пульсе», все равно без участия Президента не обошлось: он принимал итоговые решения. При этом наиболее целесообразный сценарий по приватизации, предлагаемый правительством, был отвергнут. Возможно, пора перестать раздавать деньги из бюджета и сменить лиц, ответственных за провал модернизации и ухудшение финансового положения предприятия. Логично передать площади тем, кто делом доказал, что может эффективно работать в отрасли, – не иностранному инвестору, а нашему, белорусскому СООО «Белвест».

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by 
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений