Ответственность банка за перевод денежных средств
Ситуация. В апреле 2022 г. через белорусский банк был осуществлен валютный перевод денежных средств на счет физлица в польском банке. Белорусский банк оформил перевод через банк-корреспондент, где деньги были заморожены, и на счет физлица до сих пор не поступили. На заявление о возврате денег белорусский банк поясняет, что условия договора он выполнил, и рекомендует напрямую обращаться в банк-корреспондент. Но банк-корреспондент отвечает, что мы не являемся их клиентом, они не могут предоставить какой-либо информации и рекомендуют обращаться в банк-отправитель.
Как поступить в данной ситуации, чтобы возвратить деньги?
И несет ли белорусский банк ответственность (и какую) в этой ситуации?
В соответствии со ст. 234 БК1 в случае, когда в силу особенностей расчетов в безналичной форме либо в силу иных причин банк, в который обратился клиент, не может полностью осуществить платеж, этот банк вправе переадресовать частичное исполнение платежных инструкций клиента другому банку (банку-корреспонденту). Клиент вправе по согласованию с обслуживающим банком определить банк-корреспондент для исполнения платежных инструкций либо предоставить право выбора банка-корреспондента самому обслуживающему банку. Банк несет ответственность за убытки, причиненные клиенту в результате неисполнения его поручения о выборе банка-корреспондента.
Справочно: под исполнением банком-отправителем платежного поручения понимается выдача платежного поручения банку-получателю с одновременным предоставлением ему денежных средств, необходимых для исполнения этого платежного поручения (ст. 240 БК).
Ответственность банка за неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных инструкций установлена в ст. 237 БК. Так, под ненадлежащим исполнением банком-отправителем платежных инструкций клиента (взыскателя) понимаются:
– несвоевременное списание денежных средств со счета плательщика;...