Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Юридическим лицам
19.01.2016 56 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Подоходный налог в 2016 году: индексация вычетов и пересмотр льгот

Законом от 30.12.2015 № 343-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» (далее – Закон № 343-З) внесены существенные коррективы в главу 16 НК «Подоходный налог». Рассмотрим наиболее важные новшества обложения доходов граждан в новом году.

 

В 2016 г. расширен предусмотренный п. 2 ст. 153 НК перечень доходов, не признаваемых объектом налогообложения. К ним теперь относятся доходы:

полученные плательщиками в размере платы, производимой за счет средств местных бюджетов, за пользование предоставленным на период прохождения альтернативной службы помещением и за жилищно-коммунальные услуги (подп. 2.161 п. 2 ст. 153 НК).

Включение указанных доходов в перечень объектов, не признаваемых объектом обложения подоходным налогом, обусловлено необходимостью приведения НК в соответствие с Законом от 4.06.2015 № 276-З «Об альтернативной службе» (далее – Закон № 276-З), ст. 34 которого установлено, что граждане, проходящие такую службу, освобождаются от платы за пользование предоставленным им на период прохождения альтернативной службы помещением и за жилищно-коммунальные услуги. При этом финансироваться указанные расходы будут за счет средств местных бюджетов.

Обратим внимание, что подп. 2.161 п. 2 ст. 153 НК вступает в силу с 1 июля 2016 г. (ст. 14 Закона № 343-З).

Кроме того, с учетом внесенных в подп. 2.17 п. 2 ст. 153 НК изменений расширен перечень случаев, при которых доходы, полученные физическими лицами в рамках проведения рекламы и рекламных игр, если по условиям их проведения отсутствуют сведения о получателях этих доходов, не признаются для последних объектом обложения подоходным налогом. Так, с 1.01.2016 г. указанные доходы не будут облагаться подоходным налогом и в случае, если они будут получены в виде выполненных для них работ или оказанных услуг. Напомним, что согласно прежней редакции подп. 2.17 п. 2 ст. 153 НК объектом обложения подоходным налогом не признавались доходы, полученные плательщиками только в размере стоимости товаров, розданных в рамках проведения рекламы и рекламных игр, если по условиям их проведения отсутствуют сведения о получателях таких товаров. Данная корректировка НК обусловлена тем, что в соответствии со ст. 2 Закона от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» объектом рекламирования может являться не только товар, но и работа, и услуга.

В законодательстве РБ, а также международных правовых актах понятие «межгосударственное образование» не имеет четкого определения и критериев для квалификации в качестве такового. С учетом этого и в целях установления единого налогового режима в отношении представительств и органов межгосударственных образований и получаемых от них физическими лицами доходов внесены изменения в ст.ст. 154, 155 и 175 НК, согласно которым межгосударственные образования так же, как и международные организации, не признаются налоговыми агентами.

Таким образом, с 1.01.2016 г. к доходам, полученным от источников, относятся:

в Республике Беларусь – вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая денежные вознаграждения и надбавки за особые условия работы (службы), выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействие), получаемые плательщиками от белорусских организаций, белорусских индивидуальных предпринимателей (нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в нотариальном бюро (далее для целей настоящей главы – нотариусы), адвокатов), иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории РБ через постоянное представительство, представительств иностранных организаций, открытых в порядке, установленном законодательством РБ, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих плательщиков обязанности или откуда производились выплаты этих вознаграждений (подп. 1.6 п. 1 ст. 154 НК);

за пределами Республики Беларусь – вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая денежные вознаграждения и надбавки за особые условия работы (службы), выполненную работу (оказанную услугу), совершение действия (бездействие), получаемые плательщиками от иностранных организаций (кроме доходов, получаемых от иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, представительств иностранных организаций, открытых в порядке, установленном законодательством РБ), ино­странных индивидуальных предпринимателей, представительств и органов международных организаций и межгосударственных образований, дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих плательщиков обязанности (абз. 11 ст. 155 НК).

Налоговая база

В соответствии с Законом № 343-З изменился установленный ст. 156 НК порядок определения налоговой базы подоходного налога:

1) предусмотрен порядок определения налоговой базы белорусскими организациями, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства через постоянные представительства, когда сумма исчисленного ими в соответствии с законодательством РБ подоходного налога больше суммы уплаченного в бюджет иностранного государства и, соответственно, зачтенного налога (п. 31 ст. 156 НК).

Возможность такого зачета предоставлена указанным белорусским организациям с 1.01.2016 г. на основании п. 11 ст. 182 НК, согласно которому исчисленные в соответствии с законодательством иностранного государства и удержанные у плательщика, являющегося налоговым резидентом РБ, суммы налога с доходов, полученных плательщиком за работу в постоянном представительстве, подлежат зачету в пределах таких сумм, но не более суммы подоходного налога, исчисленной с указанных доходов в соответствии с НК.

Так, согласно п. 31 ст. 156 НК налоговая база подоходного налога при исчислении его на основании законодательства РБ определяется белорусскими организациями, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства через постоянные представительства, за каждый календарный месяц налогового периода как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, применяемых согласно ст. 164 НК, с учетом особенностей, установленных главой 16 НК.

Таким образом, при определении налоговой базы в отношении указанных доходов социальные и имущественные налоговые вычеты, установленные ст.ст. 165 и 166 НК, не применяются (данные вычеты могут быть предоставлены непосредственно работнику налоговым органом по возвращении его в РБ);

2) установлен порядок определения налоговой базы в отношении доходов плательщиков в виде выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), полученных физическими лицами от организаторов азартных игр – юридических лиц РБ (п. 41 ст. 156 НК). Так, согласно п. 41 ст. 156 НК налоговая база в отношении указанных доходов определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, без применения налоговых вычетов, предусмотренных ст.ст. 164–166 и 168 НК, и освобождения от подоходного налога, предусмотренного ч. 1 подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК. Необходимость данной нормы обусловлена отмены с 1.01.2016 г. льготы в отношении указанных доходов и установлением в отношении них ставки подоходного налога в размере 4% (п. 5 ст. 173 НК).

Кроме того, в целях систематизации в НК норм, касающихся применения стандартных налоговых вычетов при определении налоговой базы, п. 3 ст. 156 НК дополнен положениями, предусматривающими, что из начисленного дохода, в отношении которого ставки подоходного налога установлены п. 1 и подп. 3.1 и 3.3 п. 3 ст. 173 НК, производится вычитание стандартных налоговых вычетов в размерах, действовавших в месяце, за который исчисляется подоходный налог. До вступления в силу Закона № 343-З указанное требование содержалось в подп. 3.4 п. 3 ст. 175 НК.

Отметим, что по сравнению с 2015 г. порядок определения налоговой базы по указанным доходам, а также доходам, в отношении которых ставки подоходного налога установлены п. 2, подп. 3.2 п. 3 ст. 173 НК, и доходам, исчисленным налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами в соответствии с законодательством о декларировании физическими лицами доходов и имущества, не изменился.

Согласно Декрету Президента от 2.04.2015 № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» налоговые органы вправе определять доходы в виде превышения расходов над доходами граждан не только в соответствии с законодательством о декларировании физическими лицами доходов и имущества, но и с данным Декретом. В связи с этим Законом скорректирован п. 5 ст. 156 НК. Так, на основании п. 5 ст. 156 НК налоговая база в отношении указанных доходов определяется как денежное выражение суммы такого превышения без применения налоговых вычетов, предусмотренных ст.ст. 164–166 и 168 НК.

Обратим внимание, что с 1.01.2016 г. ставка подоходного налога в отношении доходов граждан, определенных налоговым органом, в размере сумм превышения их расходов над их доходами, установлена в размере 16% (подп. 4.2 п. 4 ст. 173 НК).

Изменение в п. 1 ст. 157 НК «Особенности определения налоговой базы подоходного налога с физических лиц при получении доходов в натуральной форме» вызвано необходимостью приведения его положений в соответствие с Законом от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании». Согласно п. 1 ст. 157 НК с учетом внесенных в него Законом № 343-З изменений при получении плательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база подоходного налога определяется как стоимость (с учетом НДС, а для подакцизных товаров – и акцизов) этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из регулируемых цен (тарифов), а при их отсутствии – как стоимость (с учетом НДС, а для подакцизных товаров – и акцизов), определенная организациями и индивидуальными предпринимателями на дату начисления плательщику дохода.

С учетом коррективов в п. 5 ст. 160 НК с 1.01.2016 г. налоговый вычет в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов на приобретение, реализацию, погашение и хранение ценных бумаг или в размере 10% доходов, полученных по операциям с такими бумагами, в течение налогового периода может быть предоставлен эмитентом, приобретающим эти бумаги собственной эмиссии на неорганизованном рынке (с указанной даты он наравне с профессиональным участ­ником рынка ценных бумаг признается налоговым агентом). Согласно ст. 26 Закона от 5.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг» к профессиональным участникам рынка ценных бумаг относятся дилеры, брокеры и доверительные управляющие, которые осуществляют куплю-­продажу эмиссионных ценных бумаг между собой только на организованном рынке, за исключением случаев, установленных законодательными актами РБ о ценных бумагах. В связи с этим, чтобы избежать дублирования в НК одинаковых положений, из п.п. 4 и 5 ст. 160 НК исключены биржевые брокеры.

С 1.01.2016 г. при определении налоговой базы подоходного налога при получении доходов по операциям доверительного управления денежными средствами в соответствии со ст. 1601 НК надо обратить внимание на следующее:

1) не будет учитываться убыток, полученный при прекращении срока действия договора доверительного управления денежными средствами (из п. 2 ст. 1601 НК исключены соответствующие положения). Напомним, что до 1.01.2016 г. в случае получения убытка при пре­кращении действия договора доверительного управления денежными средствами такой убыток уменьшал налоговую базу подоходного налога, определенную нарастающим итогом за период действия договора. При этом при исчислении подоходного налога налоговым агентом учитывались ранее удержанные и перечисленные в бюд­жет суммы налога с доходов по операциям доверительного управления денежными средствами. Возврат из­лишне удержанного у плательщика подоходного налога осуществлялся в порядке, установленном п. 3 ст. 181 НК;

2) документально подтвержденные расходы, возмещенные (понесенные) вверителем и (или) выгодоприобретателем и связанные с операциями, совершаемыми доверительным управляющим по договору доверительного управления денежными средствами, произведенные в иностранной валюте, подлежат пересчету в белорусские рубли по официальному курсу к соответствующей иностранной валюте, установленному Нацбанком на дату фактического получения плательщиком доходов по операциям доверительного управления денежными средствами (соответствующими положениями дополнен п. 2 ст. 1601 НК). Данное дополнение обусловлено тем, что НК не был установлен порядок определения налогооблагаемого дохода в Br при осуществлении соответствующих расходов в иностранной валюте, тогда как согласно законодательству договор доверительного управления денежными средствами может заключаться и в Br, и в иностранной валюте.

