Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Охрана труда: прикладные рекомендации

В Минтруда и соцзащиты 4 сентября состоялась oн­лайн–­ конференция по вопросам практического применения законодательства об охране труда. Обсуждали новую Инструкцию о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и рабочие ситуации.

Директор за рулем служебного автомобиля

Могут ли руководители и специалисты самостоятельно управлять служебными автомобилями пред­приятия? Нужны ли стажировка, проверка знаний, инструктажи для таких работников или достаточно того, что у них есть права на управление автомобилем?

Водитель – это физическое лицо, управляющее транспортным сред­ством (подп. 2.8 п. 2 Правил дорожного движения, утв. Указом Президента от 28.11.2005 № 551, далее – Правила).

Работники (руководители и специалисты), использующие автомобиль предприятия для служебных целей или выполнения своих должностных обязанностей, соответственно, управ­ляют транспортным средством как водители. Поэтому, наряду с водительским удостоверением и талоном предупреждений, они при себе долж­ны иметь медицинскую справку о годности к управлению транспорт­ным средством и иные документы на автомобиль.

Локальным правовым актом (приказом) должен быть установлен перечень работников, которые могут использовать служебный автомобиль.

В данном случае на работника рас­пространяется норма п. 44 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 28.11.2008 № 175 (далее – Инструкция № 175), согласно которой специалисты, выполняющие работы по профессиям рабочих, проходят инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствии с гл. 2 Ин­струкции № 175.

Должностным и иным лицам транспортных и других организаций, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается допускать их к участию в дорожном движении, и допускать водителей к управлению с нарушением требований, установленных Правилами и иными актами законодательства (п. 208 Правил).

Учитывая норму ч. 2 ст. 34 Закона «О дорожном движении», в целях обеспечения безопасности в организации необходимо организовать контроль состояния водителей механических транспортных средств на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

Порядок проведения контроля юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (ИП), осуществляющими деятельность в области автомобильного транспорта, не требующую специального раз­решения (лицензии), определен Ин­струкцией о порядке проведения контроля состояния водителей механических транс­портных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением нар­котических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, утв. постановлением Минтранса, Минсельхозпрода от 09.07.2013 № 25/28.

Учитывая, что сотрудники используют автомобили организации для служебных целей, им должен выдаваться путевой лист, фактически подтверждающий право на управление служебным автомобилем, с от­меткой о прохождении приборного контроля.

Соподчиненность комиссий

Может ли комиссия исполкома для проверки знаний по вопросам охраны труда проверять работу комиссии организации и давать рекомендации?

Да, может.

Положение о комиссии местного исполнительного и распорядительного органа для проверки знаний по вопросам охраны труда утверждено постановлением Минтруда и соцзащиты от 30.12.2008 № 210.

В соответствии с подп. 7.3 п. 7 этого документа комиссия исполкома в целях выполнения возложенных задач проверяет работу комиссий для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда организаций, принимает меры по устранению выявленных нарушений.

Полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в части государственного управления охраной труда на территориальном уровне установлены ст. 10 Закона «Об охране труда».

Таким образом, комиссия местного исполкома может проверять комиссию организации, расположенной на подведомственной им территории, давать рекомендации по устранению выявленных нарушений.

Образование специалиста по охране труда

Можно ли работать специалистом по охране труда, имея высшее образование, но не техническое?

Для реализации функций специалиста по охране труда в организациях вводится должность «инженер по охране труда».

Одним из квалификационных требований, установленных квалификационной характеристикой для этой должности согласно выпуску 1 ЕКСД «Должности служащих для всех видов деятельности», утв. постановлением Минтруда от 30.12.1999 № 159, является наличие высшего профессионального (технического) образования.

Подготовка специалистов по охране труда осуществляется при получении первого высшего образования (в Белорусском государственном аграрном техническом университете) и учреждениях дополнительного образования взрослых, реализующих образовательную программу переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование (институты повышения квалификации и переподготовки).

Переподготовка по специальности «специалист по охране труда» на базе высшего образования организована в 15 учреждениях образования. Их перечень размещен на официальном сайте Минтруда и соцзащиты в рубрике «Деятельность», «Охрана труда», «Учреждения образования, осуществляющие переподготовку по специальности «Охрана труда».

Таким образом, наниматель может принять на должность инженера по охране труда лицо, не имеющее технического образования, прошедшее переподготовку по специальности «специалист по охране труда».

Доля вместо единицы

Можно ли ввести должность специалиста по охране труда в ор­ганизации не на полную штат­ную единицу, а на полставки?

Наниматель обязан вводить долж­ность специалиста по охране труда в организациях производственной сфе­ры при численности работников свыше 100 человек, в организациях других сфер деятельности – свыше 200 человек (ст. 20 Закона «Об охране труда»).

