Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №47(2544) от 28.06.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Поправки в Налоговый кодекс: сокращение налоговых режимов, отмена льгот, индексация ставок

Фото: Мария Хрусталева / neg.by

Предлагаемые поправки в Налоговый кодекс направлены на повышение участия отдельных категорий граждан в формировании доходов бюджета, пересмотр и отмену ряда налоговых льгот, осовременивание ставок некоторых налогов с учетом инфляции, а также дальнейшее улучшение налогового администрирования. Дополнительные меры позволят привлечь в бюджет от 216 до 360 млн руб., сообщил министр финансов Юрий Селиверстов 10.12.2021 в Палате представителей, где обсуждался пакет бюджетных законопроектов.

Корректировка НК учитывает базовые и дополнительные меры. В числе базовых мер фискального характера Юрий Селиверстов назвал индексацию ставок, установленных в белорусских рублях, и корректировку ставок на подакцизные товары. В частности, предусмотрено увеличение ставок акцизов на табачные изделия в среднем на 15%, на иные подакцизные товары – на прогнозный индекс роста потребительских цен.

Вводятся акцизы на жидкости для электронных систем курения и нетабачную никотиносодержащую продукцию. Ставки на автомобильное топливо (бензин и дизельное топливо) останутся неизменными.

Министр отметил, что с участием представителей Национального собрания проработан дополнительный комплекс мер налоговой политики, оценено их влияние на бизнес и граждан.

В итоге в НК появятся следующие новшества. С 01.07.2022 вводится обязанность по исчислению и уплате НДС иностранными организациями и иностранными предпринимателями при электронной дистанционной продаже товаров. На 50% от прогнозного уровня инфляции увеличиваются ставки акцизов на пиво, которые существенно не изменялись с 2015 г.

Отменяется льгота по налогу на недвижимость в отношении квартир в многоквартирных жилых домах. Это, по словам министра, обеспечит единообразный подход к налогообложению владельцев индивидуальных строений, в т.ч. в сельской местности (они с 1992 г. являются плательщиками этого налога), и владельцев недвижимости в многоквартирных домах. В итоге расширятся возможности местных бюджетов, из которых финансируется благоустройство придомовых территорий, замена лифтов, выполнение иных работ. Владелец квартиры в 60 м2 в Минске заплатит порядка 49 руб., в областном центре – 41 руб., районном – 27 руб.

Таким образом, если сегодня налог на недвижимость раз в год платят физические лица, владеющие двумя и более квартирами (причем одна из них не облагается налогом), то в следующем году придется платить за каждую квартиру. Несмотря на то, что льгота для пенсионеров, инвалидов и несовершеннолетних будет сохранена, число плательщиков возрастет на 1,5 млн.

Предоставляется право областным и Минскому городскому советам депутатов увеличивать стандартную ставку налога на прибыль (сегодня это 18%) в пределах 2 процентных пунктов в отношении плательщиков этого налога в местный бюджет. Предусмотрен целевой характер использования данных средств – на финансирование инженерной, транспортной инфраструктуры и строительство дорог в регионах.

В целях сокращения долгостроев вводятся повышенные ставки земельного налога и арендной платы (по истечении трех лет с момента получения участка для строительства) за участки, находящиеся в государственной собственности. Повышенные ставки действуют до государственной регистрации построенных зданий.

Признано целесообразным отменить льготы по НДС в части оборота товаров собственного производства при осуществлении международного лизинга (в 2020 г. льготой воспользовалась лишь одна организация), по подоходному налогу – в части освобождения доходов, полученных индивидуальными предпринимателями (ИП) от реализации товаров на объектах придорожного сервиса (эта льгота также попала в число невостребованных).

Кроме того, ряд мер направлен на стимулирование деловой активности и повышение инвестиционной привлекательности. Основные из них – увеличение предельного размера инвестиционного вычета по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам с 15 до 20% от их первоначальной стоимости, по машинам и оборудованию, по транспортным средствам – с 30 до 40%. Будет предоставлена возможность применения инвестиционного вычета при дооборудовании основных средств, возведении последующих очередей строительства, пусковых комплексов, что позволит установить равные условия для применения такого вычета вне зависимости от способа строительства, т.е. с использованием очередей строительства или пусковых комплексов либо без их использования.