В перечень доходов, освобождаемых от обложения подоходным налогом, с 1.01.2016 г. включены доходы в виде грантов Президента в науке, образовании, здравоохранении, культуре (подп. 1.441 п. 1 ст. 163 НК), которые выплачиваются из фонда Президента и имеют целевое назначение. В соответствии с Указом от 13.09.2013 № 425 «О грантах Президента Республики Беларусь в науке, образовании, здравоохранении, культуре» руководителям и специалистам организаций, осуществляющих деятельность в науке, образовании, здравоохранении, культуре, внесшим значительный вклад в развитие соответствующей отрасли и участвующим в научных исследованиях, инновационных проектах, имеющих приоритетное значение для реализации государственных программ и важнейших направлений социально-­экономического развития РБ, предоставляются гранты. Такие гранты выплачиваются за счет средств резервного фонда Президента. Средства, выплаченные получателю гранта, подлежат возврату в республиканский бюджет в случае, если научное исследование не было реализовано получателем гранта без уважительных причин.

Льготы

Законом расширена сфера применения отдельных льгот. Так, с 1.01.2016 г.:

1) в подп. 1.7 п. 1 ст. 163 НК внесены изменения, согласно которым ежемесячные денежные выплаты плательщикам, имеющим почетные звания «Народный артист Белорусской ССР», «Народный художник Белорусской ССР», «Народный учитель Беларуси», будут освобождаться от подоходного налога в размерах, определяемых Президентом и (или) Совмином. Внесение указанных дополнений в подп. 1.7 п. 1 ст. 163 НК обу­словлено тем, что эти почетные звания учреждены Законом от 28.04.2015 № 256-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования системы государственных наград».

Как и прежде, в соответствии с подп. 1.7 п. 1 ст. 163 НК освобождаются от подоходного налога аналогичные денежные выплаты плательщикам, имеющим такие почетные звания, как «Народный артист СССР», «Народный артист РСФСР», «Народный артист Российской Федерации», «Народный артист Беларуси», «Народный архитектор СССР», «Народный врач СССР», «Народный врач Белорусской ССР», «Народный врач Беларуси», «Народный писатель Беларуси», «Народный поэт Беларуси», «Народный художник СССР», «Народный художник РСФСР», «Народный художник Российской Федерации», «Народный художник Беларуси», «Народный учитель СССР», «Народный учитель Белорусской ССР»;

2) из подп. 1.24-1 п. 1 ст. 163 НК исключено условие, согласно которому доходы плательщиков, полученные от реализации акций белорусских организаций, отчуждаемых не ранее 3 лет с даты приобретения любому третьему лицу, не являющемуся эмитентом данных акций, могли быть освобождены от обложения подоходным налогом, только если эти акции приобретены в ходе их первичного размещения. Указанная корректировка обусловлена тем, что законодательство, регулирующее отношения, связанные с эмиссией, обращением и погашением эмиссионных ценных бумаг, не содержит понятия «первичное размещение ценных бумаг». Кроме того, при применении данной нормы на практике возникали вопросы, связанные с определением акций как приобретенных в ходе их первичного размещения, а также с перечнем документов, подтверждающих право на эту льготу.

Размещение акций осуществляется в случае создания акционерного общества, в т.ч. в результате реорганизации юридического лица иной организационно-правовой формы, а также в случае выпуска дополнительных акций. При этом в каждом из перечисленных случаев факт приобретения акций в ходе их первичного размещения будет подтверждаться различными документами, полный перечень которых установить невозможно.

Таким образом, с 1.01.2016 г. от подоходного налога освобождаются доходы, полученные от реализации акций белорусских предприятий, как приобретенных в ходе их первичного размещения, так и на вторичном рынке. При этом сохранено условие, что реализуемые акции должны принадлежать физическому лицу не менее 3 лет с даты их приобретения и быть реализованы лицу, не являющемуся эмитентом данных акций;

3) подп. 1.37 п. 1 ст. 163 НК дополнен положением, согласно которому ежемесячное денежное содержание, выплачиваемое гражданам, проходящим альтернативную службу, освобождается от обложения подоходным налогом. Выплата данного содержания за счет средств республиканского бюджета предусмотрена ст. 24 Закона № 276-З. Обратим внимание, что согласно ст. 14 Закона это положение вступает в силу с 1.07.2016 г.;

4) с учетом изменений в подп. 1.40 п. 1 ст. 163 НК доходы, полученные за работу в составе студенческих отрядов, сформированных в порядке, установленном законодательством, будут освобождаться от подоходного налога и в случае, если они осуществляют свою деятельность на территории государств – участников СНГ. В 2015 г. такое освобождение применялось только при ус­ловии, что указанные доходы получены на территории РБ.

