$

2.4810 руб.

3.0232 руб.

Р (100)

3.4629 руб.

Ставка рефинансирования

8.50%

Программы

Предисловие к будущему: правительство сделало свои ставки

05.01.2021
Предисловие к будущему: правительство сделало свои ставки
Фото: freepik

Программа деятельности правительства на период до 2025 года утверждена постановлением Совмина от 24.12.2020 № 758. Рассмотрим ее основные положения, призванные повлиять на социально-экономическое развитие.

Работа Совмина согласно программе организуется на пяти принципах: результативности для каждого гражданина, равенства всех форм собственности, невмешательства в добросовестную конкуренцию, оперативности и прозрачности принятия решений, инициативы и личной ответственности членов правительства.

 

Зарплаты: повышения для бюджетников

Прогнозируется стабильный рост доходов населения (реальные располагаемые доходы за 5 лет должны вырасти на 20%). Существенный рост зарплат обещан бюджетникам. Правительство прогнозирует, что к 2025 г. педагоги будут получать среднюю зарплату по стране, учителя – на 6% выше средней, профессорско-преподавательский состав, врачи в 1,5 раза выше средней заработной платы.

Зарплаты среднего медперсонала должны подняться до 90% от средней зарплаты, работников сферы социального обслуживания и культуры до 80%, работников спортивной сферы и физической культуры превысить ее на 5%.

В производственном секторе опережающее повышение зарплат не прогнозируется. Цель здесь – достижение и поддержание заработной платы на уровне не ниже средней, сложившейся по соответствующему виду экономической деятельности в области или столице за 2020 год.

Минимальная зарплата в ближайшие годы должна будет повыситься до 30% от средней по стране, средний размер пенсии по возрасту – до 40%. При этом запланировано усиление дифференциации размеров пенсий и развитие добровольного накопительного пенсионного страхования.

Уровень реальной безработицы к концу 2025 г. не должен превышать 4,2% от экономически активного населения (в 2020 г. – 4%). Для этого будут продолжать внедрять гибкие формы занятости.

Изменения ожидаются и в части документооборота: из программы следует, что в 2022 г. в стране могут появиться электронные трудовые книжки.

Меры в сфере социальной защиты населения коснутся в основном людей с инвалидностью. Но здесь же предусмотрено и увеличение размера пособия по безработице до уровня бюджета прожиточного минимума трудоспособного населения, что должно произойти в следующем году. Что важно: нововведение коснется не всех безработных, а только тех, кто проживает на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда, и лишившихся работы не ранее чем за 5 лет до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

В плане демографии правительство рассчитывает на увеличение средней продолжительности жизни до 76,5 года. Власти также надеются на прирост трудовой иммиграции. Так, программа содержит требование о формировании перечня дефицитных профессий в целях их заполнения иностранными специалистами с предоставлением им упрощенного порядка осуществления трудовой деятельности.

 

Налоги: льгот станет меньше

Непосредственно в экономической сфере в программе определены такие направления, как поддержание макроэкономической сбалансированности и финансовой стабильности (ежегодная инфляция не должна превышать 5%), упрощение налоговой системы, поддержание долговой устойчивости страны, развитие предпринимательства, стимулирование конкуренции, повышение эффективности инвестирования.

Судя по положениям программы, госрегулирование цен на социально значимые товары не отменят.

Что касается бюджетно-налоговой политики, одновременно с упрощением самой налоговой системы и администрирования предусматривается расширение налогооблагаемой базы по основным налогам, в т.ч. посредством отмены неэффективных налоговых льгот, упрощение налогового администрирования в целях обеспечения простоты исчисления налогов. К 2025 г. ставится задача достижения 100%-ной собираемости налогов, при этом налоговая нагрузка на экономику не должна превышать 26% к ВВП.

Для поддержания долговой устойчивости экономики планируется ограничение привлечения связанных и несвязанных займов, а привлечение займов международных финансовых организаций должно использоваться исключительно на финансирование социально значимых и инфраструктурных проектов в целях обеспечения уровня государственного долга не более 40% к ВВП (в декабре 2020 г. он превысил 36%).

Обещано прекращение практики директивного кредитования. Ожидается, что оно будет осуществляться только в объемах, необходимых для завершения уже начатых проектов, а с 2023 г. инвестпроекты будут кредитоваться на рыночных условиях с распределением на конкурсной основе бюджетных трансфертов на возмещение части затрат.