При меньшей численности работников наниматель может вводить долж­ность специалиста по охране труда или возлагать соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо, имеющее необходимую подготовку.

В случае невозможности исполнения обязанностей специалиста по охране труда работниками организации наниматель может привлекать юридическое лицо (ИП), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда.

При решении вопроса о введении должности специалиста по охране труда необходимо учитывать, что организация работы по охране труда и осуществление контроля за соблюдением законодательства об охране труда предполагают выполнение специалистом по охране труда трудовых функций в течение полной продолжительности рабочего времени.

Таким образом, в производственных организациях при численности работников свыше 100 человек, в организациях других сфер деятельности – свыше 200 человек долж­ность специалиста по охране труда должна быть введена на полную штатную единицу, а не на ее долю.

При введении должности специалиста по охране труда в организациях производственной сферы при численности работников менее 100 человек, в организациях других сфер деятельности – менее 200 человек наниматель может ввести долж­ность не на полную штатную единицу, а на ее долю (например 0,5; 0,25).

Игорь СТАРОВОЙТОВ,
заместитель Министра труда и социальной защиты

Сплошные проверки на алкоголь

Вправе ли работодатель проводить освидетельствование на пред­мет алкогольного опьянения абсолютно всех работников?

Только при наличии оснований.

Предсменный медосмотр либо освидетельствование на состояние опьянения обязательно в отношении работающих по профессиям или при выполнении работ, предусмотренных Перечнем работ (профессий), при выполнении которых требуются предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты, Минздрава от 02.12.2013 № 116/119 (далее – Перечень).

Перечень является исчерпывающим.

Законодательство об охране труда не предусматривает права нанимателя расширять Перечень дополнительными профессиями и видами работ.

Вместе с тем наниматель может при наличии оснований полагать, что работник находится в состоянии алкогольного опьянения, проводить медосмотр либо освидетельствование на предмет алкогольного опьянения.

Виктор СИДОРОВИЧ,
директор Департамента государственной инспекции труда

Бейсболка как средство индивидуальной защиты

Можно ли в качестве указанных в типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи СИЗ работникам «головных уборов» выдавать бейсболки?

Согласно межгосударственному стандарту ГОСТ 12.4.011-89 «Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Об­щие требования и классификация» средствами индивидуальной защиты головы являются:

– каски защитные;

– шлемы, подшлемники;

– шапки, береты, шляпы, колпаки, косынки, накомарники.

Бейсболки по назначению – спор­тивные шапочки с козырьком для защиты от солнца.

Если в типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам не указаны защитные свойства «головных уборов», значит, они предназначены не для защиты работника от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, а для предотвращения попадания волос на продукцию, в опасную зону или в глаза, что может привести к снижению поля зрения, ухудшению качества работ, травме.

Таким образом, целесообразнее выдавать работникам в качестве «головных уборов» береты, которые в полной мере могут обеспечить указанные функции. Выдача бейсболок возможна, если существует необходимость еще и в защите от солнечного света.

Учет СИЗ в личной карточке

По какой форме в настоящее время следует вести учет выдачи средств индивидуальной защиты работникам?

С 25 августа 2019 г. действует новая редакция Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 27.06.2019 № 30.

Инструкцией установлено, что выдача и сдача работниками СИЗ отмечаются в личной карточке учета средств индивидуальной защиты. В связи с развитием электронного документооборота предусмотрено пра­во нанимателя вести учет СИЗ в электронной форме, а также организовать выдачу средств защиты и их сменных компонентов простой кон­струкции, не требующих дополнительного инструктажа по порядку их применения, посредством автоматизированных систем выдачи (вендингового оборудования).

При этом Инструкция не устанавливает форму личной карточки, а только определяет сведения, включаемые в нее. Форму личной карточки наниматель определяет самостоятельно.

Вводный инструктаж для посторонних водителей

В организации много авто- и железнодорожного транспорта сторонних организаций, водители и машинисты которых не участвуют в разгрузке, а только оформляют сопроводительные документы и подгоняют транспорт с грузом.

Надо ли проводить с ними вводный инструктаж по охране труда?

Порядок проведения вводного инструктажа по охране труда установлен п.п. 46, 47 и 48 Инструкции № 175.

Случаи проведения вводного ин­структажа определены п. 46 Ин­струкции № 175.

Если водители и машинисты прибывают на территорию иной организации в целях оформления сопроводительных документов и подачи тран­спортных средств к месту разгрузки (погрузки) и не участвуют в производственном процессе, не привлекаются к работам (оказанию услуг) в этой организации или на ее территории, то проводить вводный инструктаж с ними не требуется.

Ирина КАМЕНЕЦКАЯ,
заместитель начальника управления охраны и государственной экспертизы условий труда
Минтруда и соцзащиты

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by