С 1.01.2016 г. также изменены размеры сумм, в пределах которых могут предоставляться льготы по подоходному налогу. Так, с указанной даты доходы плательщиков:

в виде стоимости путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации РБ, приобретенные для детей в возрасте до 18 лет и оплаченные (возмещенные) за счет средств белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей, освобождаются от подоходного налога с физических лиц в пределах 6 280 000 Br на каждого ребенка от каждого источника в течение налогового периода (подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК). В 2015 г. данная льгота составляла 5 540 000 Br;

получаемые от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в результате дарения, а также в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно, освобождаются от обложения подоходным налогом в размере, не превышающем 49 470 000 Br, в сумме от всех источников в течение налогового периода (подп. 1.18 п. 1 ст. 163 НК). В 2015 г. данная льгота составляла 43 660 000 Br;

не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением путевок, указанных в подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК), получаемые от организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся мес­том основной работы (службы, учебы), в т.ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у индивидуальных предпринимателей, освобождаются от налогообложения в размере, не превышающем 14 940 000 Br, от каждого источника в течение налогового периода (за исключением доходов, указанных в подп. 1.191 п. 1 ст. 163 НК), а от иных организаций и индивидуальных предпринимателей, за исключением профсоюзных ор­ганизаций, – в размере, не превышающем 990 000 Br, от каждого источника в течение налогового периода (подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК). В 2015 г. данная льгота предоставлялась только в пределах соответственно 13 190 000 и 870 000 Br;

в виде оплаты страховых услуг страховых организаций РБ, в т.ч. по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии, медицинских расходов, получаемые от организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т.ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у этих индивидуальных предпринимателей, освобождаются от обложения подоходным налогом в раз­мере, не превышающем 18 130 000 Br, от каждого источника в течение налогового периода (подп. 1.191 п. 1 ст. 163 НК). В 2015 г. данная льгота составляла 16 млн. Br.

При этом установлен единый размер доходов, освобождаемых от подоходного налога, в случае если страхователем является наниматель и страховые взносы уплачиваются за счет средств организации, и размер социального налогового вычета, предусмотренного подп. 1.2 п. 1 ст. 165 НК, на сумму страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии и медицинских расходов, уплачиваемых физическим лицом за счет своих средств;

в виде безвозмездной (спонсорской) помощи в денежной и натуральной формах, получаемые от белорусских организаций и граждан РБ инвалидами, несовершеннолетними детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, освобождаются от обложения подоходным налогом в размере, не превышающем 98 860 000 Br, в сумме от всех источников в течение налогового периода (подп. 1.21 п. 1 ст. 163 НК). В 2015 г. данная льгота предоставлялась только в пределах 87 255 000 Br;

не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей (за исключением доходов, указанных в подп. 1.191 п. 1 ст. 163 НК), получаемые от профсоюзных организаций членами таких организаций, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением путевок, указанных в подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК), в размере, не превышающем 2 990 000 Br, от каждой профсоюзной организации в течение налогового периода (подп. 1.26 п. 1 ст. 163 НК). В 2015 г. данная льгота предоставлялась только в пределах 2 635 000 Br.

Обратим особое внимание, что с 1.01.2016 г. отменены льготы по подоходному налогу в отношении доходов, полученных в виде:

1) выигрышей, полученных плательщиками от организаций, осуществляющих деятельность в сфере игорного бизнеса в порядке, установленном законодательством (абз. 4 подп. 1.23 п. 1 ст. 163 НК в редакции, действовавшей в 2015 г.). В соответствии с п. 3 Положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь, утв. Указом Президента от 10.01.2005 № 9, на территории РБ разрешено осуществление таких видов деятельности в сфере игорного бизнеса, как букмекерская контора, зал игровых автоматов, казино и тотализатор. Таким образом, начиная с 1.01.2016 г. указанные доходы, в т.ч. возвращенные несыгравшие ставки, будут облагаться подоходным налогом по ставке в размере 4%, а исчисленные и удержанные с них суммы подоходного налога должны будут перечисляться в бюджет налоговыми агентами (организаторами азартных игр) не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором эти доходы выплачены (в т.ч. зачислены электронные деньги в электронный кошелек) физическим лицам. При этом налоговая база определяется без учета сумм сделанных ставок, т.е. фактически получаемые выигрыши (возвращенные несыгравшие ставки) могут быть меньше сделанных ставок либо равны сумме несыгравших ставок. При исчислении подоходного налога с указанных доходов налоговые вычеты, предусмотренные ст.ст. 164–166  НК, и освобождение от подоходного налога, предусмотренное ч. 1 подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК, не применяются;

2) процентов, полученных индивидуальными пред­принимателями по банковским счетам, вкладам (депозитам) (указанные доходы будут включаться индивидуальными предпринимателями для целей налогообложения в состав своих внереализационных доходов).