В части развития предпринимательства стоит выделить сокращение оснований для привлечения к уголовной и административной ответственности за правонарушения в экономической сфере, пересмотр порогов наказания, исключение наказания в виде лишения свободы за преступления против порядка осуществления экономической деятельности для гарантирования права на разумный деловой риск и планируемое внедрение в экономическую сферу механизмов саморегулирования.

Уже в течение этого года обещано изменение законодательства о залоговом обеспечении малого и среднего бизнеса, включение самозанятых лиц в число субъектов МСП.

 

Приватизация, только малая

Кроме того, в программе речь идет о преобразовании системы управления и росте отдачи от государственных активов. В частности, рост производительности труда в государственном секторе запланирован в 1,4 раза, рост удельного веса рентабельных организаций в их общем количестве в 2025 году – до 85%.

Обещаны модернизация системы владельческого надзора путем перехода на профессиональную основу института представителей государства и избрания представителей государства на конкурсной основе, установление зависимости размера вознаграждения представителям государства от результатов работы, привлечение профессиональных управляющих, в т.ч. независимых директоров. Руководителей, добившихся успехов, будут поощрять специальными выплатами, должна появиться и система вознаграждений акциями предприятий.

В ближайшие два года на биржевые торги планируется выставить миноритарные пакеты акций 165 хозяйственных обществ с участием государства.

Ряд мер должен коснуться защиты прав инвесторов: введение стабилизационной оговорки, предусмат­ривающей гарантии от неблагоприятного изменения налогового законодательства на 3 года, закрепление особого правового режима в специальных инвестиционных договорах, отмена преимущественного права облисполкомов и Мингорисполкома на покупку акций.

Обещано также развитие страхового (за счет снятия запрета на участие негосударственных страховщиков в обязательном страховании) и финансового рынков.

Согласно программе наукоемкость ВВП через 5 лет должна составить не менее 1% (по итогам 2019 года – около 0,6%). Традиционно одним из направлений инноваций определена дальнейшая цифровизация экономики. Доля сектора информационно-коммуникационных технологий в ВВП в 2025 году должна составить не менее 7,5%, охват населения услугами сотовой подвижной элект­ро­связи по технологиям 4G и 5G – до 99%.

Ожидается, что в 2021 году появится отдельный регулятор в области цифрового развития. Разговоры о необходимости его создания идут уже около пяти лет. Из документа неясно, будет это новое министерство или расширят полномочия какого-либо существующего ведомства, например, Минсвязи.

 

В промсекторе разрешат банкротства?

Отдельная глава программы посвящена повышению эффективности производственной сферы. Пос­ле ознакомления с ней становится понятно, почему рост заработных плат в промышленности не сопровождается такими смелыми обещаниями, как в отношении заработков бюджетников.

Промышленным предприятиям, находящимся в руках государства, наконец, обещан полноценный мониторинг финансового состояния и их долговых обязательств. Предприятия разделят на несколько групп в зависимости от результатов оценки – о необходимости этого давно говорят эксперты Всемирного банка и белорусские исследователи (см. статью «Медленно, но верно: структура эффективности производства меняется, госсектор больше не главный наниматель», «ЭГ» № 83 за 03.11.2020).

Запланировано введение единого порядка реализации имущества при банкротстве через электронные торги, создание условий для стимулирования должника к исполнению своих обязательств надлежащим образом во избежание риска потери имущества. Эти и другие меры содержит подготовленный проект указа «О разрешении неплатежеспособности».

Также должны быть расширены функции Агентства по управлению активами за счет предоставления ему прав на приобретение активов жизнеспособных промышленных предприятий со значительным долгом.

Кроме прочего повышать эффективность промсектора планируют благодаря созданию семи госкорпораций в различных сферах и одного нового холдинга, который должен объединить стекольные производства.

***

В целом программа правительства на новую пятилетку выглядит содержательнее предыдущей – и за счет детализации планируемых мер, и благодаря тому, что включает намерения, которые с некоторой поправкой можно назвать реформистскими. Вопрос как всегда в наличии на то политической воли: чтобы оценка состояния госсектора или назначение независимых директоров не стали формальными процеду­рами ради привлечения под них международного финансирования.

Одновременно больший, чем преж­де, охват программой сфер и направлений и часть ее положений откровенно наводят на мысли о популизме. Ставка на новые производства сама по себе не приведет к обещанному росту доходов бюджетников. И антикризисным документ назвать сложно: создается впечатление, что экономика Беларуси в 2021 году стартует не с низкой прошлогодней базы с накопленными рисками, а из положения «чтобы как раньше, или даже лучше». И прямиком в «светлое будущее».

Автор публикации: Алексей АЛЕКСАНДРОВ


***
Макроэкономика: рубрики
Актуально
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное