$

2.1329 руб.

2.4253 руб.

Р (100)

3.1894 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Социум

Пенсии повысят с 1 декабря

18.10.2016

В соответствии с Указом Президента от 13.10.2016 № 364 с 1 декабря в республике ожидается перерасчет трудовых пенсий.

Средняя заработная плата, применявшаяся при предыдущем перерасчете трудовых пенсий, составила 593,47 BYN, сообщает Минтруда и соцзащиты. С учетом индексации на 5,5% этот показатель составит 626,11 BYN и будет использован для перерасчета. В результате с декабря 2016 г. трудовые пенсии, по оценке министерства, увеличатся в среднем на 5%, а у каждого конкретного пенсионера будет зависеть от индивидуальных параметров его стажа работы и величины заработка до обращения за пенсией, а также начисленных к пенсии надбавок, повышений и доплат, которые по указанному основанию перерасчету не подлежат. Средняя пенсия в номинальном выражении составит 298,19 BYN.

Очередное повышение пенсий потребует дополнительно 37,9 млн. BYN в расчете на месяц. Соответствующие средства будут выделены из государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

Последний раз пенсии в Беларуси увеличивались с 1 августа т.г. в среднем на 3,3% в связи с ростом бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Поэтому оно затронуло только минимальные трудовые и социальные пенсии; надбавки, повышения к пенсиям и доплаты людям в возрасте 75 лет и старше. При этом в августе т.г. в стране числилось 2605,6 тыс. пенсионеров. Средний размер назначенных им пенсий составлял 283,5 BYN, что в 2,1 раза превышает бюджет прожиточного минимума для пенсионеров. А средний размер пенсий по возрасту в августе т.г. составил 291,4 BYN.

В текущем году в нашей стране произошли существенные изменения в пенсионном обеспечении. Это параметрическая реформа – постепенное повышение пенсионного возраста с января 2017 г., а также переиндексация пенсий с учетом инфляции, а не заработной платы. Такие меры в целом сохранят сальдо бюджета пенсионной системы на период до 2022 г., говорится в сентябрьском докладе МВФ. Однако, по мнению специалистов фонда, этого недостаточно. По их оценкам, начиная с 2023 г. бюджет пенсионной системы Беларуси будет ежегодно снижаться приблизительно на 0,15% ВВП.

Чтобы устранить пенсионный разрыв после 2022 г., МВФ рекомендует правительству РБ принять дополнительные меры по освобождению бюджетного пространства, чтобы снизить обременительный размер отчислений на социальные нужды (35%) и приложить дополнительные усилия для увеличения доли экономически активного населения. В частности, фонд предлагает постепенное увеличение пенсионного возраста для мужчин и женщин до 65 лет и последующую его привязку к средней продолжительности жизни, переиндексацию пенсионных пособий с учетом инфляции, а не темпа роста зарплаты, в долгосрочной перспективе (при сохранении определенного смешанного варианта для минимальных пенсий). Кроме того, реформы могут включать дальнейшее ограничение практики досрочного выхода на пенсию и меры по стимулированию спроса на работников старшей возрастной группы.

В принципе, белорусские власти согласны с такими рекомендациями. В проекте Программы социально-экономического развития на 2016–2020 годы предусматриваются меры по обеспечению финансовой устойчивости пенсионной системы и социально приемлемого уровня пенсий. При этом будут стимулироваться длительная трудовая деятельность, а также самостоятельное формирование собственных сбережений на старость для дополнения государственных гарантий. Чтобы адаптировать пенсионную систему к изменяющимся экономическим и демографическим условиям, планируется постепенное повышение общеустановленного пенсионного возраста и оптимизации пенсионных расходов. В 2016–2017 гг. будет уточнен круг работников, пользующихся правом на профессиональное пенсионное страхование. Соотношения размера средней пенсии по возрасту и среднемесячной зарплаты планируется удерживать не ниже 40% с учетом финансовых возможностей государства.

Выполнение этих задач предусматривается путем постепенного повышения требований по возрасту и стажу для назначения пенсии, стимулирования длительной легальной трудовой деятельности с уплатой обязательных страховых взносов. Это должно позволить уравновесить периоды зарабатывания пенсии и ее получения. При этом сохранится положения о существенном премиальном повышении размера при добровольном более позднем обращении за пенсией. Планируется дальнейшее развитие добровольного страхования дополнительных пенсий в страховых организациях, в т.ч. путем создания равных условий для государственных и негосударственных страховых организаций.

Пенсии будут повышаться (индексироваться) с учетом роста среднемесячной зарплаты работников, бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и финансовых возможностей ФСЗН.

Автор публикации: Александр БОРИСОВ