Очереди на границах остаются главной причиной дисбаланса на рынке автомобильных грузоперевозок – биржа ATI.SU
Такие данные приводит международная биржа автомобильных грузоперевозок ATI.SU
«Длительный простой фур приводит не только к росту издержек у перевозчиков, но и к нехватке исполнителей, которые за то же количество времени в новых условиях могут совершить меньшее количество рейсов. В итоге на рынке возник резкий дисбаланс», – отмечает директор компании представителя «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» Татьяна Солдатенко.
По ее словам, в январе-феврале количество заявок на перевозки из России в Беларусь выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 41%. При этом в обратном направлении аналогичного роста не наблюдается – спрос остался приблизительно на том же уровне. Кроме того, в перевозках между Россией и Беларусью не наблюдается заметного роста ставок.
Более существенные изменения, по данным биржи, происходят на европейском направлении. Так, число заявок на перевозки из стран Евросоюза в Беларусь увеличилось почти на 130%, а в обратном направлении рост составил 64%.
Самыми популярными остаются перевозки в соседние Польшу и Литву, где тоже зафиксирован существенный рост. Так, спрос на перевозки из Польши в Беларусь вырос на 82%, а ставки увеличились на 92%, в обратном направлении число заявок увеличилось на 106%, а средние ставки – на 59%. Спрос на перевозки из Литвы вырос на 195%, а размер ставок – на 114%, в обратном направлении число заявок выросло на 157%, а ставки – на 11%.
«Но дисбаланс спроса и предложения не единственная причина, т.к. на рост цен всегда влияет целый комплекс причин: рост заболеваемости COVID-19, миграционные потоки, увеличение цен на нефть, нехватка чипов и др. За последние несколько лет цены на грузовые автомобильные перевозки практически не менялись, несмотря на то, что стоимость техники, запчастей, топлива, а также заработная плата все это время росли, как минимум, в рамках инфляции. Кроме того, причины роста цен на направлениях Польша-Беларусь, Литва-Беларусь связаны с необходимостью устанавливать спутниковые навигационные пломбы на все товары, ввозимые автотранспортом», – констатировала Татьяна Солдатенко.