Почему аудиторы должны «жить в прошлом»?
Наталья НЕХАЙ – один из самых известных в нашей стране экспертов в области налогообложения, лектор многочисленных семинаров, консультант «горячих линий», автор большого количества публикаций в бухгалтерских и правовых изданиях, преподаватель Программы Развития ООН и Министерства по налогам и сборам в рамках проекта «Содействие созданию института налоговых консультантов в Республике Беларусь». Ныне она ведущий аудитор ООО «Аудиторский центр «Эрудит». Но помимо этого Наталья имеет 13-летний опыт работы в управлении методологии налогообложения юридических лиц Министерства по налогам и сборам. Сегодня она расскажет читателям «ЭГ» о своей карьере, профессиональных секретах, рисках и тонкостях.
– Как вы пришли в профессию? Это была мечта, необходимость или случайность?
– Если говорить об экономическом образовании, то, скорее всего, случайность. Готовилась к поступлению в медицинский институт, подала документы, прошла собеседование, а на обратном пути домой стала невольной свидетельницей серьезного ДТП.
Тогда и поняла, что не смогу быть врачом. Чтобы ежедневно сталкиваться с человеческим горем и при этом сохранять спокойствие духа, необходимо иметь хорошую закалку и природную стойкость.
Однако в то время прием документов в ВУЗы уже завершался, и надо было срочно принимать решение о том, куда поступать. Первым ВУЗом, на который я обратила внимание, стал нынешний БГЭУ. Он находился возле автовокзала «Восточный», куда я приезжала автобусом из родного Бобруйска.
Сделала такой выбор по причине достойного для золотой медалистки конкурса и возможности сдавать только одну математику, с которой могла справиться и без подготовки, имея за плечами школу с математическим уклоном.
– Как строили свою карьеру?
– Начинала экономистом на заводе им. Орджоникидзе (Минское производственное объединение вычислительной техники), где отработала по распределению три года. Было интересно, несмотря на постоянную работу с цифрами, – всегда старалась привнести что-то новое, трудилась с энтузиазмом, автоматизировала расчеты в программе – аналоге современного Excel. У нас был замечательный коллектив в то время. Предприятием руководили люди недюжинного ума, авторитет которых был признан на государственном уровне: Анатолий Дмитриевич Харлап, Геннадий Брониславович Свидерский, Александр Рональдович Малаховский. Было на кого равняться!
Затем начался главный этап в моей профессиональной жизни – почти 14 лет в Министерстве по налогам и сборам, где я получила ценнейшие знания и опыт, освоила навык работы с законодательством и в целом умение работать – государственная служба дисциплинирует.
– Сложно ли было тогда найти работу?
– Искать работу никогда не приходилось, обычно она находила меня сама.
– С чего начинать будущему аудитору?
– Требования к такому специалисту изложены в ст. 24 Закона РБ «Об аудиторской деятельности». Формально все просто! Чтобы работать аудитором, необходимо иметь квалификационный аттестат. Претендовать на получение этого документа могут те, у кого есть законченное высшее экономическое и (или) юридическое образование. Кроме того, необходимо иметь стаж работы по специальности, соответствующей полученному образованию, не менее трех лет.
Квалификационный аттестат выдается успешно сдавшим экзамен, состоящий из двух этапов: компьютерного тестирования и устного экзамена. Программа квалификационного экзамена есть в общем доступе.
Хочу заметить, что списать не удастся, это точно!
Полученный аттестат необходимо подтверждать каждые два года. Тестирование проводится после завершения недельного повышения квалификации.
– Каковы ТОП-5 советов аудитору, который только начинает карьеру или просто еще на пути к вершинам профессии?
День за днем необходимо пополнять знания, отслеживать нововведения в законодательстве. Всегда требуется дополнительное время, много часов на самообразование, на регулярное изучение нормативных актов.
Аудиторы, так сказать, «живут в прошлом»: ведь проверяемые периоды – это, как правило, прошедшие годы.
А законодательство меняется постоянно, сегодня оно уже не такое, как вчера. В итоге некоторые из нас ошибаются, отставая от времени и изменений – не до этого ведь. Кажется, тут бы со старым разобраться и «закрыть» проверки. А это уже профессиональный застой.
Кроме того, для аудитора очень важна дисциплина. Прокрастинация точно не для этой профессии. Если что-то отложишь на завтра, к этому добавятся новые дела и вопросы. И этот «ворох дел» нарастает, как снежный ком. Потом очень сложно выбраться из рабочего завала, который ты сам же и организовал.
Необходимо также иметь в виду, что наши действия регламентируются Правилами аудиторской деятельности. Так что, если кто-то привык жить, не оглядываясь на подобные условности, профессиональная жизнь аудитора, скорее всего, не для него.
Существует еще одна проблема аудиторов – индивидуальных предпринимателей, которую можно назвать «один в поле не воин». Очень часто проблемная ситуация требует обсуждения и коллективного решения. Не всегда в одиночку во всем можно разобраться. Поэтому важно общаться с коллегами, обсуждать, делиться опытом, а не воспринимать друг друга в формате недоброжелательной конкуренции.
Для профессионального аудитора станет большим бонусом и поможет в делах знание иностранных языков. Да хотя бы одного английского. На том уровне, который позволит прочитать документы в оригинале и, если нужно, пообщаться с иностранными клиентами.
– Помимо всего прочего, сегодня вы успешный лектор. Вы любите выступать перед большим количеством людей? Достаточно необычно для профессии, которую принято считать «кабинетной».
– Мне нравится общение с аудиторией, а также весь процесс обучения, к которому я тщательно готовлюсь – использую презентационный, раздаточный материал. В личности лектора должны присутствовать качества, присущие артисту, который выступает на сцене. Люблю людей! Наверное, поэтому контакт с аудиторией устанавливается легко. Таким образом, помимо профессиональной вовлеченности, я также испытываю большую радость от встречи с публикой.
– Самообразование, чтение лекций, собственно аудиторские проверки... На семью время остается?
– Любая работа плохо сочетается с семьей, если хочешь быть профессионалом. Но приходится быть «человеком-оркестром». Ну или «мастером-универсалом», если хотите.
– Что бы вы изменили в белорусской налоговой практике и законодательстве?
– Целесообразно было бы уменьшить количество изменений. Чем стабильнее законодательство, тем проще работать и бухгалтерам, и аудиторам.
Также хотелось бы, чтобы не было изменений из разряда «хотели, как лучше…». К примеру, все наслышаны о новом порядке возмещения командировочных расходов. Вроде как он направлен на упрощение, а в результате породил множество вопросов и даже недоумение у представителей бизнеса.