$

2.4826 руб.

2.9240 руб.

Р (100)

3.4226 руб.

Ставка рефинансирования

9.25%

Социум

Поборы в школе

11.02.2005
Как с ними бороться?

Из года в год финансирование образования растет. При уменьшении количества учеников и школ. Кроме того, последним предоставлено право "получать доходы от внебюджетной деятельности" и привлекать средства спонсоров. Так почему же проблема поборов с родителей по-прежнему остается актуальной?

Деньги собираются на ремонт классов и школ, для проведения выпускных вечеров, экскурсий, на покупку оргтехники, учебной и вспомогательной литературы, на питание, для организации дополнительных спецкурсов... Размер сборов зависит от населенного пункта и типа школы. Формы изъятия также разные: от устных объявлений директора на общешкольном родительском собрании до заключения договоров о сотрудничестве, обязывающих родителей ежемесячно производить выплаты в процентах от базовой величины. В элитных школах от вас запросто могут потребовать купить бочку краски, компьютер или перечислить на счет деньги, если вы хотите, чтобы ваш ребенок там учился.

Без малого двадцать лет я проработал учителем, и во все времена лучшим подарком для нас были отличные знания учеников и достойный образ жизни бывших выпускников. Изредка учителю дарили какой-либо сувенир, изготовленный руками ученика, либо книгу. К началу и окончанию учебного года были цветы.

Понятно, когда сдают деньги на проведение экскурсий, доплачивают какую-то сумму за пользование учебниками или за питание. Сбор денег на такие цели назвать вымогательством не могу. Совершенно иное дело, когда речь заходит о ремонте и материальном обеспечении деятельности школ - тут разговор особый. Хотя Министерство образования заверяет, что руководство школ действует только через попечительские советы, поэтому нарушений практически нет, а если где-то и встречаются единичные факты, то они сразу же пресекаются.

Без упоминания попечительских советов не обойтись. В свое время, работая над проектом закона "Об образовании", депутаты предусмотрели их создание в школах. По нашему замыслу этот общественный орган должен был содействовать привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития школы. Предполагалось, что попечителями будут выступать не все, а только достаточно богатые люди, руководители фирм, предприятий, дети которых учились или учатся в школе, состоятельные бывшие выпускники. В принципе, попечителем мог стать любой человек, для которого не в тягость, а в радость принести пользу школе. А в совет должны были войти такие люди, которые искали бы богатых спонсоров либо сами являлись ими.

Была и еще одна благая цель - оградить школьного учителя как от сбора денег, так и от обвинений в том, что собранные с родителей или заработанные школой средства он присваивает себе.

Замысел, как видите, хороший. И по большому счету, нам удалось справиться с последней задачей. Учитель родительскими деньгами больше не распоряжается.

Но, к сожалению, для привлечения денежных средств значительная часть попечительских советов выбрала самый легкий путь. Богатые соглашаются возглавлять эти организации, но жертвовать собственные деньги не спешат. Зачем утруждать себя и поиском других спонсоров, если родитель всегда рядом? Поэтому, игнорируя принцип добровольности взносов и пожертвований, попечительские советы обложили данью поголовно всех родителей, не взирая на достаток семей, иногда диктуя им жесткие условия.

Ладно бы только это, но известны случаи, когда попечительские советы заключают заведомо невыгодные договоры со "знакомой" фирмой, в которой требуемый товар стоит значительно дороже; когда родительские средства идут на полюбившиеся директорам "евроремонты", причем не классных комнат, а директорских кабинетов. Или на приобретение таких вещей, без которых школа вполне могла бы обойтись, - подвесных зеркальных потолков, электронных турникетов, на гранит и мрамор, не говоря уже о коврах, кофеварках, электрочайниках и т.п. Желание быть лучше всех  похвально, но почему за счет родителей школьников?  А ведь для обеспечения нормальной работы учреждений образования есть государственные средства, которыми надо лишь правильно распорядиться. Только в 2003 г. для минских школ было выделено 25,5 млрд. руб., в том числе и для того, чтобы ликвидировать традиционные поборы на ремонт, которыми повсеместно облагались родители.

Думаю, поборы надо прекращать. В законодательном плане для этого потребуется пересмотр полномочий и усиление ответственности попечительских советов за свою деятельность. А пока что педагогическим советам школ следует действовать смелее, ликвидировать либо изменять состав попечительских советов, которые не выполняют поставленные перед ними задачи. Да и родители не должны молчаливо соглашаться с любым требованием администрации школы сдать деньги. Закон на их стороне.

Автор публикации: Владимир ЗДАНОВИЧ,председатель комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу


***
Макроэкономика: рубрики
Актуально
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное