Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35 (2532) от 17.05.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.51
EUR:
2.6141
RUB:
3.9482
Золото:
145.73
Серебро:
1.71
Платина:
75.7
Палладий:
156.07
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Обзор нормативных правовых актов

Организации, финансируемые из бюджета, в своей бюджетной и предпринимательской деятельности при отражении операций в бухучете руководствуются как законодательной базой, регулирующей бюджетные отношения, так и документами, распространяющими свое дейст...
Организации, финансируемые из бюджета, в своей бюджетной и предпринимательской деятельности при отражении операций в бухучете руководствуются как законодательной базой, регулирующей бюджетные отношения, так и документами, распространяющими свое действие на всех субъектов хозяйствования страны. Приведем перечень основных нормативных правовых актов, подлежащих применению бюджетными организациями в 2003 году.

1. Закон от 2001-06-25г. N 42-3 "О бухгалтерском учете и отчетности".

Определяет единые правовые и методологические основы ведения бухучета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь.

2. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утв. постановлением Минфина от 2002-04-17г. N 62.

При разработке учетной политики организации, финансируемые из бюджета, должны отразить методологический аспект ведения бухгалтерского учета по источникам финансирования:

-- учет исполнения смет расходов по бюджетным средствам;

-- средства, полученные из внебюджетных источников.

Если организация не имеет внебюджетных средств, то в учетной политике нужно сделать запись, что в отношении однозначно определенных нормативными актами способов ведения бухучета и отчетности, форм первичных документов и регистров бухгалтерского учета, плана счетов организация руководствуется действующим законодательством РБ. Если по конкретному вопросу в документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, применяемые формы первичных документов и регистры бухучета отличны от типовых, то организация самостоятельно разрабатывает соответствующие позиции и отражает это в учетной политике.

3. Инструкция по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на государственном бюджете СССР, утв. приказом Минфина СССР от 10.03.1987г. N 61 (в части, не противоречащей законодательству Беларуси).

В настоящее время в Инструкции переработаны: План счетов, разделы I "Основные средства", II "Материальные запасы", III "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, V "Денежные средства". Поэтому наряду с Инструкцией бюджетные организации в своей работе должны использовать:

-- План счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов организаций, финансируемых из бюджета, утв. приказом Минфина от 10.12.1999г. N 354;

-- Положение по бухгалтерскому учету основных средств, утв. постановлением Минфина от 2001-12-12г. N 118;

-- Инструкцию по бухгалтерскому учету основных средств организациями, финансируемыми из бюджета, утв. постановлением Минфина от 2001-12-20г. N 125;

-- Положение по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утв. постановлением Минфина от 2001-12-12г. N 118 (в редакции постановления от 2003-03-31г. N 48, вступившего в силу с 1.04.2003г.);

-- Инструкцию по бухгалтерскому учету нематериальных активов организациями, финансируемыми из бюджета, утв. постановлением Минфина от 2001-12-20г. N 126.

Согласно документу в бюджетных организациях нематериальные активы учитываются на субсчете 019 "Прочие основные средства" счета 01 "Основные средства", группа 9;

-- Методические указания о порядке учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов учреждениями и организациями, состоящими на бюджете, утв. приказом Минфина от 24.10.1997г. N 45 (с изменениями).

Поступление МБП отражается на субсчетах 070--073 счета 07 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" и по кредиту соответствующих субсчетов счетов 10, 11, 15, 16, 17.

Одновременно производится запись по дебету субсчетов счетов 08, 20, 21 и кредиту субсчета 260.

Учет операций по выбытию и перемещению МБП организуется в накопительной ведомости формы 438 (мемориальный ордер 10). Аналитический учет МБП на сч.07 в бухгалтерии ведется по наименованиям, количеству, стоимости и материально ответственным лицам в книге формы 296 (на карточках формы 296а) или на вкладных листах формы 402 к инвентаризационной описи и сличительной ведомости.

Предметы на складе и находящиеся в эксплуатации учитываются лицами, ответственными за их сохранность, в ведомостях оперативного (количественного) учета движения МБП формы 412 или в книге складского учета формы М-17.

При отнесении предметов к малоценным и быстроизнашивающимся необходимо руководствоваться Указаниями Министерства финансов от 12.12.1997г. N 60 "Об установлении лимита отнесения имущества к малоценным и быстроизнашивающимся предметам" (с изменениями).

С 1.02.1999г. лимит отнесения к МБП установлен в пределах 30 МЗП, по коврам и ковровым изделиям -- в пределах 10 МЗП. С 1 марта 2002г. лимит определяется исходя из базовой величины;

-- Методические указания о порядке учета материальных запасов учреждениями и организациями, состоящими на бюджете, утв. приказом Минфина от 11.12.1997г. N 59.

Материальные запасы, за исключением продуктов питания, медикаментов и перевязочных средств, оцениваются в бухучете по фактической стоимости, включающей затраты на производство, приобретение, хранение, транспортировку и другие расходы.

Продукты питания, медикаменты и перевязочные средства оцениваются по покупным ценам. Затраты по найму транспорта для приобретения продуктов питания, медикаментов и перевязочных средств, дров, запасных частей, горюче-смазочных материалов относятся на подстатью 1100500 "Оплата транспортных услуг";

-- Методические указания о порядке учета денежных средств организациями, финансируемыми из бюджета, утв. приказом Минфина от 17.12.1999г. N 364.

4. Методические указания о порядке списания имущества, относящегося к основным средствам, организациями и учреждениями, состоящими на бюджете, утвержденные приказом Минфина от 17.10.1996г. N 72 (с изменениями).

Основные средства стоимостью единицы до 60 базовых величин включительно организации списывают самостоятельно; свыше 60 базовых величин до 160 базовых величин -- с разрешения вышестоящей организации; свыше 160 базовых величин -- с разрешения министерств, других органов госуправления, а организациями, финансируемыми из местных бюджетов, -- с разрешения местных исполнительных органов (администрация, исполком).

5. Бюджетная классификация Республики Беларусь, утв. приказом Минфина от 27.12.1999г. N 378 (с изменениями).

6. Положение о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утв. постановлением Минэкономики, Минфина, Минстата, Минстройархитектуры от 2001-11-23г. N 187/110/96/18 (в редакции постановления от 2003-01-24г. N 33/10/15/11).

Организации, финансируемые из бюджета, начисляют амортизацию за полный календарный год, независимо от того, в каком месяце приобретены основные средства и нематериальные активы.

7. Временный республиканский классификатор амортизируемых основных средств и нормативные сроки их службы, утв. постановлением Минэкономики от 2001-11-21г. N 186 (в редакции постановления от 2002-09-10г. N 208).

8. Постановление Совмина от 2003-04-14г. N 487 "О дооценке малоценных и быстроизнашивающихся предметов организациями, финансируемыми из бюджета".

Дооцениваются МБП, приобретенные до 1 января 2000г. и числящиеся в остатках на 1 июня 2003г.

9. Инструкция о порядке проведения дооценки малоценных и быстроизнашивающихся предметов организациями, финансируемыми из бюджета, и отражения результатов дооценки в бухгалтерском учете, утв. постановлением Минфина от 8.05.2003г. N 74.

10. Правила ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в Республике Беларусь, утв. постановлением Нацбанка от 2003-03-26г. N 57.

Организации, финансируемые из бюджета, при наличии у них разных источников поступления денежных средств (из бюджета, от осуществления предпринимательской деятельности и другие поступления) расходные кассовые документы составляют по каждому источнику отдельно. Учет всех поступлений и выдач наличных денег ведут в одной кассовой книге. Раздельный учет поступлений и выдач наличных денег по источникам поступления обеспечивается путем записи операций по кассе на отдельных листах кассовой книги на каждую дату.

11. Правила организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь, утв. постановлением правления Нацбанка от 2002-10-31г. N 213.

12. Постановление правления Нацбанка от 8.04.2003г. N 72 "Об утверждении Инструкции по использованию чековой книжки для получения наличных денег".

13. Инструкция о порядке отражения в бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость организациями, финансируемыми из бюджета, утв. постановлением Минфина от 2000-03-15г. N 19 Для учета НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет средств от предпринимательской деятельности, применяется субсчет 175 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)". Налог принимается к вычету в установленном порядке. С 1.05.2003г. действует норма п. 34.7 Инструкции о порядке исчисления и уплаты НДС, утв. постановлением ГНК от 2001-06-29г. N 94 (в редакции постановления МНС от 2003-01-31г. N 6).

В бухучете приобретенные товары (работы, услуги) отражаются без учета налога на добавленную стоимость. При приобретении товаров (работ, услуг) за счет бюджетных ассигнований суммы НДС, уплаченные поставщикам (исполнителям), относят на увеличение стоимости приобретенных материальных ценностей (услуг). Оплаченный НДС в учете не выделяется и возмещению не подлежит.

14. Порядок отражения в бухгалтерском учете средств, высвободившихся в результате получения льгот по налогам и таможенным платежам учреждениями и организациями, состоящими на бюджете, утв. приказом Минфина от 7.05.1999г. N 112.

В соответствии с Порядком средства, высвободившиеся в результате получения льгот по налогам и таможенным платежам, не подлежащие перечислению в доход бюджета, отражаются по дебету субсчета 173 "Расчеты с бюджетом" и кредиту субсчета 246 "Фонд производственного и социального развития". При использовании указанных сумм дебетуется субсчет 246 в корреспонденции с соответствующими субсчетами.

15. Инструкция о порядке проведения расчетов с текущих счетов по учету бюджетных средств, утв. постановлением Минфина от 2000-12-12г. N 123 (в редакции постановления от 2002-12-11г. N 161).

Средства с текущих (бюджетных) счетов бюджетных организаций перечисляются банками на основании платежных документов, представленных распорядителями средств.

Распорядители средств, финансируемые через территориальные органы государственного казначейства, перечисляют средства с принадлежащих им текущих (бюджетных) счетов иным получателям и банкам только после согласования предстоящих платежей с соответствующим органом казначейства. Платежи считаются согласованными при получении распорядителем средств от соответствующего органа казначейства письменного разрешения на проведение конкретных платежей с указанием срока действия такого разрешения.

16. Указания о порядке финансирования органов государственного управления, учреждений, организаций, а также иных юридических лиц, получающих средства из республиканского бюджета через территориальные органы государственного казначейства, утв. приказом Минфина от 30.11.1998г. N 282.

17. Положение о порядке исполнения местных бюджетов через территориальные органы государственного казначейства, утв. постановлением Минфина от 6.07.2000г. N 72.

18. Положение о порядке оплаты расходов на закупку товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств, утв. постановлением Минфина от 2000-06-29г. N 66 (с изменениями).

19. Инструкция о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утв. постановлением Минфина от 2000-04-12г. N 35 (с изменениями).

С 1.04.2003г. установлены размеры возмещения расходов при служебных командировках, осуществляемых в пределах Республики Беларусь в пределах плановых ассигнований по смете расходов, утвержденных на эти цели на 2003 год:

суточные -- 5000 руб. за каждый день командировки;

суточные при однодневных командировках и в местность, откуда имеется возможность возвращаться к месту постоянного жительства, -- 2500 руб.;

по найму жилого помещения без предоставления подтверждающих документов -- 1500 руб.

При осуществлении предпринимательской деятельности бюджетные организации должны дополнительно использовать следующие нормативные акты:

20. Инструкция о порядке планирования, учета и использования средств, получаемых организациями, финансируемыми из бюджета, от приносящей доходы деятельности, утв. постановлением Минфина от 2002-11-12г. N 152.

Действие Инструкции не распространяется на органы госуправления, получающие средства от внебюджетной и другой деятельности, приносящей доход. Организации, финансируемые из бюджета и получающие средства от предпринимательской деятельности, составляют сметы доходов и расходов по каждому виду внебюджетных средств. Используются внебюджетные средства по каждому виду деятельности. Использование доходов, поступивших по одному виду деятельности, на покрытие расходов по другому виду не допускается. Превышение доходов над расходами, остающееся в распоряжении организации, направляется в фонды материального поощрения и производственного и социального развития.

