$

2.1213 руб.

2.4235 руб.

Р (100)

3.2040 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Мнение специалиста

Подготовка технических специалистов: бизнес предлагает помощь

23.03.2018

Белорусский бизнес в лице Совета по предпринимательству озаботился проблемой повышения уровня профподготовки работников по техническим специальностям, о чем «ЭГ» писала в прошлом номере. О том, какие именно меры в этой части нужно совместно реализовать компаниям и государству, более детально рассказал директор ООО «Марк Формэль», член Совета Андрей СЕРИКОВ.

Прежде всего, для обучения (переподготовки) работников по рабочим специальностям непосредственно на предприятиях Совет по предпринимательству предлагает Минобразованию утвердить централизованные государственные требования к программе обучения, знаниям и навыкам, приобретенным по его результатам, а также предусмотреть госэкзамен по его результатам.

Данные требования необходимо разработать с учетом запросов заказчиков – субъектов хозяйствования, отмечает А. Сериков. На основании результатов экзамена затраты предприятия по обучению (переподготовке) работника могут быть частично либо полностью компенсированы в соответствии с утвержденной сметой расходов на обучение данной рабочей специальности. Основанием для принятия на обучение должно быть направление территориальных органов занятости населения, полагает Совет.

При этом экзамен должен приниматься с участием пред­ставителей территориальных органов занятости населения (отправивших на обучение), а также представителей Минобразования как органа, утвердившего программу обучения и контролирующего ее соблюдение.

Кроме того, для обучения рабочим специальностям в сред­них специальных учебных учреж­дениях необходимо согласовать и утвердить с заказчиками требования к знаниям и навыкам выпускника по каж­дой специальности. Закрепить за учебными организациями базовые предприятия, которые заинтересованы в рабочих кадрах и готовы предоставить площади и ресурсы для обучения. Обучающиеся дол­жны не менее 50% времени проводить непосредственно в учеб­ных цехах, подчеркивает директор ООО «Марк Формэль».

При этом контроль знаний следует проводить в два этапа. Первый этап – промежуточный контроль – с целью отсева учеников, не изъявляющих старания в получении знаний и навыков. Второй этап, выпускной, – с целью оценки результатов обучения. Выпускной экзамен должен включать две составляющие: теоретическую (экзамен принимается в учеб­ных организациях) и практическую (экзамен на практическое применение полученных знаний непосредственно на базовом пред­приятии).

Также следует пересмотреть экзаменационные тре­бования к выпускникам инженерных специальностей с учетом требований реального сек­тора экономики. Про­грамма под­готовки специалистов дол­жна включать существенный компонент производственной практики: не менее 20% времени будущий инженер дол­жен осваивать практические навыки по вы­бранной специальности непосредственно на предприятии, полагает Совет.

Именно эти навыки, а не только теоретические знания, дол­жны быть продемонстрированы и проверены в ходе выпускных экзаменов.

В качестве примера А. Сериков приводит выпускной экзамен на технолога швейного производства в Германии, ког­да выпускник в присутствии экзаменационной комиссии выводит лекала, кроит, дублирует и самостоятельно шьет, ис­пользуя весь необходимый для производства перечень технологического оборудования, самый слож­ный вид швейного изделия – мужской кос­тюм. И только те выпускники, которые практически освоили весь процесс производства изделия, становятся дипломированными тех­но­логами швейного производства.

Совет по предпринимательству отмечает, что во­прос получения квалифицированных кад­ров для производственных предприятий стоит в Беларуси очень остро. И чтобы решить проблему обучения рабочих, многие белорусские компании готовы кооперироваться с учеб­ными заведениями страны, предоставлять свои площадки и делиться опытом.