Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №34(2728) от 03.05.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2354
EUR:
3.4633
RUB:
3.492
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Правительство инициирует новый комплекс мер поддержки экономики

Фото: freepik.com

В начале недели стало известно о подготовке правительством пакета дополнительных мер поддержки реального сектора экономики. Проект закона, включающий предложения правительства, обсудили 30 мая 2022 г. участники совещания у Александра Лукашенко.

Причиной, побудившей правительство инициировать дополнительные меры, стало ускорение снижения ВВП. Если в январе-марте экономика показала снижение на 0,4%, то по итогам апреля – 2,1%. Это означает, что ранее принятых мер поддержки и противодействия санкциям оказалось недостаточно.

В чем заключается «новизна» предлагаемых правительством подходов, пока точно неизвестно, однако в процессе обсуждения речь шла о «внутренней мобилизации экономики».

Как отметил первый вице-премьер Николай Снопков, главная цель законопроекта – помочь людям и предприятиям адаптироваться к новым реалиям. «Суть внутренней мобилизации экономики заключается в создании максимально простых, понятных условий, амортизирующих то внешнее давление, которое испытывают предприятия. Внутренний рынок, внутренние ресурсы и комфортная внутренняя среда – вот основы новой Беларуси, которая успешно на данный момент противостоит санкциям и будет так себя вести в дальнейшем».

Что касается конкретных форм поддержки и сфер, которые они затронут, то, по словам первого вице-премьера, они стандартные и состоят из основных элементов, этапов производства – закупки, логистика, расчеты, регуляторика. По каждой из данных сфер будут предложены определенные послабления. Это касается и аренды, и расчетов, и определенных видов налогов с тем, чтобы поддержать бизнес. Кроме того, планируется упростить процедуры по сертификации и маркировке товаров. Как отметил Н. Снопков, в законопроекте отражены предложения госорганов, предприятий, обл­исполкомов, бизнес-сообщества.

Дефицит бюджета увеличен до 4 млрд руб.

Часть положений законопроекта касается предоставления таможенных и налоговых отсрочек, введения моратория на рост имущественных налогов, запрета на выборочные проверки, введения отсрочки погашения потребительских кредитов и кредитов на жилье гражданам, а также запрета на увеличение в 2022 г. тарифов на теплоснабжение и электрическую энергию. Правда, уверенности в том, что все предложения войдут в конечную версию закона, нет, поскольку А. Лукашенко обратил внимание министров на необходимость оценить влияние предоставляемых льгот на доходы бюджета, а вместе с ним на зарплаты учителей, врачей, выплату пенсий и детских пособий. Он отметил, что нам не обойтись без жесткой экономии бюджетных расходов и сокращения ряда расходов, особенно на непервоочередные стройки, закупку техники и т.п.

Отметим, что по данным об исполнении госбюджета за январь-апрель план по бюджету был скорректирован. Расходная часть за апрель выросла на 1685 млн руб., при этом большая доля увеличения пришлась на общегосударственные расходы (+1279 млн руб.) и расходы на экономику (+290 млн руб.), в результате чего ожидаемый дефицит бюджета вырос с 2,5 млрд руб. до 4 млрд руб.

Закон не должен подменять работу

Какие положения войдут в финальную версию законопроекта, зависит от Совмина, которому А. Лукашенко дал полный карт-бланш. Как отметил Н. Снопков, главой государства принято решение: при нужности вынесенных на обсуждение решений имплементировать их в экономическую среду «в ближайшее время». При этом А. Лукашенко обратил внимание участников совещания на то, что закон не должен заменить собой реальную работу правительства на «узких» местах. Без того, чтобы засучить рукава и отрабатывать каждый контракт вручную, не обойтись. «Закон законом, но без того, чтобы в текущей ситуации возить калий "мешками" или дизель "бочками", мы не обойдемся». Отдельное внимание глава государства обратил на местную вертикаль, потребовав «нагружать» и «спрашивать на всю катушку» председателей исполкомов.

Несмотря на то что поручения им «давно розданы», Президент в очередной раз напомнил, на каких направлениях должны сосредоточить свои усилия руководители местных органов власти. Прежде всего закрепить в районах людей путем создания производств и перераспределения ресурсов, поскольку непрекращающийся отток специалистов в областные города и столицу может провалить всю экономическую работу как на местах, так и по стране в целом. По словам Лукашенко, перед руководителями на местах четко обозначены «абсолютно земные задачи»: один-два новых инвестпроекта на пятилетку в каждом районе, два самых слабых сельхозпредприятия – персонально за каждым председателем райисполкома, возрождение райагросервиса и передвижных механизированных колонн, удвоение темпов мелиорации, решение вопроса с пустующими домами и земельными участками.

***

Таким образом, несмотря на провозглашение новых подходов в реализации экономической политики, ничего нового в предлагаемых решениях мы не увидели. Возможно, больше конкретики появится, когда законопроект будет принят и опубликован.


Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by