Следовательно, с учетом внесенных в подп. 1.25 п. 1 ст. 163 НК изменений с 1.01.2016 г. от подоходного налога освобождаются доходы в виде процентов, полученных по банковским счетам, вкладам (депозитам) в банках, находящихся на территории РБ, за исключением случаев, когда такие банковские счета, вклады (депозиты) ис­пользуются плательщиками для осуществления пред­принимательской деятельности или для зачисления сумм задатка (залога) при возмездном отчуждении имущества, а также иных случаев, определенных Президентом. Такой случай установлен подп. 1.4 п. 1 Декрета Президента от 11.11.2015 № 7 «О привлечении денежных средств во вклады (депозиты)» (далее – Декрет), которым предусмотрена уплата подоходного налога с процентов, полученных по банковскому вкладу (депозиту), а также по денежным средствам, находящимся на текущем (расчетном) банковском счете при фактическом размещении этих средств на счете банковского вклада (депозита) и соответственно текущем (расчетном) бан­ковском счете в Br на срок менее одного года, а в иностранной валюте – на срок менее двух лет. В соответствии с п. 4 Декрета указанные положения начнут применяться с 1.04.2016 г. До указанной даты действуют положения подп. 1.25 п. 1 ст. 163 НК;

3) дивидендов, процентов, роялти, доходов от операций с ценными бумагами, доходов от реализации недвижимого имущества, полученных от источников за пределами РБ в денежной форме физическими лицами, не признаваемыми налоговыми резидентами РБ в течение не менее 5 лет, непосредственно предшествовавших налоговому периоду, в котором такие лица признаны налоговыми резидентами РБ (была предусмотрена подп. 1.49 п. 1 ст. 163 НК). Это освобождение предоставлялось сроком на 5 календарных лет, включая налоговый период, в котором физические лица признаны налоговыми резидентами РБ, в размере доходов, полученных ими по сделкам с указанными имуществом или имущественными правами, приобретенными до признания этих лиц налоговыми резидентами РБ, и перечисленных на счета, открытые в банках, находящихся на территории РБ, при условии постоянного проживания этих лиц на территории РБ и представления в налоговые органы по месту постоянного проживания документов, подтверждающих факт выплаты этим лицам доходов по указанным сделкам, а также документов о приобретении такого имущества или имущественных прав, содержащих сведения о дате их приобретения;

4) зарплаты и другого подобного вознаграждения за работу по найму, а также по договорам на оказание услуг (выполнение работ), полученных ими от источников за пределами РБ в денежной форме (была предусмотрена подп. 1.50 п. 1 ст. 163 НК). Это освобождение предоставлялось на период с 1.01.2011 г. до 1.01.2016 г. в размере доходов от источников за рубежом, полученных по договорам с иностранными (международными) организациями и перечисленных на счета, открытые в банках, находящихся на территории РБ, при условии представления в налоговый орган по месту постоянного проживания договора, заключенного с иностранной (международной) организацией, о работе по найму и (или) на оказание услуг (выполнение работ), документа о доходах от источников за рубежом, подтвержденного налоговым органом этого иностранного государства, документа из банка РБ, удостоверяющего зачисление доходов от источников за рубежом на счет физического лица.

Кроме того, Законом № 343-З с 1.01.2016 г. ограничена сфера применения отдельных льгот по подоходному налогу:

в части доходов, полученных за работу в день проведения республиканского субботника, суммой, фактически перечисленной работником в фонд такого субботника (подп. 1.48 п. 1 ст. 163 НК).

Согласно подп. 1.48 п. 1 ст. 163 НК в редакции, действовавшей в 2015 г., от подоходного налога освобождались доходы в виде оплаты труда, начисленные в связи с проведением республиканского субботника;

в качестве дополнительного условия, при котором доходы плательщиков, полученные от реализации (погашения) облигаций, эмитированных с 1.04.2008 г. юридическими лицами РБ, не поименованными в абз. 4–7 подп. 1.23 п. 1 ст. 163 НК, не могут быть освобождены от подоходного налога, установлен случай, когда реализация (погашение) таких облигаций осуществляется физическими лицами – участниками, собственниками иму­щества юридических лиц, которые являются участ­никами, собственниками имущества юридического лица, осуществившего эмиссию облигаций (абз. 5 подп. 1.24 п. 1 ст. 163 НК).

Согласно абз. 4–7 подп. 1.23 п. 1 ст. 163 НК от подоходного налога освобождаются доходы плательщиков:

полученные по государственным ценным бумагам бывшего СССР и РБ;

полученные по облигациям Нацбанка, эмитируемым при осуществлении денежно-кредитного регулирования, в т.ч. и в целях формирования золотовалютных резервов РБ;

полученные от реализации (погашения) облигаций местных исполнительных и распорядительных органов, кроме доходов, полученных от реализации таких облигаций выше их текущей стоимости на день продажи;

полученные от реализации и погашения облигаций банков, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь», кроме доходов, полученных от реализации таких облигаций по цене выше их текущей стоимости на день продажи, определяемой в соответствии с ч. 2 и 3 подп. 2.2 п. 2 ст. 138 НК.

Остальные изменения, внесенные в п. 1 ст. 163 НК, носят уточняющий и редакционный характер. В частности:

1) конкретизирован порядок применения льготы, предусмотренной подп. 1.3 п. 1 ст. 163 НК, в части выплат, производимых нанимателем своим работникам при направлении их в служебную командировку. В этих целях в него включена норма о том, что оплата произведенных работником расходов по проезду на автомобилях-такси облагается подоходным налогом.

Таким образом, с учетом внесенных в ч. 3 подп. 1.3 п. 1 ст. 163 НК изменений с 1.01.2016 г. при оплате нанимателем плательщику расходов на служебные командировки как на территории РБ, так и за ее пределы освобождаются от подоходного налога:

суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных законодательством;

фактически произведенные и документально под­твержденные расходы по проезду, за исключением расходов по проезду на автомобилях-такси к месту служебной командировки и обратно, по найму жилого помещения. При непредставлении плательщиком документов, подтверждающих оплату указанных расходов, суммы такой оплаты освобождаются от подоходного налога в пределах норм (размеров), установленных законодательством;

иные произведенные работником с разрешения или ведома нанимателя расходы на командировки, оплачиваемые (возмещаемые) в соответствии с законодательством.

При этом уточнено, что к выплатам, указанным в ч. 3 подп. 1.3 п. 1 ст. 163 НК, производимым организацией членам органа управления, прибывающим (выезжающим) для участия в работе соответствующего органа управления этой организации, а также к указанным выплатам, производимым организацией физическим лицам не по месту основной работы, применяется аналогичный порядок налогообложения;

2) внесение изменений в подп. 1.4 п. 1 ст. 163 НК в части освобождения от обложения подоходным налогом доходов, получаемых плательщиками за сдачу крови, обусловлено необходимостью приведения его в соответствие с Законом от 8.01.2015 № 238-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам донорства крови и ее компонентов». Указанным Законом предусматриваются гарантии донору, сдавшему кровь, ее компоненты на безвозмездной основе, в т.ч. освобождение от работы в день выполнения донорской функции и сохранение среднего заработка за этот день, оплачиваемый за счет средств нанимателя. Так, с учетом внесенных в подп. 1.4 п. 1 ст. 163 НК изменений от подоходного налога освобождаются доходы (в т.ч. в виде среднего заработка (денежного довольствия), получаемые плательщиками за сдачу крови, ее компонентов, другие виды донорства, сдачу материнского молока в порядке и размерах, предусмотренных законодательством. Порядок и размер выплаты указанных компенсаций предусмотрен постановлением Совмина от 2.06.2011 № 693 «О некоторых вопросах, связанных с донорством крови и ее компонентов»;

3) в целях приведения отдельных положений п. 1 ст. 163 НК в соответствие с Законом № 231-З коррективы внесены в:

подп. 1.23 п. 1 ст. 163 НК. В нынешней его редакции 1.01.2016 г. от подоходного налога освобождаются доходы, полученные:

по облигациям Нацбанка, эмитируемым при осуществлении денежно-кредитного регулирования, в т.ч. в целях формирования золотовалютных резервов РБ (абз. 5 подп. 1.23 п. 1 ст. 163 НК);

от реализации и погашения облигаций банков, ОАО «Банк развития Республики Беларусь», кроме доходов, полученных от реализации таких облигаций по цене свыше их текущей стоимости на день продажи, определяемой в соответствии с ч. 2 и 3 подп. 2.2 п. 2 ст. 138 НК (абз. 7 подп. 1.23 п. 1 ст. 163 НК). Порядок определения текущей стоимости ценных бумаг, указанный ч. 2 и 3 подп. 2.2 п. 2 ст. 138 НК, по сравнению с 2015 г. не изменился;

вверителем и (или) выгодоприобретателем после окончания срока действия или расторжения договора доверительного управления денежными средствами, в соответствии с которым денежные средства передаются для инвестирования в государственные ценные бумаги, эмитируемые Минфином от имени РБ, облигации, выпускаемые Нацбанком, и векселя, выдаваемые Нацбанком, при осуществлении денежно-кредитного регулирования, в т.ч. в целях и формирования золотовалютных резервов РБ, облигации местных исполнительных и распорядительных органов, ценные бумаги, выпускаемые юридическими лицами, признаваемыми в соответствии со ст. 14 НК налоговыми резидентами РБ, и находились в таком доверительном управлении не менее 3 лет (абз. 8 подп. 1.23 п. 1 ст. 163 НК);

подп. 1.24 п. 1 ст. 163 НК, согласно которому с 1.01.2016 г. от подоходного налога освобождаются доходы плательщиков, полученные от реализации (погашения) облигаций, эмитированных с 1.04.2008 г. юридическими лицами РБ, не поименованными в абз. 4–7 подп. 1.23 п. 1 НК, кроме доходов, полученных от:

реализации таких облигаций свыше их текущей стоимости на день продажи, определяемой в соответствии с ч. 2 и 3 подп. 2.2 п. 2 ст. 138 НК;

реализации (погашения) таких облигаций физическими лицами – участниками, собственниками имущества юридических лиц, осуществивших эмиссию облигаций;

реализации (погашения) таких облигаций физическими лицами, состоящими в брачных отношениях, отношениях близкого родства или свойства с участниками, собственниками имущества юридических лиц, осуществивших эмиссию облигаций.

Налоговые вычеты

Законом предусмотрено увеличение с 1.01.2016 г. размера стандартных налоговых вычетов, установленных п. 1 ст. 164 НК.

Так, с 730 000 до 830 000 Br увеличен размер налогового вычета, предусмотренного подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК. Кроме того, с 4 420 000 до 5 010 000 Br увеличен предельный размер месячного дохода, при котором данный вычет может предоставляться.

В свою очередь, индивидуальные предприниматели (нотариусы, адвокаты), не имеющие в течение отчетного (налогового) периода (его части) места основной работы (службы, учебы), вправе применять стандартный налоговый вычет, установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК, в размере 830 000 Br, но только при условии, что размер доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму профессиональных налоговых вычетов, не превысит в соответствующем календарном квартале 15 020 000 Br (в 2015 г. такой доход не должен был превышать 13 260 000 Br).

