Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Банки и расчеты
18.04.2006 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Подоходный налог - 2006: точку ставить рано

Хотя после драки кулаками не машут, иногда полезно хотя бы посмотреть на поле боя. Это можно отнести и к новому Закону "О подоходном налоге с физических лиц". Хотя наше законодательство, особенно в сфере налогообложения, весьма динамично, привыкнуть к новшествам порой очень непросто. А иногда на это нет времени...

Хотя после драки кулаками  не машут, иногда полезно хотя бы посмотреть на поле боя. Это можно отнести и к новому Закону "О подоходном налоге с физических лиц". Хотя наше законодательство, особенно в сфере налогообложения, весьма динамично, привыкнуть к новшествам порой очень непросто. А иногда на это нет времени.

Попробуем оценить некоторые нововведения, касающиеся каждого из нас. Ведь именно подоходный налог, как и заработная плата, оказывает наиболее существенное влияние на уровень благосостояния населения, а, стало быть, имеет ярко выраженную социальную направленность.

Новый Закон радикальных новшеств в систему уплаты подоходного налога не внес, хотя подготовка его велась не один год. С одной стороны, осторожность разработчиков понятна. Подоходный налог занимает более 10% в доходах бюджета. И реформировать этот налог можно только в комплексе с системой социальной защиты населения. Так, зарплата "в конвертах" - проблема, связанная не только с прогрессивной шкалой налога, но и высокой ставкой отчислений в Фонд соцзащиты и чернобыльским налогом. С другой стороны, ряд новшеств плохо вяжется с принципами социальной ориентации нашей экономики.

Заплатим сегодня, а вернут...

Понятно, что основная функция любого налога - фискальная. Но и о плательщиках  не стоит забывать.

Согласно старой редакции Закона расходы на получение первого среднего специального или высшего образования работника, его детей или супруга, а также расходы на строительство или покупку жилья вычитались из облагаемого дохода нанимателем сразу же после документального подтверждения этих расходов. То есть, если работник заплатил за обучение своего ребенка в вузе, скажем, 1 млн. руб. в январе и представил документы нанимателю, он сразу же получал на эту сумму вычет из облагаемого дохода. Теперь, когда бы мы ни оплачивали учебу детей, нанимателя это не касается. Чтобы получить вычет, именуемый ныне "социальным", придется подать декларацию о совокупном годовом доходе до 1 марта следующего года. До 15 мая вам должны вернуть излишне уплаченный налог. То есть для получения вычета по расходам на образование ждать придется  чрезмерно долго. То же самое и с  "имущественным" вычетом на строительство или покупку жилья. Таким образом, бюджет получает своеобразный кредит за счет граждан - налогоплательщиков.

Разработчики Закона ссылаются на опыт России, где такие вычеты предоставляются именно по итогам декларирования. Но уж больно избирательно мы внедряем российский опыт. У наших соседей, к примеру, вычет положен и по расходам на лечение. А мы, что же, меньше нуждаемся в квалифицированной медицинской помощи? К тому же с 2006 г. у нас установлен НДС на платные медицинские услуги, что, разумеется, отразилось и на их ценах. Почему же не установить в определенной сумме вычет из облагаемого дохода на лечение? Разве здоровье населения и повышение продолжительности жизни не входят в число социальных приоритетов?

И базовая, и прогрессивная

В новом Законе, как и ранее, предусмотрены стандартные вычеты из подоходного налога: по одной базовой величине в месяц, а на детей и иждивенцев - по две. К базовой величине привязаны все стандартные вычеты и льготы. Но абсолютное большинство наших граждан получает доходы, связанные с трудовой деятельностью. Не логичнее ли использовать в расчете налога не базовые величины (БВ), а минимальную заработную плату? И установить необлагаемый подоходным налогом минимум дохода в размере минимальной зарплаты или бюджета прожиточного минимума. Это предложение рассматривалось при подготовке новой редакции Закона. Но не прошло.

Неизменной осталась и прогрессивная шкала подоходного налога. Российский опыт с единой шкалой здесь тоже не пригодился. Конечно, у обоих вариантов есть свои недостатки и достоинства. Но странно звучит аргумент законодателей: дескать, в России значительно выше дифференциация доходов населения. Поэтому для них лучше  единая шкала. А у нас таких существенных различий нет, стало быть, прогрессивная шкала подходит больше. А может быть все наоборот: если, как утверждают налоговики, практически все население Беларуси не выходит за пределы 9-процентной ставки налога, то зачем остальные ставки? Хватило бы одной-двух. Но если кто-то много заработал, то он в любом случае заплатит больше налога с большой суммы дохода.

А если уж применять прогрессивную шкалу, почему бы ее не "растянуть", увеличив "разрыв" между предельными доходами, по которым применяется более высокая ставка налога? Кстати, об этом не раз говорили сами налоговики. Но и это предложение в новом Законе не прошло. Да и сама шкала подоходного налога привязана к базовым величинам, которые к трудовой деятельности не имеют отношения.

Ранее у нас не облагались подоходным налогом некоторые выплаты. Например, по месту основной работы в размере 30 БВ плюс подарки на сумму 150 БВ (в т.ч. и от юридических лиц не по месту основной работы) плюс 10 БВ - подарки детям. Теперь эти льготы объединены в одну. Но ее предел выбран отнюдь не арифметически. Льгота положена только на 150 БВ, то есть  уменьшилась на 40 БВ.

А норму  перевернули

Тем, кто подрабатывает "на стороне", можно выбирать: платить налог или по прогрессивной шкале, или по ставке 20%. Дело только в заявлении. Есть мнение, что такое нововведение выгодно тем, кто получает относительно высокие доходы, поскольку не по месту основной работы они заплатят налог по ставке 20% и не будут декларировать свои доходы. А могли бы выйти, скажем, на максимальную ставку- 30%. Но и ранее при подаче заявления налог удерживали по ставке 20%. Кто не хотел доплачивать  в бюджет по итогам декларирования, так и делали. Сейчас эта норма стала удобнее хотя бы тем, что если налогоплательщик платил налог по ставке 20%, но по итогам года передумал и решил подать декларацию, налог ему пересчитают.

К тому же  не будет конфликтов и штрафов, если забудешь о какой-то дополнительной подработке. Но почему  ставка налога не по месту основной работы именно 20%? Ведь дополнительную работу берут, как правило, те, кому заработков по месту основной работы не хватает. Да и средняя ставка по итогам декларирования, как утверждают налоговики, составляет только 13,2%.

Вечно крайние

Зато бухгалтерам, как обычно, хлопот добавилось. И каких! То, что подача квартального отчета по подоходному налогу по новым правилам требует специального программного обеспечения, было ясно сразу. Но то, что порядок его разработки своевременно не был объявлен, а инструкции МНС №№33 и 43, которые регламентируют составление этого отчета, до 15 апреля так и не опубликованы - не вина налогоплательщиков. А вечная беда учетных работников.

Рекомендации по заполнению и представлению справки по подоходному налогу за  первый квартал были выложены на сайте МНС только 5 апреля. Скопировать ее можно было и в районных инспекциях. Но каково бухгалтерам разбираться с программой, написанной в архаичной системе DOS (а ведь XXI век на дворе!), требующей шифровки данных, а налоговым инспекторам - принимать дискеты, не зная, как и куда вводить информацию? Собирать данные (вплоть до почтового индекса!), искать коды СОАТО, особенно при большой численности работников - занятие, которое способен выдержать только белорусский бухгалтер. Ему не привыкать.

* * *

Итак, возможности для совершенствования системы подоходного налога в нашей стране  остались, и немалые. И с учетом социальной направленности, и с точки зрения администрирования этого налога. Плательщикам и бухгалтерам остается пока изучать Закон,  а также  новые инструкции. И ждать новшеств - хороших и разных.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений