Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №89(2586) от 25.11.2022 Смотреть архивы

USD:
2.4161
EUR:
2.4939
RUB:
3.9936
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Консультации
25.08.2006 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Одно измерение - один результат

О том, чем вызвано появление Закона от 20.07.2006 №163-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений», что даст этот нормативный правовой акт реальному сектору экономики рассказывает директор Белорусского государственного института метрологии Николай ЖАГОРА.

О том, чем вызвано появление Закона от 20.07.2006 №163-З "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "Об обеспечении единства измерений", что даст этот нормативный правовой акт реальному сектору экономики рассказывает директор Белорусского государственного института метрологии Николай ЖАГОРА.

— Основным поводом для "модернизации" Закона "Об обеспечении единства измерений" послужили результаты нашей работы по сближению с условиями и требованиями международной торговли. Это, в первую очередь, признание ею Национальной эталонной базы республики, доверие к результатам проводимых в республике измерений и испытаний продукции, создание и функционирование метрологической инфраструктуры и также ее признание на международном уровне.

Важными предпосылками также стали гармонизация требований в области единства измерений с международными обязательствами при сотрудничестве с Международной организацией законодательной метрологии и Международным комитетом мер и весов, а также изменение законодательств государств СНГ, Центральной и Восточной Европы.

И все же главная идея закона — обеспечение единства измерений внутри страны, а также во взаимоотношениях Беларуси с зарубежными странами. На это, к слову, был направлен и действующий пока Закон "Об обеспечении единства измерений". Но за время, прошедшее с момента его принятия (1995 г.), и в связи с продолжающимися экономическими и социально-политическими преобразованиями возник ряд новых факторов, оказывающих непосредственное воздействие на измерения и метрологическую деятельность в целом.

Международная практика свидетельствует о том, что законодательство в области метрологии в силу глобализации торговли и принятых под эгидой ВТО соглашений о преодолении в ней технических барьеров регулярно подвергается пересмотру или обновлению. Интеграция республики в мировую экономику, активизация внешнеэкономической деятельности и успешное продвижение белорусской продукции на международные рынки возможны только при овладении современными подходами к оценке рынка и требований потребителей. Необходимость пересмотреть некоторые концептуальные положения существующей редакции закона назрела с учетом возрастающей роли измерений в различных процедурах контроля и испытаний, сертификации и аккредитации, т. е. в первую очередь в тех процедурах, где возникает необходимость принятия решений о соответствии или несоответствии этим требованиям продукции (услуг).

Внесения изменений в законодательство по метрологии потребовал и переход на новые принципы технического нормирования и подходы к оценке соответствия продукции, в основу которых положен подход Европейского Союза, позволяющий ликвидировать технические барьеры, препятствующие свободному обращению товаров, процессам их разработки, производству, эксплуатации, хранению, перевозке и реализации, а также оказанию услуг. Документ включает в себя основные элементы законодательного нормирования, определяемые международными подходами: преимущественное использование Международной системы единиц (SI), формирование системы национальных эталонов и реализация процессов их сопоставления с международными, ориентация на мировые тенденции в развитии метрологии и приборостроения.

Закон может быть отнесен к системообразующим актам, поскольку трудно назвать сферу общественной деятельности, осуществляемой без применения измерений и, следовательно, не решающей задач обеспечения единства измерений.

Пересмотр прав и обязанностей участников правоотношений определялся необходимостью более четкого установления сфер ответственности государства в обеспечении единства измерений. Например, расширение производства фасованных товаров в упаковках любого вида, характерное как для внутреннего, так и внешнего рынка, требует более детального правового регулирования порядка государственного метрологического надзора за количеством в "таре" товаров. В действующем законодательстве эти вопросы не были урегулированы.

В производственной деятельности функции обеспечения единства измерений будут осуществляться метрологическими службами организаций, заинтересованных в повышении качества своей продукции и оказываемых услуг. Поэтому в ряде случаев их права и обязанности будут определены исходя из более высокого уровня качества продукции, работ и услуг как предпосылки достижения их конкурентоспособности.

Реализация положений Закона позволит повысить общий уровень работ по обеспечению единства измерений в стране, эффективность правовых норм, направленных на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, всей экономики страны от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений, улучшит работу и повысит ответственность надзорных органов.

Юридические последствия принятия закона заключаются в повышении эффективности правового регулирования в области обеспечения единства измерений, в устранении пробелов и противоречий, имеющихся в действующем законодательстве.

Остается добавить, что закон вступает в силу через 8 месяцев после его официального опубликования ("Национальный реестр правовых актов РБ" № 122 за 2.08.2006 г.), т. е. с 3 апреля 2007 г.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by