В соответствии с подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК плательщикам, имеющим ребенка до 18 лет либо содержащим иждивенцев, вычет будет предоставляться в размере 240 000 Br в месяц на такого ребенка и (или) иждивенца (в 2015 г. такой вычет составлял 210 000 Br). В случае если физическое лицо является вдовой (вдовцом), одиноким родителем, приемным родителем, опекуном или попечителем, а также родителем, имеющим 2 и более детей в возрасте до 18 лет либо такого же возраста детей-инвалидов, то начиная с 2016 г. стандартный налоговый вычет будет применяться в размере 460 000 Br на каждого такого ребенка и (или) каждого иждивенца в месяц (в 2015 г. такой вычет составлял 410 000 Br). Если плательщики относятся к двум и более категориям лиц, имеющим право на такой вычет, он может предоставляться в размере, не превышающем 460 000 Br в месяц (в 2015 г. – 410 000 Br). При этом изменены подходы к определению лиц, осуществляющих уход за ребенком до достижения им возраста 3 лет, для целей признания их иждивенцами.

Так, в семье, воспитывающей ребенка в возрасте до 3 лет, иждивенцами для работающего родителя фактически являются два человека: ребенок и супруга (супруг), осуществляющая (осуществляющий) уход за ребенком в возрасте до 3 лет независимо от наличия у нее (него) трудовых отношений и нахождения в социальном отпуске. Кроме того, индивидуальные предприниматели, ремесленники, лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, творческие работники не имеют права на социальный отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, поскольку не состоят в трудовых отношениях. Вместе с тем в период ухода за ребенком в возрасте до 3 лет им, как и лицам, находящимся в социальном отпуске, выплачивается пособие по государственному социальному страхованию. В связи с этим в подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК внесены изменения, согласно которым для работающего родителя налоговый вычет будет предоставляться на супругу (супруга), осуществляющую (осуществляющего) уход за ребенком в возрасте до 3 лет независимо от наличия у нее (него) трудовых отношений и нахождения в социальном отпуске. С учетом этого уточнен перечень документов, являющихся основанием для предоставления стандартного налогового вычета данным лицам: таким документом будет справка о размере пособия на детей и периоде его выплаты с указанием сведений о физическом лице, осуществляющем уход за ребенком в возрасте до 3 лет.

Таким образом, с 1.01.2016 г. иждивенцами для целей НК в т.ч. признаются физические лица, осуществляющие уход за ребенком до достижения им возраста 3 лет, – для супруга (супруги), а при его (ее) отсутствии – для физического лица, в установленном порядке признанного родителем ребенка, из доходов которого по решению суда или распоряжению физического лица удерживаются суммы на содержание данного иждивенца в размере не менее предусмотренного для взыскания алиментов. В случае если в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет при наличии родителей (родителя) находится физическое лицо из числа лиц, определенных Кодексом РБ о браке и семье, не являющееся родителем ребенка и не имеющее супруга (супруги), оно признается иждивенцем для одного из родителей ребенка.

В новом году с 1 030 000 до 1 170 000 Br увеличен стандартный налоговый вычет для плательщиков, перечисленных в подп. 1.3 п. 1 ст. 164 НК. Соответственно, плательщикам, относящимся к двум и более категориям лиц, указанных в данном подпункте, вычет может предоставляться в размере, не превышающем 1 170 000 Br в месяц (в 2015 г. – 1 030 000 Br).

C 1.01.2016 г. внесены изменения в подп. 1.2 п. 1 ст. 165 НК, согласно которым с 16 000 000 до 18 130 000 Br увеличен предельный размер расходов в виде сумм, уплаченных плательщиком страховым организациям РБ в качестве страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, за­ключенным на срок не менее 3 лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов, на которые ему может быть предоставлен социальный налоговый вычет. При этом указанный социальный вычет уравнен с льготой, установленной подп. 1.191 п. 1 ст. 163 НК.

При представлении имущественного налогового вычета, предусмотренного подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК, с 1.01.2016 г. надо учитывать, что граждане, понесшие расходы на работы, связанные с внутренней отделкой жилого дома или квартиры, не вправе получить имущественный налоговый вычет в размере ее стоимости независимо от условий заключенного договора на строительство жилья (предусматривалось ли изначально договором обязательство застройщика построить жилье с отделкой или без нее). Таким образом, с 1.01.2016 г. данный вычет будет предоставляться плательщику только в пределах стоимости строительства, указанной в соответствующем договоре. Эти изменения обусловлены необходимостью обеспечения равных условий для всех граждан на получение имущественного налогового вычета в размере указанных расходов. Напомним, что в 2015 г. имущественный налоговый вычет на сумму расходов, связанных с внутренней отделкой, можно было получить только в размере стоимости таких работ, определенной договором, на основании которого осуществлено строительство жилого дома или квартиры, и от выполнения которых физические лица отказались в установленном законодательством порядке.

Одновременно из подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК исключены положения, определяющие перечень работ, связанных с внутренней отделкой. Согласно НК в редакции 2015 г. к таким расходам относились только расходы на работы (в т.ч. расходы на приобретение материалов), связанные с внутренней отделкой (оклейкой обоями, окраской, облицовкой) одноквартирного жилого дома или квартиры, а также расходы на покрытие полов, установку дверных блоков в межкомнатных перегородках, сантехнических приборов и оборудования (кроме унитазов, приборов учета воды и газа), электрических плит.