21. Правила учета доходов, полученных учреждениями от осуществления приносящей доходы деятельности, и приобретенного за их счет имущества, утв. постановлением Минфина от 2000-12-29г. N 133.

Бухучет доходов, полученных от осуществления приносящей доходы деятельности, и приобретенного за их счет имущества ведется раздельно от бюджетных источников с составлением единого баланса формы 1.

22. Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утв. приказом Минэкономики от 26.01.1998г. N 19-12/397, Минфина от 30.01.1998г. N 3, Минстата от 30.01.1998г. N 01-21/8, Минтруда от 30.01.1998г. 03-02-07/300 (с изменениями).

23. Инструкция о порядке исчисления налогов на доходы и прибыль, утв. постановлением МНС от 2002-03-18г. N 30 (в редакции постановления МНС от 2003-03-31г. N 36).

24. Порядок отражения в бухгалтерском учете налога с продаж автомобильного топлива учреждениями и организациями, состоящими на бюджете, утв. приказом Минфина от 30.06.1999г. N 172.

25. Положение о бухгалтерских отчетах учреждений и организаций, состоящих на бюджете, утв. постановлением Минфина от 2002-01-30г. N 13.

Определяет состав, порядок и сроки представления бухгалтерской отчетности организаций, финансируемых из бюджета, а также проведение заключительных записей по счетам аналитического учета.

26. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. приказом Минфина от 5.12.1995г. N 54.

27. Разъяснение о порядке отражения кассовых расходов по статье 1.10.01.00 "Оплата труда рабочих и служащих" от 10.02.1998г. N 15-7/142.

Организации, финансируемые из бюджета, получение и использование средств из бюджета осуществляют строго по целевому назначению. Эти нормы закрепляют следующие документы:

28. Закон от 4.06.1993г. N 2347-ХII "О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах" (с изменениями).

Средства бюджета, в том числе в виде займов, ссуд, необоснованно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства Республики Беларусь, по решению Минфина или местных финансовых органов подлежат в бесспорном порядке возврату в соответствующий бюджет с взысканием в таком же порядке с юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, учреждений, осуществляющих в соответствии с учредительными документами приносящую доходы деятельность, а также с индивидуальных предпринимателей штрафа в размере этих средств.

Должностные лица организаций, виновные в незаконном получении, использовании не по целевому назначению или с нарушением законодательства средств бюджета, в том числе полученных на возвратной основе, привлекаются к административной ответственности в порядке, установленном законодательством.

29. Закон от 2002-12-31г. N 30/140-106 "О бюджете Республики Беларусь на 2003 год".

30. Постановление Совмина от 2003-02-20г. N 212 "О мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2003 год" (в редакции от 3.03.2003г.).

31. Положение о применении к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер экономической ответственности за нарушения в области бюджетных отношений от 2000-06-10г. (в редакции постановления Минфина от 9.10.2002г. N 145).

Под необоснованным получением бюджетных средств следует понимать излишнее их получение независимо от источника финансирования (получения) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями вследствие завышения в расчетах, сметах, счетах и в других документах сумм, подлежащих получению, представления недостоверных сведений о финансовом состоянии юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при получении бюджетных займов, бюджетных ссуд, субсидий и дотаций, финансовой помощи на возвратной основе и представления других недостоверных данных, явившихся основанием для получения из вышеназванных источников средств в размерах, превышающих установленные законодательством.

Использованием бюджетных средств не по целевому назначению являются любые действия распорядителей или получателей бюджетных средств, приведшие к нарушению адресности использования предусмотренных в бюджете средств либо к направлению их на цели, не обозначенные при выделении в соответствии с Законом от 5.05.1998г. "О бюджетной классификации Республики Беларусь" и Бюджетной классификацией Республики Беларусь, утв. приказом Минфина от 27.12.1999г. N 378.

32. Постановление Совмина от 2003-01-13г. N 22 "О размере вреда, причиненного государственному имуществу".

33. Постановление Минфина и Минэкономики от 2003-03-24г. N 39/69 "Об утверждении Инструкции о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности имущества государственных юридических лиц".