Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Исследования, рейтинги
29.08.2008 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Пенсионная болезнь

Пенсионная реформа в Беларуси сегодня актуальна как никогда. О ее неизбежности все чаще говорят эксперты, предупреждая, что времени на раздумья нет. Хоть и постепенно, но двигаться в сторону перемен нужно уже сейчас. Об этом ...

Пенсионная реформа в Беларуси сегодня актуальна как никогда. О ее неизбежности все чаще говорят эксперты, предупреждая, что времени на раздумья нет. Хоть и постепенно, но двигаться в сторону перемен нужно уже сейчас. Об этом говорится в исследовании Института приватизации и менеджмента.

Демографические проблемы неизбежно подтолкнут Беларусь к реформе пенсионной системы. Об этом говорят отчеты Всемирного банка и ООН. Рост числа пенсионеров, сопровождающийся сокращением количества работников, неизбежно приведет к неустойчивости нашей традиционной перераспределительной (одноуровневой) системы, основанной на принципе «от сегодняшних работников к сегодняшним пенсионерам». Похожие ситуации уже заставили пересмотреть правила функционирования пенсионных систем практически все страны Центральной и Восточной Европы — и развитые, и с переходными экономиками. Пересмотр, как правило, заключается во введении по меньшей мере двухуровневой системы. Надстройка второго уровня (плюс иногда третьего) предполагает введение накопительного элемента — обязательных (добровольных) отчислений в пенсионный фонд.

По прогнозам, сделанным экспертами ООН для Беларуси, согласно базовому (среднему) варианту, к концу 2050 г. население нашей страны может сократиться до 7 млн. человек. Кроме того, сокращение будет сопровождаться его старением. В итоге к 2050 г. численность пенсионеров сравняется с числом работников в трудоспособном возрасте (см. рис. 1). Это очень серьезная реальная угроза устойчивости белорусской пенсионной системы. В случае сохранения пенсионного возраста неизменным уже к 2010 г. дефицит Фонда соцзащиты населения (ФСЗ) может составить 0,1% ВВП. В дальнейшем он будет только расти, при ожидаемом уровне 1,7% ВВП в 2016-2020 гг. и еще больше к 2050 г. (рис. 2). Следует отметить, что эти оценки не учитывают недавние вызовы белорусской экономике и предприятиям, столкнувшимся с ростом цен на энергоносители, которые могут заставить нас пересмотреть пенсионную политику еще раньше. К слову, согласно недавно проведенному соцопросу, более половины белорусов (55%) также оценивают нынешнюю пенсионную систему как нестабильную.

Сценарий повышения пенсионного возраста, на первый взгляд, может показаться наиболее простым решением проблемы. Если увеличить его на 5 лет, дефицит пенсионного возраста удастся «перенести» на 20 лет. Кроме того, это увеличит соотношение между численностью работников и пенсионеров с 2 до 2,7 занятых на одного пенсионера (рис. 3). Простое выравнивание пенсионного возраста (60 лет как для мужчин, так и женщин) «откладывает» наступление проблемы еще на 10 лет.

Однако, отмечают эксперты, одинаковый срок выхода на пенсию для мужчин и женщин полностью «пенсионную проблему» не решит, да и в наших условиях реализовать это будет довольно сложно — главным образом из-за несогласия населения. Опрос, проведенный ИПМ в конце 2007 г., показывает, что абсолютное большинство белорусов не поддерживает идею повышения пенсионного возраста. Так, 75% респондентов считают существующий пенсионный возраст оптимальным, еще 20% — что он и так «слишком высокий».

По мнению специалистов, есть еще ряд вариантов выхода из ситуации в рамках действующей системы. Все они сводятся, как правило, к принятию непопулярных мер. К примеру, мы не можем пойти на повышение ставок пенсионных отчислений. Это увеличит налоговую нагрузку на предприятия, что, в конечном итоге, просто «положит» их — вместе с непрерывно растущими ценами на энергоносители. В этом случае наниматели, чтобы спасти финансовое положение предприятий, просто будут вынуждены занижать или скрывать доходы своих работников. Последние, в свою очередь, противиться этому не станут — из-за уравниловки в выплате пенсий и не совсем четкой связи между вкладом и выплатами.

С учетом социально ориентированной политики нашего государства, о сокращении размеров пенсий думать даже не приходится. 69,2% населения и так считают нынешние пенсии невысокими или низкими. Это при том, что армия пенсионеров составляет уже четверть населения страны.

Дополнительные средства в пенсионный фонд можно получить также путем реформирования рынка труда (в частности, ликвидацией неформальной занятости) и снижением масштабов теневой экономики, говорят эксперты. Эти явления присущи, хотя и в разных масштабах, практически всем постсоветским странам. Согласно последним оценкам, за границей временно работают около 420 тыс. белорусов, что составляет примерно 7% трудоспособного населения.

И последний вариант. Мы можем пойти по пути многих европейских государств и внедрить многоуровневую пенсионную систему. Это проверенный способ повысить эффективность накопления и расходования средств пенсионного фонда. Тем более, как показал опрос, наши граждане склонны участвовать в накопительной системе, если она позволяет получить более высокие доходы в будущем. По данным ИПМ, около 40% белорусов хотели бы делать дополнительные отчисления.

В целом, население считает нынешний размер средней пенсии недостаточным для удовлетворения своих основных потребностей. Часто пенсионеры вынуждены работать на условиях частичной или даже полной занятости, чтобы заработать «прибавку» к пенсии. Крайне недовольны белорусы также незначительной разницей между минимальной пенсией и пенсией с учетом трудового стажа, заработка и т. д. Поскольку размер вклада никак не зависит от последующих выплат, ничто не удерживает работников от занижения уровня своих фактических доходов, когда в итоге часть заработка прячется «в тень».

Итак, все признаки болезни — налицо, рецепты лечения тоже известны. Слово за государственными стратегами.

Инесса ГЕРМАНЧУК
 
* Графики см. в печатной версии "ЭГ"
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений