Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
02.10.2009 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Оптимистичный сценарий

Минсельхозпрод ожидает улучшения ситуации с экспортом продовольствия, заявил начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Ярослав Яковский, выступая на конференции «Управление экспортом». По оценке Я.Яковск...

Минсельхозпрод ожидает улучшения ситуации с экспортом продовольствия, заявил начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Ярослав Яковский, выступая на конференции «Управление экспортом».

По оценке Я.Яковского, становится очевидным, что к концу года конъюнктура улучшается. «Цены начали расти. Поэтому для белорусских предприятий сегодня важно правильно выстроить свою стратегию: с точки зрения рентабельности производства продуктов и продаж на конкретный рынок. Обеспечивая качество, перерабатывающая промышленность имеет все шансы значительно улучшить свою экономику. Такая задача ставится перед отраслью и министерством», — сказал он.

По наблюдениям специалистов Минсельхозпрода, те предприятия-экспортеры, у которых долгосрочная стратегия была сформирована, оказались лучше других подготовлены к неожиданностям начала 2009 г.: падению цен, более жестким требованиям технических регламентов к производимой продукции. «Предприятия, создавшие наиболее известные в СНГ бренды — «Молочный мир», «Савушкин продукт», «Бабушкина крынка», показали всем, что и в условиях снижения экспортных цен на 30-40% (за 8 месяцев 2009 г. к аналогичному периоду 2008 г.) можно работать рентабельно», — отметил чиновник.

Я.Яковский отметил, что в худшей ситуации оказались средние и мелкие предприятия, неинтегрированные в структуру крупных производственных образований. Такие субъекты чаще оказываются убыточными и нуждаются в государственной поддержке. «Что касается доведения показателей развития, то все руководители, которые занимаются продажами и внешней деятельностью, понимают, что за каждым таким показателем — оценка успешности на внешних рынках», — подчеркнул представитель министерства.

По его мнению, на экспортных рынках эпитет «белорусский» применительно к продовольствию является сегодня брендом. «Посетители выставок не просто дегустируют продукцию, а интересуются технологиями производства продуктов. И здесь нам есть чем гордится: Беларусь — одна из немногих стран, которая, к счастью, не переключилась на быстрое производство продукции с минимальной себестоимостью, минимальной натуральностью и низкой ценой. Такой продукцией российский рынок сегодня насыщен».

Главное конкурентное преимущество белорусского продовольствия на внешних рынках — безупречное его качество в таких позициях, как сухое молоко, казеин, сыры, молочные консервы, масло животное. Эта продукция может храниться не день и не два, спрос на нее растет ежедневно. В связи с этим возможности для белорусских предприятий расширяются, подчеркнул начальник главного управления ВЭД Минсельхозпрода.

«Мы не пошли по дороге других стран СНГ, когда частные сельхозпроизводители, увидев снижение цен, просто прекращали производство и поэтому сохранили отрасль. Далее — либо кризис заканчивается, либо наша долгосрочная политика срабатывает», — оптимистично заявил Я.Яковский. Он напомнил, что в настоящее время доля продовольствия в общем объеме белорусского экспорта составляет 10,8%, в т.ч. в торговле с РФ — 27,5%. Развитие товаропроводящих сетей позволит увеличить эти показатели. Такой шаг был бы правильным, считает чиновник. Однако до сих пор и партнерские оптовые компании, и торговые дома сосредоточены в основном в крупнейших центрах РФ, в Санкт-Петербурге и Москве. Положительный опыт белорусская сторона приобрела в процессе создания «Северо-Западного белорусско-российского торгового дома», учредителями которого стали российский партнер и мясо-молочная компания концерна «Белгоспищепром». Под патронатом ТД работают 5 магазинов розничной торговли и создаются еще 8. Таким образом, положено начало развитию фирменной торговой сети «Белорусский гостинец». По мнению Минсельхозпрода, этот опыт предстоит приумножить.

По данным таможенной статистики, за январь-август 2009 г. Беларусь сократила экспорт продуктов питания на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. до 1,43 млрд. USD. В т.ч. в РФ продажи продовольствия составили 1,09 млрд. USD (против 967 млн. USD за январь-июль 2009 г.).

Экспорт белорусских молочных продуктов за январь-август 2009 г. уменьшился на 16% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. и достиг 609 млн. USD. На российский рынок поставлено молочных продуктов на сумму 498 млн. USD.

Продажи мяса и мясных продуктов на внешние рынки белорусские предприятия сохранили на уровне аналогичного периода прошлого года, в стоимостном выражении объем контрактов составил 421 млн. USD. При этом в Россию объем поставок возрос на 6% до 409 млн. USD.

Таким образом, структура экспорта говорит о более устойчивом сейчас спросе на белорусские продукты питания, нежели на промышленную продукцию.

Оксана КУЗНЕЦОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений