$

2.1254 руб.

2.4175 руб.

Р (100)

3.1964 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Судебная практика

Подписи главбуха на акте сверки иногда недостаточно

27.11.2018

Как показала судебная практика, акт сверки расчетов, который был подписан только главным бухгалтером, представляющим интересы должника, в некоторых случаях не может служить подтверждением письменного признания последним взыскиваемой суммы денежных средств. Информация об одном из таких дел размещена на интернет-портале судов общей юрисдикции Беларуси.

Суть дела

Экономическим судом 28.08.2018 была рассмотрена жалоба ООО «С» (далее – заявитель) на совершение исполнительной надписи о взыскании с него в пользу ООО «А» задолженности по договору строительного подряда нотариусом Б.

Из материалов дела следует, что ООО «А» к заявлению о совершении исполнительной надписи в качестве документа, подтверждающего письменное признание должником взы­скиваемой задолженности, представило акт сверки расчетов, подписанный со стороны ООО «А» директором, а со стороны заявителя – главбухом.

Заявитель обратился в суд с жалобой на совершение этой исполнительной надписи, указав, что акт сверки расчетов был подписан неуполномоченным лицом.

В отзыве на жалобу нотариус Б. отметила, что с заявленными требованиями не согласна, поскольку ООО «А» представило весь необходимый пакет документов для совершения исполнительной надписи, в т.ч. акт сверки расчетов с печатями и подписями сторон. При этом законодательством не установлено, кто должен подписывать акт сверки, и не предусмотрена его единая форма. Поэтому в локальных правовых актах полномочие подписывать акты сверки может быть предоставлено любому работнику.

ООО «А» также возражало против удовлетворения поданной жалобы, указав, что все акты сверки между сторонами подписывались со стороны заявителя главбухом, что не противоречит действующему законодательству.

Что принял во внимание суд

На основании ст. 49 Гражданского кодекса, согласно которой юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством и учредительными документами, акт сверки расчетов, как и другие юридически значимые документы, должен подписывать руководитель организации или уполномоченное им лицо с приложением документа, подтверждающего полномочия.

При этом документы, подтверждающие полномочия главбуха на подписание акта сверки, к заявлению при обращении к нотариусу приложены не были.

Судом были рассмотрены трудовой договор, заключенный с главбухом заявителя, его должностная инструкция, а также устав ООО «С». Из представленных документов не усматривалось наличие у главбуха полномочий на распоряжение денежными средствами организации, а также на подписание актов сверок с ООО «А».

Представитель заявителя в судебном заседании также указал, что главбуху доверенность не выдавалась.

Таким образом, представленный ООО «А» нотариусу акт сверки не может служить подтверждением письменного признания должником взыскиваемой суммы денежных средств.

Статьей 106 Закона от 18.07.2004 № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности» установлено, что нотариус совершает исполнительную надпись при условии, что представленные документы соответствуют законодательству и подтверждают бесспорность требования взыскателя к должнику (при совершении исполнительной надписи о взыскании задолженности).

Судебное решение

При всех перечисленных обстоятельствах суд пришел к выводу, что жалоба заявителя подлежит удовлетворению, поскольку исполнительная надпись совершена нотариусом при отсутствии всех условий, предусмотренных законодательством, что является основанием для ее отмены.

Решение экономического суда обжаловано не было и 19.09.2018 вступило в законную силу.

                  * * *

Уверены, что решение экономического суда было бы противоположным, если ли бы руководство пострадавшего ООО «А», которое лишилось права требовать от должника возврата денежных средств самым простым способом – путем обращения к нотариусу для совершения исполнительной надписи, отнеслось к оформлению полномочий своих работников более серьезно. Отсюда вывод для всех руководителей организаций: когда вы отправляете своего главного бухгалтера даже на такое «рутинное» дело, как подписание акта сверки расчетов с контрагентом, позаботьтесь о том, чтобы на это у него была доверенность, оформленная в установленном законодательством порядке. В противном случае возможны неприятные для вас последствия.

Автор публикации: Подготовил Александр БОРИСОВ

Статья доступна для бесплатного просмотра до: 01.01.2028


Право: список рубрик
Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях