Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №14(2708) от 20.02.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2383
EUR:
3.4971
RUB:
3.5035
Золото:
211.26
Серебро:
2.4
Платина:
94.64
Палладий:
102.45
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Правительство обнародовало план поддержки экономики в условиях санкций

Фото: pexels.com

Правительство презентовало комплексный план помощи экономике в условиях санкций. В нем 5 основных направлений – содействие экспорту, выстраивание для этого логистических цепочек и схем, стимулирование импортозамещения, создание благоприятной бизнес-среды и отраслевой блок. Представители профильных министерств и ведомств рассказали на пресс-конференции о содержании документа.

Заместитель министра экономики Дмитрий Ярошевич охарактеризовал план как очередной этап противодействия западным санкциям, благодаря которому «иммунитет» белорусской экономики повысится. 

«Терапию» планируют начать незамедлительно. К подготовке нормативных правовых актов для реализации плана госорганы уже приступили.

«Исполнение основных мер намечено на апрель, хотя есть пункты, рассчитанные на среднесрочную перспективу», – сказал замминистра.

Бизнесу – благоприятную среду, экспортерам – финподдержку

В очередной раз бизнесу обещают снизить налоговую нагрузку, освободить организации от административной ответственности по результатам проверок за впервые допущенные и неумышленные нарушения. По словам Дмитрия Ярошевича, гос­органы, в чью компетенцию входят контрольно-надзорные функции, рассчитывают вместе выработать такой подход, чтобы, с одной стороны, «не упустить управляемость, а с другой – упростить издержки для частного и государственного бизнеса». Кроме того, предусмотрено, что компаниям, которые долго арендуют имущество, будет проще получить его в собственность.

Что касается экспорта, то главная задача – его переориентация в «дружественные» страны из «недружественных». Как пояснил замминистра, суть мер состоит как в финансовой поддержке экспортеров, так и в формировании более комфортных для них условий. 

Говоря о стимулировании импортозамещения, он назвал два направления. Во-первых, составлена карта компетенций Беларуси и России, страны определились, кто и что может производить, чтобы взаимно обеспечивать свои предприятия комплектующими. Во-вторых, планируются проекты по созданию импортозамещающих производств.

Впрочем, о конкретных планах Д. Ярошевич говорить сначала не стал, сославшись на коммерческую тайну. Позже, правда, приоткрыл завесу. Оказывается, речь в первую очередь идет об обрабатывающей промышленности, машиностроении. А еще белорусский легпром положил глаз на российский рынок – рассчитывает занять место уходящих мировых брендов.

Нанимателям выделят субсидии на доплаты работникам

Блок социальной поддержки работников и бизнеса журналистам представила первый заместитель министра труда и социальной защиты Наталия Павлюченко

«В экономике страны трудится более четырех миллионов человек. В период адаптации бизнеса к новым условиям наша задача – поддержать усилия нанимателей по сохранению трудовых коллективов», – отметила первый замминистра и перечислила три направления.


Первое – предоставление права организациям на получение субсидии для доплат до минимальной заработной платы сотрудникам, которые не работали в связи с простоем или работали неполное рабочее время. Такой механизм был апробирован в 2020 г. Указом от 28.05.2020 № 178 «О временных мерах государственной поддержки нанимателей и отдельных категорий граждан», предоставившим нанимателям право на субсидии в случае возникновения экономических трудностей из-за пандемии коронавируса.

Н. Павлюченко утверждает, что норма оказалась востребована. По данным Минтруда и соцзащиты, доплаты получили около 20 тыс. работников, средний размер субсидии на одного человека составил 160 руб. с учетом взноса в ФСЗН. Однако не можем не отметить очень незначительную цифру поддержки: на выплату субсидий в 2020 г. направили немногим больше 3 млн руб. 

Наталия Павлюченко особо выделила тот факт, что доплаты будут перечисляться организации вместе со взносами в ФСЗН. 

«Это концептуальное правильное решение. У человека будут также формироваться страховой стаж, его социальные права и гарантии», – пояснила она. 

Второе – выделение организациям субсидии на доплату работникам на величину до 50% минимальной зарплаты. Эта мера будет касаться тех, кто по инициативе нанимателя отправлен в отпуск без сохранения заработной платы или с частичным ее сохранением. Механизм предоставления этих субсидий аналогичен тому, когда организация находится в простое. Нужно собрать такой же пакет документов, порядок их рассмотрения – тот же. 

Третье направление – материальная поддержка непосредственно самих работников и их семей. Если человек по объективным причинам оказался в трудной жизненной ситуации (потерял работу, находится в отпуске без сохранения заработной платы), то он может рассчитывать на государственную адресную социальную помощь, размеры которой, опять же, невелики. Государство будет доплачивать до бюджета прожиточного минимума на семью, если ее среднедушевой доход ниже этого уровня. 

Свой вклад в реализацию плана обязали внести и ГТК. По словам первого заместителя председателя ведомства Александра Валиева, таможня в нынешних условиях видит свою основную задачу в поддержке отечественных импортеров и экспортеров. При этом А. Валиев считает, что таможенное администрирование уже сегодня необременительно для экспортеров белорусской продукции, если не говорить о товарах, которые ограничены к вывозу. 

«В частности, в электронном виде через интернет подаются абсолютно все экспортные таможенные декларации. Мы обрабатываем 87% не более пяти минут. 60% экспортных партий товаров обрабатываются в режиме автовыпуска, когда все аналитические операции производит информационная система таможни. По времени это занимает менее минуты», – рассказал он. 

Таможенные органы не требуют размещать экспортные партии товаров в зонах таможенного контроля, декларирование проходит непосредственно со складов экспортеров. 

«Мы готовы сделать еще один шаг навстречу не только экспортерам, но и перевозчикам экспортных грузов: не проставлять свои штампы на экспортных товарно-сопроводительных документах, если того не потребует сам перевозчик», – проинформировал Александр Валиев. 

Для повышения финансовой устойчивости предприятий, в т.ч. импортеров, ГТК уже подготовил проект нормативного правового акта о реструктуризации таможенной задолженности. В основу заложена возможность поэтапного погашения задолженности перед бюджетом по таможенным платежам без угрозы работоспособности предприятий.

Речь шла и о работе на площадке Евразийской экономической комиссии. Например, принято решение о предоставлении тарифных льгот на отдельные категории товаров, имеющих важное значение для общего рынка. Кроме того, Совет ­ЕЭК на 6 месяцев освободил от ввозных таможенных пошлин продтовары, товары, используемые в металлургии и цифровых технологиях, строительной и других отраслях. Расширен перечень случаев, при которых импортер вправе воспользоваться возможностью отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин.

Транспорт пойдет на восток

«Когда в отношении Беларуси вводятся ограничения по товарной номенклатуре, использованию портов, то это не значит, что страна закрылась и мы остались без той или иной продукции или товара. Это означает лишь то, что логистические цепочки перенаправляются, меняются производители. Возможно, увеличатся сроки и стоимость доставки товара, но сам он останется на рынке», – сообщил заместитель министра транспорта и коммуникаций Сергей Дубина

В доказательство он сослался на статистику, согласно которой доля международных перевозок в общем объеме грузооборта Беларуси составляет 76%. Поддерживать транспортную отрасль в условиях санкций планируют за счет углубления сотрудничества с Россией, Азербайджаном, Туркменистаном, Арменией, Монголией, Узбекистаном. С РФ хотят договориться об отмене разрешительной системы на автоперевозки в/из третьих стран. С остальными – ведут переговоры по поводу обмена дополнительными разрешениями на грузоперевозки. 

Кроме того, попытаются реализовать на практике соглашение с КНР о разрешении проезда на автомобильном транспорте на континентальную часть Китая и перевозок в направлении Беларуси, России.

По данным Минтранса, в 2021 г. объем транспортно-экспедиционных и логистических услуг вырос к 2020-му практически на 140% и составил более 8,6 млрд руб. По словам Сергея Дубины, это связано с возобновлением перевозок после эпидемиологической ситуации в 2020 г. Тем не менее в Минтрансе рассчитывают на развитие этой тенденции. Но в то же время ожидают, что по отдельным направлениям объем грузоперевозок может снижаться.

***

Ожидается, что план поддержки экономики в ближайшее время опубликуют и все желающие смогут с ним ознакомиться. При его разработке учитывались предложения регионов, бизнес-союзов, отдельных предприятий. В правительстве уверены, что реализация намеченных мер добавит экономике устойчивости и заявляют о готовности и далее принимать антисанкционные предложения.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by