Произойдет сближение налоговой базы подоходного налога и объекта для исчисления обязательных страховых взносов.

Изменятся подходы к налого­обложению самозанятых граждан, ИП и микроорганизаций. Они направлены на сокращение множественности применяемых налоговых режимов, а также на повышение участия данной категории граждан в формировании доходов бюджета.

В частности, для самозанятых с 2022 г. расширяется перечень видов деятельности, осуществление которых возможно с уплатой единого налога для ИП и иных физических лиц. Предлагается ставки этого налога повысить в 2–2,3 раза с дифференциацией по регионам, а с 2023 г. дополнительно к единому налогу ввести налог на профессиональный доход в процентах от выручки, которая будет администрироваться на базе цифровой платформы, позволяющей осуществлять прием безналичных платежей. Такой подход позволит работающим сейчас без привлечения наемных лиц в статусе ИП гражданам перей­ти в категорию самозанятых.

Справочно:
плательщиками налога на профессиональный доход определены самозанятые граждане, т.е. физические лица, имеющие профессиональный доход от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают физических лиц по трудовым и (или) по гражданско-правовым договорам, а также доход от использования имущества.

Для ИП сокращается перечень видов деятельности, облагаемых единым налогом, повышаются его ставки с дифференциацией по регионам.

Планируется также отменить применение упрощенной системы налогообложения (УСН) при оказании услуг, т.е. возможность использовать этот режим для управленческих, консультационных и других «неоднозначно воспринимаемых услуг» будет прекращена.

С 2023 г. планируется запретить ИП применять УСН в целом, а возможность уплаты единого налога сохранить только по отдельным видам деятельности. По всем прочим видам придется уплачивать подоходный налог от разницы между доходами и расходами.

Так, предлагается исключить применение единого налога при реализации дополнительных жилищно-коммунальных услуг (их перечень установлен постановлением Совмина от 27.01.2009 № 99), осуществлении деятельности прочего пассажирского сухопутного (сюда входит и такси) и пассажирского речного транспорта, общественного питания, а также дистанционной торговли товарами, отнесенными к группам, указанным в подп. 1.2 п. 1 ст. 337 НК.

Сегодня ставка сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма установлена в белорусских рублях за каждую агроэкоусадьбу за месяц. Проектом предлагается исключить сельскохозяйственные организации из числа плательщиков такого сбора.

А физические лица, оказывающие услуги в этой сфере, станут платить сбор в размере 31 руб. в месяц. С 2023 г. налогообложение агроэкотуризма будет осуществляться с применением налога на профессиональный доход, но не менее суммы налога в абсолютном размере в месяц.

Для физлиц, которые осуществляют ремесленную деятельность, ставка сбора, определяемая в настоящее время исходя из базовой величины, установлена в белорусских рублях и проиндексирована на прогнозный индекс роста потребительских цен на 2022 год. Кроме того, с 2023 г. предлагается сохранить ежемесячную уплату сбора либо уплачивать налог на профессиональный доход – по выбору ремесленника.

Для микроорганизаций в рамках использования УСН планируется отменить уплату НДС. Решено привести критерии применения данного режима к фактически сложившимся показателям их финансово-хозяйственной деятельности и установить единую ставку налога в размере 6% от выручки.

И конечно же, разработчики законопроекта проинформировали, что налоговая нагрузка в следующем году уменьшится на 0,9 процентного пункта и составит 22,6% к ВВП.

Напомним: предпринимательские союзы считают, что данные меры могут привести к существенному сокращению малого и среднего предпринимательства и росту теневого сектора экономики (см. статью «Изменения в НК: бизнес просит повременить», «ЭГ» № 74 за 28.09.2021).

Палата представителей рассмотрит проект закона «О внесении изменений в некоторые законы» (по вопросам налогообложения) в первом чтении 15 декабря.

Ознакомиться с обновленным проектом новой редакции НК можно на сайте Минфина.

Читайте также «Обсуждается статья 33 Налогового кодекса в Палате представителей».

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений