Приключения украинского перевозчика в Беларуси
По договору перевозки с украинским грузоотправителем украинский перевозчик доставил груз в пункт таможенного оформления г. Минска, указанный в гр. 13 СMR-накладной. Условия поставки – СПТ-Минск. Таможенное оформление груза декларантом нашего предприятия (резидентом РБ) будет производиться с колес, без его выгрузки на склад временного хранения.
После помещения товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления наше предприятие планирует поручить доставку перевозчику груза не на склад в Минске, а на производство в Борисове. Для этого мы хотим внести изменения в гр. 3 СMR-накладной, изменив г. Минск на г. Борисов.
Украинский перевозчик отказывается доставлять груз на наше производство в г. Борисов, ссылаясь на запрет в таможенном законодательстве.
Вправе ли мы обязать перевозчика доставить груз на наше производство, расположенное в г. Борисове, или при этом нарушается законодательство?
Можно ли вносить изменения в гр. 3 СMR-накладной?
Поскольку белорусское предприятие не является заказчиком автомобильной перевозки груза, оно не может обязать украинского перевозчика доставить груз в место доставки, отличное от сведений, указанных в гр. 3 СМR-накладной.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 12 Конвенции Организации Объединенных Наций о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) отправитель теряет право распоряжаться грузом с того момента, когда второй экземпляр CMR-накладной передан получателю или когда последний осуществляет свои права, предусмотренные в п. 1 ст. 13 Конвенции. С этого момента транспортер должен руководствоваться указаниями получателя груза.
Получатель согласно п. 1 ст. 13 Конвенции имеет право требовать передачи ему второго экземпляра CMR-накладной и сдачи ему груза по прибытии груза на место, предусмотренное для его сдачи, причем им выдается соответствующая расписка в принятии.
Право распоряжения грузом принадлежит получателю согласно п. 3 ст. 12 Конвенции с момента составления CMR-накладной (проставления получателем отметок в гр. 24). До тех пор пока принятие груза не осуществил грузополучатель, правом давать указания относительно изменения места доставки наделен Украинский грузоотправитель, заказчик автомобильной перевозки. Следовательно, по его поручению на основании п. 3 ст. 6 КДПГ перевозчиком могут вноситься изменения в СМR-накладную.
Таким образом, решать вопрос об изменении места назначения груза грузополучателю следует не с перевозчиком груза, а с грузоотправителем, заказчиком автомобильной перевозки груза.
Понесенные расходы перевозчика в связи с изменением места разгрузки груза должны быть выплачены в соответствии с требованиями п. 5 ст. 12 КДПГ.
В случае если заказчиком автомобильной перевозки грузов будут даны соответствующие указания украинскому перевозчику, то для последнего доставка груза в г. Борисов не будет считаться нарушением законодательства.
В соответствии с п. 2 ст. 344 Таможенного кодекса Таможенного союза для иностранного перевозчика не допускается использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки для перевозки грузов, начинающейся и завершающейся на таможенной территории таможенного союза (внутренняя перевозка по таможенной территории таможенного союза).
Основным моментом в осуществлении иностранным перевозчиком внутренней перевозки по территории таможенного союза могло бы служить оформление на территории РБ товарно-транспортной накладной ТТН-1, товарной накладной ТН-2, СМR- накладной, в которой значатся грузоотправитель и грузополучатель – резиденты Евразийского экономического союза.
Такая перевозка не считается каботажной. Каботаж – это выполнение транспортных услуг внутри определенной страны иностранным перевозчиком, когда место погрузки и выгрузки находится в одной стране.