Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Исследования, рейтинги
25.07.2017 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Портрет экспортера и его проблем

Белорусским экспортерам требуются упрощение бюрократических процедур, помощь в финансировании, сертификации и либерализация валютного законодательства. Такие результаты показало ан­кетирование, проведенное НИЭИ Министерства экономики.

Для участия в исследовании было отобрано 604 предприятия-экспортера. Большинство из них (202) – с объемом экспорта от 1 до 5 млн. USD, 16 – от 100 до 500 млн., а также одно – более 500 млн. USD (ОАО «БМЗ»). По численности занятых большинство – крупные (344) и средние (149) предприятия, а по формам собственности – частные (210) и смешанные (360). Таким образом, типичный белорусский экспортер – это крупное предприятие смешанной фор­мы собственности с объемом экспорта от 1 до 5 млн. USD.

В опросе приняло участие 30% включенных в выборку предприятий. У большинства из них доля экспорта в общем объеме производства составляет от 51 до 80%.

Большинство респондентов работает в пищевой промышленности (17,7%), производстве электрооборудования (10,5%), машин и оборудования, не включенных в другие группировки (9,9%), в легкой промышленности – 8,8%, деревообработке – 8,3%.

Основными рынками сбыта респондентов являются около 50 стран мира, но наибольшие объемы экспорта приходятся на Россию (89,5%), Казахстан (42%) и Украину (39,8%). Доля респондентов, работающих с остальными странами, – от 0,1 до 2%.

Уровень предоставления кредитной поддержки 37,6% предприятий оценивают как средний, 33,7% – считают его недостаточным, 17,1% – не используют кредиты, 11,6% – довольны предоставляемым уровнем кредитной поддержки, а 78,2% респондентов не считают необходимым введение дополнительных инструментов поддержки экспорта.

С отказами банков в предоставлении экспортных кредитов не сталкивались 72,8% респондентов, 5% – сталкивались из-за невозможности страхования экс­портных рисков с поддержкой государства, 1,7% – из-за сомнений банка в ликвидности залога, 1,7% – из-за несогласования сроков кредитования, 1,1% – из-за неверно составленной документации. 12,2% заявили, что не пользуются кредитами. Остальным отказывали из-за слишком малой суммы кредита или просроченных долгов. Большинство опрошенных (82,9%) не страховало экспортные риски с поддержкой государства, 11,1% – не сталкивались с проблемами, 6,1% респондентов – имели проблемы.

Увеличить сроки возврата валютной выручки по экспорту хотели бы 39,2% опрошенных, 14,9% желали бы их вообще отменить, а 42% не видят необходимости в таких изменениях.

Более половины респондентов (52,5%) полностью устраивает существующий порядок возмещения НДС по экспорту, а 47% – схема подтверждения уплаты НДС при экспорте в Россию и Казахстан. Недовольство в разной степени высказали всего 39,2 и 50,4%, а 4,4 и 7,2% считают, что эти вопросы не имеют значения. За создание единого органа по сертификации экспортной продукции высказались 46,4% респондентов, 37% – воздержались, 16,6% – выступили против. Укрепление курса белорусского рубля не изменило объемы экспорта у 55,8% респондентов, но у 26% они снизились, а у 16% даже увеличились.

87,8% респондентов уверяют, что не сталкиваются с проблемами при взаимодействии с органами госуправления по вопросам экспорта. Гораздо больше их беспокоит конкуренция (74%), недостаток финансовых средств для участия в выставках и получения информации о зарубежных рынках (37% и 28,7%), валютный и таможенный контроль (15,5 и 7,2%), нехватка квалифицированных специалистов (3,3%) и сотрудников, владеющих иностранными языками (6,6%). Есть проблемы на макроуровне, в т.ч. политические: нестабильность валютного рынка, действия Россельхознадзора и ЕЭК, решения правительства, высокие тарифные и нетарифные барьеры. Среди проблем микроуровня: дефицит оборотных средств, отсутствие международных сертификатов на продукцию, высокие транспортные затраты, демпинг конкурентов, низкий спрос и сложности с поиском партнеров.

Большинство опрошенных (57,5%) реализует свою продукцию через товаропроводящие сети. Но лишь немногие удовлетворены их работой, а 70–80% вообще отказались оценить качество деятельности ТПС.

В госзакупках и тендерах в России не принимают участия 58% респондентов. Остальные жалуются на отсутствие единого механизма в этой области в странах ЕАЭС, необходимость регистрировать предприятия в РФ, предоставлять обеспечения обязательств и иные трудности.

Большинство респондентов (48,6%) не смогло ответить, как повлияет членство Беларуси в ВТО на их деятельность, но 12,7% относятся к такой перспективе негативно. Почти половина к этому готовится, активизируя маркетинговые мероприятия и модернизацию производства.

В рамках исследования были сформулированы предложения по поддержке экспорта. Среди них упрощение и удешевление сертификации, лицензирования, таможенного оформления, кредитования и страхования, продления внеш­неторговых операций, облегчение доступа к льготному кредитованию, снижение платежей за землю, возврат прежних льгот резидентов СЭЗ или снижение размера таможенных пошлин, упрощение процедуры подтверждения уплаты НДС при экспорте в страны ЕАЭС, отмена обязательной продажи валютной выручки, компенсация затрат на выставки за рубежом и НИОКР, введение услуг trade-in, развитие аутсорсинга и финансовых программ для экспортеров, ин­формационная поддержка, создание ус­ловий хеджирования валютных рисков и равноправной конкуренции с компаниями стран ЕАЭС и другие меры.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by