В п. 4 ст. 167 НК урегулирован вопрос, связанный с индексацией расходов физических лиц, связанных с приобретением возмездно отчуждаемого имущества и (или) его отчуждением, произведенных ими в иностранной валюте. Так, расходы, связанные с приобретением возмездно отчуждаемого имущества и (или) его отчуждением и произведенные в иностранной валюте, подлежат пересчету в белорусские рубли по официальному курсу Нацбанка на дату фактического получения плательщиком доходов от возмездного отчуждения имущества.

Профессиональный вычет для индивидуальных предпринимателей

Законом внесены коррективы в порядок предоставления профессионального налогового вычета (индивидуальным предпринимателям частным нотариусам, адвокатам), который регулируется ст. 169 НК. В соответствии с ним с 1.01.2016 г.:

 определен конкретный перечень документов, подтверждающих расходы индивидуальных предпринимателей за пределами территории РБ.

Такими документами согласно п. 1 ст. 169 НК будут признаваться документы, применяемые в соответствии с законодательством иностранного государства, а по товарам, приобретенным на территории государств – членов ЕАЭС за наличный расчет, – первичные учетные документы, предусмотренные законодательством государства, на территории которого приобретены товары, с приложением к ним кассовых (товарных) чеков, квитанций или других документов, подтверждающих оплату товаров, а также счетов-фактур, если их оформление предусмотрено законодательством государства – члена ЕАЭС. Это обусловлено тем, что на практике складывались ситуации, когда по документам стоимость товаров, приобретенных индивидуальным предпринимателем за пределами РБ, ниже их таможенной стоимости, указанной в таможенной декларации. В свою очередь, кассовый чек не содержит информации о том, что товар, работа, услуга приобретены индивидуальным предпринимателем, а не иным физическим лицом.

Одновременно внесены соответствующие изменения в перечень документов, подтверждающих расходы нотариусов и адвокатов. С 1.01.2016 г. таковыми документами будут признаваться любые документы, подтверждающие произведенные расходы (в частности, проездные документы, счета за наем жилого помещения, проживание в гостинице, кемпинге);

урегулированы вопросы списания индивидуальным предпринимателем в расходы, учитываемые при налогообложении, топлива, товаров, израсходованных для своих личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.

В соответствии с дополнением, внесенным в п. 16 ст. 169 НК, суммы платы за сырье, материалы, товары, указанные в ч. 1 этого пункта, уменьшаются на стоимость сырья, материалов, товаров, использованных индивидуальным предпринимателем для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Согласно ч. 1 п. 16 НК расходы на приобретение сырья и (или) материалов, используемых при производстве и реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), имущественных прав и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве и реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), имущественных прав, на приобретение товаров, предназначенных для последующей реализации, учитываются в пределах сумм, оплаченных за указанные сырье, материалы, товары.

Законом урегулирован вопрос определения даты фактического получения дохода при получении доходов в виде дивидендов и приравненных к ним доходов, а также доходов, исчисленных налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами в соответствии с законодательством. В этих целях п. 1 ст. 172 НК дополнен:

подп. 1.14, согласно которому при получении физическим лицом дохода в виде дивидендов и приравненных к ним доходов такой датой признается день принятия решения о распределении прибыли путем объявления и выплаты дивидендов и доходов, приравненных к дивидендам;

подп. 1.15, в соответствии с которым при получении физическим лицом дохода, исчисленного налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами согласно законодательству, такой датой признается день установления налоговым органом превышения расходов над доходами.

Кроме того, в целях правильного применения налоговыми агентами норм НК, касающихся определения даты фактического получения доходов, путем их комплексного закрепления в одной статье НК, Законом в ст. 172 НК перенесены положения, ранее содержавшиеся в подп. 3.1–3.3 п. 3 ст. 175 НК. Так, с учетом внесенных в ст. 172 НК дополнений дата фактического получения дохода при невозврате физическим лицом налоговому агенту в установленный срок денежных средств, полученных под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, и (или) на иные предстоящие расходы, за исключением случаев представления таким плательщиком авансового отчета об израсходованных суммах в служебной командировке, определяется как первый день месяца, следующего за месяцем, в котором истек установленный законодательством срок для принятия налоговым агентом распоряжения об удержании у плательщика сумм задолженности в погашение неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса (подп. 1.121 п. 1 ст. 172 НК).

В свою очередь, согласно п. 12 ст. 172 НК дата фактического получения дохода для целей исчисления подоходного налога с отдельных доходов плательщика производится с учетом следующих особенностей:

доходы (доходы за период нахождения плательщика в отпуске, пособия по временной нетрудоспособности, перерасчеты доходов за выполнение трудовых или иных обязанностей), начисленные в одном месяце, но приходящиеся на другие месяцы (в т.ч. предыдущего или следующего календарного года), включаются в доходы месяца, за который они начислены;

доходы, выплачиваемые по решению суда, за исключением доходов, указанных в абз. 2 названного пункта, а также доходы, выплачиваемые в виде индексации денежных доходов, в виде премий и иных вознаграждений, доходы по договорам гражданско-правового характера включаются в доходы того месяца, в котором они начисляются, независимо от того, за какие периоды времени такие суммы выплачиваются.

Отдел налогообложения «ЭГ»

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений