Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Планы на жизнь: — ситуация требует гибкости, а власть – мобилизации

Фото: freepik

Некоторые последние заявления руководства Беларуси свидетельствуют о желании усилить «командное» управление экономикой. Однако такая политика вместо желаемого разрешения проблем на фоне мировой рецессии может подорвать ее еще сильнее.

Беларусь стала одним из немногих государств, игнорирующих рекомендации ВОЗ и отказавшихся от введения серьезных карантинных мер из-за распространения COVID-19. Это неоднократно объяснялось тем, что иначе наша экономика «рухнет». Такое «ковид-диссидентство» воспринималось населением и бизнесом по-разному, но заявленной цели достигло: за 11 месяцев 2020 г. ВВП снизился только на 0,9%.

В текущем году правительство рассчитывает на экономический рост до 1,8%. Это происходит на фоне увеличения госдолга и снижения ЗВР, заметного роста количества убыточных предприятий и падения совокупной чистой прибыли (почти на 45% за январь-ноябрь прошлого года), сокращения валютной выручки.

В подобной ситуации, даже без пандемии и ее последствий, необходимо было бы искать пути решения накопившихся проблем. И они постепенно озвучиваются, но есть одна сложность – их направленность в противоположные стороны.

 

Место на складе

Во время недавней встречи с министром промышленности Александр Лукашенко потребовал прекратить «так называемую рыночную болтовню» и доложить «именно о планах», а не «каких-то там прогнозах».

«Есть жесткий план. Если мы хотим выжить, то мы должны планы эти реализовать», – подчеркнул он.

Глава государства допустил появление критики за это в свой адрес, но добавил, что «когда будут предприятия работать, человек будет иметь зарплату, и желательно хотя бы немножко выше, чем в прошлом году, тогда нас оценят». То есть ужесточение административного жима рассматривается именно как гарантия выживания промышленного комплекса?

Хочется думать, что все сказанное относится исключительно к госсектору, финансовое положение которого весьма неоднородно: это и теряющие прибыль, но стоящие на ногах гиганты-монополисты, и токсичные активы, хронически генерирующие убытки. Поэтому и посильность усвоения «планового» метода у всех будет разной.

Но, во-первых, при продолжающемся сжатии внешних рынков и усложнении прогнозирования как такового доведение до подведомственных организаций жестких плановых показателей грозит рецидивом хронической болезни – ростом складских запасов (весной и летом, в период первой волны пандемии, эта тенденция уже наблюдалась).

Во-вторых, стремление к росту любой ценой усилит давление на валютный рынок, если Нацбанк и Совмин пойдут на уступки и вдруг вернутся к поддержанию вала за счет эмиссии, смягчения денежно-кредитной политики или выделения кредитов госсектору директивным образом.

Президент во время встречи с главой НБРБ Павлом Каллауром 15 января заявил о необходимости «изыскивать возможность кредитования реального сектора экономики прежде всего». То есть продолжающаяся практика ограничений для банков, а через них – и реального сектора руководство страны не устраивает.

Пока же Нацбанк стоит на своем и, несмотря на спорность такой тактики, продлил решение о приостановлении банкам постоянно доступных операций по поддержке и изъятию ликвидности – до 18 мая.

 

Риторика и практика

На упомянутые слова можно было бы не обращать столько внимания: управление белорусским государством давно строится по принципу «жесточайших» требований и персональной ответственности чиновников и топ-менеджеров за поставленные задачи вплоть до «отворачивания голов» – кого-то это мобилизует, у иных вызывает отторжение и противоположную реакцию.

Но прозвучавшее в этот раз важно потому, что оно носит почти экзистенциальный характер: «прогноз» и «план» здесь нисколько не синонимы, а антонимы, естественное для рыночной экономики прогнозирование четко противопоставляется плановым (читай – советским) методам управления. Хотя, если перефразировать известный афоризм, строгость планов у нас компенсируется необязательностью их выполнения.

Возможно, все сказанное останется привычной «подстегивающей» риторикой и не более того. Но на фоне усиливающихся репрессивных практик во всех сферах жизни в Беларуси надежды на это, увы, могут не сработать.

 

Подогнать под результат

Указанные заявления угрожают реализации ряда инициатив новой программы деятельности правительства, например, о проведении полноценного мониторинга финансового состояния предприятий реального сектора и их долговых обязательств с тем, чтобы наконец что-то делать с худшими из них (вплоть до банкротства).

Сомнение в реалистичности теперь вызывает и намерение скорого отказа от практики директивного кредитования. Постановлением правительства от 31.12.2020 № 802 его годовой лимит (на 2020 год) увеличили до 2,4 млрд рублей. Если сравнить с изначально запланированной на год суммой, после нескольких корректировок ее увеличили более чем в три раза.

Отчасти рост объясняется выделением ресурсов в рамках поддержки предприятий в связи с пандемией (прозрачность этого процесса – отдельный вопрос). Но когда такая корректировка происходит в последний день года, чтобы вложиться в «план», это говорит о многом.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений