Одно измерение - один результат
О том, чем вызвано появление Закона от 20.07.2006 №163-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений», что даст этот нормативный правовой акт реальному сектору экономики рассказывает директор Белорусского государственного института метрологии Николай ЖАГОРА.О том, чем вызвано появление Закона от 20.07.2006 №163-З "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "Об обеспечении единства измерений", что даст этот нормативный правовой акт реальному сектору экономики рассказывает директор Белорусского государственного института метрологии Николай ЖАГОРА.
— Основным поводом для "модернизации" Закона "Об обеспечении единства измерений" послужили результаты нашей работы по сближению с условиями и требованиями международной торговли. Это, в первую очередь, признание ею Национальной эталонной базы республики, доверие к результатам проводимых в республике измерений и испытаний продукции, создание и функционирование метрологической инфраструктуры и также ее признание на международном уровне.
Важными предпосылками также стали гармонизация требований в области единства измерений с международными обязательствами при сотрудничестве с Международной организацией законодательной метрологии и Международным комитетом мер и весов, а также изменение законодательств государств СНГ, Центральной и Восточной Европы.
И все же главная идея закона — обеспечение единства измерений внутри страны, а также во взаимоотношениях Беларуси с зарубежными странами. На это, к слову, был направлен и действующий пока Закон "Об обеспечении единства измерений". Но за время, прошедшее с момента его принятия (1995 г.), и в связи с продолжающимися экономическими и социально-политическими преобразованиями возник ряд новых факторов, оказывающих непосредственное воздействие на измерения и метрологическую деятельность в целом.
Международная практика свидетельствует о том, что законодательство в области метрологии в силу глобализации торговли и принятых под эгидой ВТО соглашений о преодолении в ней технических барьеров регулярно подвергается пересмотру или обновлению. Интеграция республики в мировую экономику, активизация внешнеэкономической деятельности и успешное продвижение белорусской продукции на международные рынки возможны только при овладении современными подходами к оценке рынка и требований потребителей. Необходимость пересмотреть некоторые концептуальные положения существующей редакции закона назрела с учетом возрастающей роли измерений в различных процедурах контроля и испытаний, сертификации и аккредитации, т. е. в первую очередь в тех процедурах, где возникает необходимость принятия решений о соответствии или несоответствии этим требованиям продукции (услуг).
Внесения изменений в законодательство по метрологии потребовал и переход на новые принципы технического нормирования и подходы к оценке соответствия продукции, в основу которых положен подход Европейского Союза, позволяющий ликвидировать технические барьеры, препятствующие свободному обращению товаров, процессам их разработки, производству, эксплуатации, хранению, перевозке и реализации, а также оказанию услуг. Документ включает в себя основные элементы законодательного нормирования, определяемые международными подходами: преимущественное использование Международной системы единиц (SI), формирование системы национальных эталонов и реализация процессов их сопоставления с международными, ориентация на мировые тенденции в развитии метрологии и приборостроения.
Закон может быть отнесен к системообразующим актам, поскольку трудно назвать сферу общественной деятельности, осуществляемой без применения измерений и, следовательно, не решающей задач обеспечения единства измерений.
Пересмотр прав и обязанностей участников правоотношений определялся необходимостью более четкого установления сфер ответственности государства в обеспечении единства измерений. Например, расширение производства фасованных товаров в упаковках любого вида, характерное как для внутреннего, так и внешнего рынка, требует более детального правового регулирования порядка государственного метрологического надзора за количеством в "таре" товаров. В действующем законодательстве эти вопросы не были урегулированы.
В производственной деятельности функции обеспечения единства измерений будут осуществляться метрологическими службами организаций, заинтересованных в повышении качества своей продукции и оказываемых услуг. Поэтому в ряде случаев их права и обязанности будут определены исходя из более высокого уровня качества продукции, работ и услуг как предпосылки достижения их конкурентоспособности.
Реализация положений Закона позволит повысить общий уровень работ по обеспечению единства измерений в стране, эффективность правовых норм, направленных на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, всей экономики страны от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений, улучшит работу и повысит ответственность надзорных органов.
Юридические последствия принятия закона заключаются в повышении эффективности правового регулирования в области обеспечения единства измерений, в устранении пробелов и противоречий, имеющихся в действующем законодательстве.
Остается добавить, что закон вступает в силу через 8 месяцев после его официального опубликования ("Национальный реестр правовых актов РБ" № 122 за 2.08.2006 г.), т. е. с 3 апреля 2007 г.