Подготовка технических специалистов: — бизнес предлагает помощь
Белорусский бизнес в лице Совета по предпринимательству озаботился проблемой повышения уровня профподготовки работников по техническим специальностям, о чем «ЭГ» писала в прошлом номере. О том, какие именно меры в этой части нужно совместно реализовать компаниям и государству, более детально рассказал директор ООО «Марк Формэль», член Совета Андрей СЕРИКОВ.
Прежде всего, для обучения (переподготовки) работников по рабочим специальностям непосредственно на предприятиях Совет по предпринимательству предлагает Минобразованию утвердить централизованные государственные требования к программе обучения, знаниям и навыкам, приобретенным по его результатам, а также предусмотреть госэкзамен по его результатам.
Данные требования необходимо разработать с учетом запросов заказчиков – субъектов хозяйствования, отмечает А. Сериков. На основании результатов экзамена затраты предприятия по обучению (переподготовке) работника могут быть частично либо полностью компенсированы в соответствии с утвержденной сметой расходов на обучение данной рабочей специальности. Основанием для принятия на обучение должно быть направление территориальных органов занятости населения, полагает Совет.
При этом экзамен должен приниматься с участием представителей территориальных органов занятости населения (отправивших на обучение), а также представителей Минобразования как органа, утвердившего программу обучения и контролирующего ее соблюдение.
Кроме того, для обучения рабочим специальностям в средних специальных учебных учреждениях необходимо согласовать и утвердить с заказчиками требования к знаниям и навыкам выпускника по каждой специальности. Закрепить за учебными организациями базовые предприятия, которые заинтересованы в рабочих кадрах и готовы предоставить площади и ресурсы для обучения. Обучающиеся должны не менее 50% времени проводить непосредственно в учебных цехах, подчеркивает директор ООО «Марк Формэль».
При этом контроль знаний следует проводить в два этапа. Первый этап – промежуточный контроль – с целью отсева учеников, не изъявляющих старания в получении знаний и навыков. Второй этап, выпускной, – с целью оценки результатов обучения. Выпускной экзамен должен включать две составляющие: теоретическую (экзамен принимается в учебных организациях) и практическую (экзамен на практическое применение полученных знаний непосредственно на базовом предприятии).
Также следует пересмотреть экзаменационные требования к выпускникам инженерных специальностей с учетом требований реального сектора экономики. Программа подготовки специалистов должна включать существенный компонент производственной практики: не менее 20% времени будущий инженер должен осваивать практические навыки по выбранной специальности непосредственно на предприятии, полагает Совет.
Именно эти навыки, а не только теоретические знания, должны быть продемонстрированы и проверены в ходе выпускных экзаменов.
В качестве примера А. Сериков приводит выпускной экзамен на технолога швейного производства в Германии, когда выпускник в присутствии экзаменационной комиссии выводит лекала, кроит, дублирует и самостоятельно шьет, используя весь необходимый для производства перечень технологического оборудования, самый сложный вид швейного изделия – мужской костюм. И только те выпускники, которые практически освоили весь процесс производства изделия, становятся дипломированными технологами швейного производства.
Совет по предпринимательству отмечает, что вопрос получения квалифицированных кадров для производственных предприятий стоит в Беларуси очень остро. И чтобы решить проблему обучения рабочих, многие белорусские компании готовы кооперироваться с учебными заведениями страны, предоставлять свои площадки и делиться опытом.