Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Проекты
11.06.2002 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Одобрены законопроекты о чрезвычайном положении и драгоценных камнях

На прошлой неделе Совет Республики одобрил проекты законов "О чрезвычайном положении" и "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"...

На прошлой неделе Совет Республики одобрил проекты законов "О чрезвычайном положении" и "О драгоценных металлах и драгоценных камнях". Оба документа будут направлены на подпись Президенту страны. Подробнее о них "НЭГ" попросила рассказать сенаторов Александра Скачкова и Татьяну Быкову, представлявших законопроекты в верхней палате парламента.

Александр СКАЧКОВ, заместитель председателя комиссии по международным делам и национальной безопасности:

-- Законопроект "О чрезвычайном положении" направлен на определение правовых основ и порядка введения режима чрезвычайного положения на территории Республики Беларусь или в отдельных ее регионах, особого правового режима государственного управления, чрезвычайных мер, применяемых в таких условиях, гарантий прав и свобод граждан, прав организаций и учреждений.

Проектом закона предусматривается, что чрезвычайное положение вводится указом Президента с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики, который вправе изменить перечень и пределы чрезвычайных мер, определенных указом, или принять решение об отмене чрезвычайного положения.

Режим чрезвычайного положения вводится как при стихийных бедствиях, техногенных катастрофах, эпидемиях и эпизоотиях, так и при социальных конфликтах. Гарантии прав и ответственность граждан, юридических лиц различаются в зависимости от факторов, повлиявших на принятие решения о введении чрезвычайного положения. К их числу относятся природно-техногенные специфические особенности.

К природно-техногенному основанию введения чрезвычайного положения проект относит: стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения крупномасштабных аварийно-спасательных и восстановительных работ.

При этом допускается временное выселение граждан из опасных зон, введение особого режима работы организаций, особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости, установление карантина и проведение других санитарно-противоэпидемических мероприятий, в исключительных случаях при аварийно-спасательных работах предполагается мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств.

К социальному основанию введения чрезвычайного положения относятся попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, угрожающие жизни и безопасности граждан.

При этом допускается введение комендантского часа, после соответствующего предупреждения приостанавливается деятельность общественных объединений, а также запрещается проведение массовых мероприятий, препятствующих нормализации обстановки. В исключительных случаях возможно временное изъятие у граждан огнестрельного и холодного оружия и боеприпасов, а у организаций и предприятий -- также учебной военной техники, взрывчатых, радиоактивных, сильнодействующих химических и ядовитых веществ.

По решению Президента к ликвидации последствий чрезвычайных происшествий наряду с внутренними войсками могут привлекаться воинские части Вооруженных Сил. Предусмотрена возможность образования специальных временных органов, которым могут быть переданы полностью или частично полномочия органов государственной власти и управления на такой территории.

Согласно законопроекту введение чрезвычайного положения не может явиться основанием для унижающего человеческое достоинство обращения или наказания. Установлено, что предусмотренные законом ограничения прав и свобод граждан, а также прав юридических лиц в условиях чрезвычайного положения остаются исчерпывающими.

Вместе с тем определяются меры, направленные на спасение пострадавших, оказание им различных видов помощи и эвакуацию из пострадавших зон, что потребует определенных финансовых затрат, как это было, например, в период аварии на ЧАЭС, наводнений и ураганов.

                       *        *        *

Татьяна БЫКОВА, председатель комиссии по экономике, бюджету и финансам:

-- Проект закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" устанавливает правовые основы регулирования отношений в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями на территории Беларуси. Он определяет область действия государственной монополии в этой сфере, цели, способы и особенности госрегулирования деятельности юридических и физических лиц, полномочия органов государственного управления.

Действие данного документа не распространяется на порядок совершения сделок с изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, заключаемых между физическими лицами, если эти сделки не являются в соответствии с законодательством предпринимательской деятельностью.

Принятие закона позволит усовершенствовать систему государственного регулирования, обеспечить более эффективное использование ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней, а также развитие производственной базы республики по переработке вторичного лома драгоценных металлов.

Следует отметить такие прогрессивные моменты законопроекта, как установление государственной монополии только на опробование и клеймение ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, право на осуществление аффинажа любым юридическим лицом, получившим лицензию на этот вид деятельности (а не согласно перечню, утвержденному правительством), право собственника лома и отходов, содержащих драгоценные металлы и камни, на их вторичное использование или реализацию юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим соответствующую лицензию, а также тот факт, что драгоценные камни, не пригодные для изготовления ювелирных изделий, используются как продукция производственно-технического назначения без ограничений, установленных настоящим законом.

Особое место в проекте закона занимают положения, регулирующие порядок обращения драгоценных металлов в банковском сегменте. Дополнительным направлением развития банковского сектора экономики в дальнейшем может послужить выпуск в обращение ценных бумаг, номинированных в массе этих металлов.

Закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" будет способствовать приведению в единую систему и сокращению количества ныне действующих нормативных актов, регламентирующих деятельность в этой сфере (сегодня их число достигло 150).

Вместе с тем Татьяна Быкова отметила и некоторые недостатки документа. Так, из содержания ст.12. непонятно, что имеется в виду под "иными органами", наделенными полномочиями в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями, и в отношении кого эти полномочия будут осуществляться. В частности, здесь предусматривается право указанных органов устанавливать "порядок учета и отчетности при производстве, переработке, обработке, использовании и обращении драгоценных металлов и драгоценных камней". Одновременно в ст.11 указано, что Минфин "разрабатывает и принимает нормативные правовые акты, регулирующие вопросы производства, переработки, обработки, использования, хранения и учета драгоценных металлов и драгоценных камней"; в ст.18 подчеркивается, что "порядок обязательного учета устанавливается собственником драгоценных металлов и драгоценных камней на основе соответствующих нормативных правовых актов Республики Беларусь".
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by