Консультации
13.05.2005 7 мин на чтение
мин
Оплата проезда и подоходный налог
Белорусское предприятие заключает с гражданином Швейцарии договор на оказание консультационных услуг. В соответствии с указанным договором иностранный гражданин (исполнитель) предоставляет предприятию квалифицированные услуги по вопросам, непосредств...
Белорусское предприятие заключает с гражданином Швейцарии договор на оказание консультационных услуг. В соответствии с указанным договором иностранный гражданин (исполнитель) предоставляет предприятию квалифицированные услуги по вопросам, непосредственно связанным с деятельностью предприятия.
Согласно договору предприятие "обязуется оплатить проездные расходы исполнителю в размере 5000 долларов США". Иных обязательств по оплате договор не предусматривает.
На основании указанного пункта договора предприятие несколько раз в течение года оплачивало стоимость билетов на проезд иностранного гражданина на территорию РБ и обратно на сумму, приведенную в договоре. Выплаты в денежной форме ему не производятся.
Является ли стоимость оплаченных билетов доходом иностранного гражданина или их следует рассматривать как компенсационные выплаты, связанные с командировкой и соответственно не подлежащие налогообложению?
В соответствии с Законом "О подоходном налоге с физических лиц" (далее - Закон) с учетом изменений и дополнений, внесенных в него Законом от 2001-06-25 г. № 43-З (вступил в силу с 1.01.2002 г.), иностранные граждане, не относящиеся к постоянно находящимся на территории РБ (находящиеся на территории нашей страны 183 дня и менее), являются плательщиками подоходного налога с доходов в денежной и натуральной формах, получаемых от источников в РБ (статьи 1 и 2 Закона).
Порядок налогообложения доходов, получаемых рассматриваемой категорией граждан, регулируется ст.13 Закона (глава 5 Закона), согласно которой с сумм доходов (кроме доходов по трудовым договорам), полученных иностранными гражданами от источников в РБ, налог удерживается налоговым агентом по ставке 20%, без учета льгот и вычетов, предусмотренных ст. 3 Закона. Нормы главы 5 Закона не предусматривают определение дохода за вычетом расходов, связанных с извлечением таких доходов. При этом доходом, полученным от источников в РБ, облагаемым налогом по ставке 20%, является любой доход, выплачиваемый (выдаваемый) юридическими лицами, предпринимателями или физическими лицами, расположенными на территории РБ (п.36 Инструкции о порядке исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц, утв. постановлением МНС от 2002-02-20 г. № 16 (далее - Инструкция) (с изменениями и дополнениями).
С учетом того что понесенные расходы предприятия в указанном случае нельзя рассматривать как компенсационные выплаты, связанные с командировкой, стоимость оплаченных проездных билетов является доходом иностранного гражданина, подлежащим обложению подоходным налогом.
Вместе с тем при рассмотрении вопроса о налогообложении доходов, получаемых иностранными гражданами, необходимо учитывать правила, установленные международным договором, имеющим приоритет над Законом (ст. 5 Закона).
В рассматриваемом случае таким международным договором будет соглашение между Правительством Республики Беларусь и Швейцарским Федеральным Советом об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 26.04.1999 г. (далее -- Соглашение).
Порядок налогообложения доходов, получаемых физическим лицом-резидентом Швейцарии от источников в РБ, зависит от их вида и места получения. Основные критерии определения статуса лица (отнесение его к резиденту того или иного государства) приведены в ст.4 Соглашения.
Так, при решении вопроса о налогообложении рассматриваемых доходов (стоимость оплаченных проездных билетов), получаемых физическим лицом-резидентом Швейцарии от источников в РБ, следует применять положения ст.21 Соглашения. Согласно указанной статье доходы резидента Швейцарии независимо от места их возникновения могут облагаться налогом только в Швейцарии.
Вместе с тем для получения полного или частичного освобождения от уплаты подоходного налога, предусмотренного международным договором, иностранные граждане, лица без гражданства, которые не относятся к постоянно находящимся на территории РБ, обязаны представить налоговому агенту (юридическому лицу или предпринимателю) до выплаты (получения) дохода официальное подтверждение факта постоянного местопребывания иностранного гражданина (лица без гражданства) в стране, с которой РБ заключен международный договор.
Указанное официальное подтверждение с отметкой финансовых или налоговых органов представляется ежегодно и должно содержать следующие обязательные реквизиты: фамилию и имя (отчество), подтверждение, что иностранный гражданин (лицо без гражданства) является (являлся) лицом с постоянным местопребыванием в стране, с которой РБ заключен международный договор, с указанием названия договора и периода пребывания.
При отсутствии официального подтверждения факта постоянного местопребывания иностранного гражданина (лица без гражданства) в стране, с которой РБ заключен международный договор, исчисление и взимание налога производятся в общеустановленном порядке - по ставкам п.1 ст.6 Закона.
Отметим также, что иностранный гражданин, имеющий согласно международному договору право на полное или частичное освобождение от уплаты подоходного налога и не получивший его у налогового агента, может представить в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента в двух экземплярах заявление на возврат налога (форма заявления приведена в приложении 6 к Инструкции) и официальное подтверждение факта своего постоянного местопребывания в стране, с которой РБ заключен международный договор. На заявлениях налоговым агентом должна быть произведена отметка об удержанных и перечисленных суммах налога.
При этом возврат налога, удержанного налоговым агентом, может быть осуществлен при условии, что со дня его удержания не истекло три года (если иное не предусмотрено международным договором).