Нужен ли аудит малому и среднему бизнесу
Если вы собственник небольшого бизнеса, настроены на дальнейшее расширение и укрепление своих позиций на рынке, то предлагаемая информация как раз для вас.
Цель аудита финансовой отчетности в соответствии и с международными, и с национальными стандартами, – выразить независимое аудиторское мнение о достоверности финансовой отчетности во всех существенных аспектах в соответствии с применяемой системой.
Аудит дает собственникам уверенность в том, что данные в финансовой отчетности показывают правдивое и объективное представление, т. е. отражены достоверно.
Уверенность в достоверности информации получают и иные пользователи финансовой отчетности – сотрудники, клиенты, поставщики, кредиторы, налоговые органы и др.
Подтвержденная аудитором отчетность улучшает имидж организации, укрепляет доверие инвесторов, покупателей, поставщиков и др.
Преимущества аудита
Среди преимуществ инициативного аудита подтверждения отчетности предприятий малого и среднего бизнеса (МСП) можно выделить:
• аудитор помогает выявить недостатки в системе бухгалтерского учета, предоставив рекомендации руководству МСП по внесению изменений в учет, улучшению системы внутреннего контроля;
• подтверждает информацию для собственников, не участвующих в текущей операционной деятельности предприятия, что работа налажена на должном уровне и основные показатели соответствуют данным, указанным в отчетности. Это сокращает случаи мошенничества, недобросовестных действий и некачественного ведения учета со стороны менеджеров предприятия;
• представляет рекомендации по оптимизации бизнес процессов (увеличение финансовых выгод, расчет ожидаемой прибыли и др.). Рекомендации охватывают широкий круг вопросов – от ужесточения внутреннего контроля до снижения риска мошенничества или налоговой оптимизации;
• подтверждает достоверность финансового состояния предприятия для потенциальных покупателей;
• улучшает кредитные рейтинги. Банки и торговые поставщики доверяют больше предприятиям, имеющим аудиторское заключение, подтверждающее достоверность представленной финансовой отчетности;
• при необходимости предоставляет страховым компаниям подтвержденные (достоверные) данные;
• указывает на способность организации продолжать свою деятельность в обозримом будущем;
• помогает обеспечить надлежащее раскрытие информации о деятельности предприятия, понятное и доступное всем заинтересованным пользователям отчетности;
• подтверждает способность предприятия управлять рисками.
Международная практика
Европейская федерация бухгалтеров и аудиторов (ЕФБА) в марте 2019 г. представила результаты исследования, проведенного в виде короткого онлайн-опроса на предмет преимуществ, которые МСП ощущают от аудита, а также мотивов и причин выбора аудита (или отказа от него).
Полные ответы получены от 386 МСП из 29 европейских стран.
Большинство респондентов – владельцы-менеджеры (47,41%), бухгалтеры компаний (33,94%) и наемные директора (16,58%).
Преимущества от проведения аудита
Наиболее часто, среди преимуществ от проведения аудита, компании указали:
- проверка учетных систем и записей;
- получение руководством полезных советов;
- улучшение внутреннего контроля;
- дополнительные гарантии внешним поставщикам финансов.
Преимущества для компании от проведения аудита отчетности (отмечены все подходящие варианты) |
Да (%) |
Аудит обеспечивает проверку бухгалтерских систем и записей |
46,89 |
Аудитор дает полезные советы руководству |
39,12 |
Улучшает внутренний контроль |
37,05 |
Улучшает качество финансовой информации |
29,02 |
Дает гарантию внешним поставщикам финансов |
26,17 |
Положительно влияет на кредитный рейтинг |
16,84 |
Улучшает операционную эффективность и результативность |
11,4 |
Предупреждает или выявляет мошенничество со стороны директоров или сотрудников |
10,10 |
Другое |
1,55 |
Ничего |
17,10 |
Вывод: основные преимущества МСП определяют именно для внутренних пользователей, особенно руководства, а не для внешних, например, поставщиков финансов (инвесторов).
Полученные ответы отражают разницу в целях аудита для МСП и для крупных общественно значимых предприятий, которые нацелены на подтверждение представленной информации, в первую очередь, инвесторам.
Предлагая аудиторские услуги МСП акцент следует сместить на анализ и предложение улучшений внутреннего контроля на предприятии, проверку настроенной системы бухгалтерского учета и рекомендаций по ее улучшению.
Сопутствующие аудиторские услуги для МСП
Наиболее востребованными среди сопутствующих услуг предприятия указали:
- проверка учетных систем и записей;
- консультации по вопросам бухгалтерского учета, стратегии компании и т.д.;
- проверка внутреннего контроля.
Преимущества для компании от альтернативного обслуживания (отмечены все подходящие варианты) |
Да (%) |
Проверка учетных систем и записей |
31,35 |
Консультации по правилам бухгалтерского учета, стратегии компании и т.д. |
26,68 |
Проверка внутреннего контроля |
25,65 |
Финансовая информация лучшего качества |
18,65 |
Советы по повышению операционной эффективности и результативности |
18,39 |
Проверка наличия или стоимости определенных активов |
11,92 |
Более низкий уровень уверенности при соответственно более низкой стоимости, чем от аудита |
10,62 |
Улучшение рейтинга кредитоспособности |
9,59 |
Предупреждение или обнаружение мошенничества со стороны директоров или сотрудников |
8,81 |
Лучше привлекать внешнее финансирование |
6,48 |
Другое |
1,04 |
Представленные результаты свидетельствуют о востребованности сопутствующих аудиту услуг. Каждое предприятие выбирает для себя ту область учета, в которой хочет получить подтверждение правильности своих действий, наличие систем внутреннего контроля, рекомендаций по эффективности и результативности дальнейшего развития предприятия.
Лица, заинтересованные в бухгалтерской отчетности, кроме собственников
Среди наиболее заинтересованных в бухгалтерской отчетности компаний указаны:
- налоговые органы;
- кредиторы.
Интересуются отчетностью предприятия кроме собственников бизнеса (отмечены все подходящие варианты) |
Да (%) |
Фискальные органы |
61,4 |
Банк и другие кредитные учреждения |
37,31 |
Директора или другие сотрудники, не являющиеся собственниками бизнеса |
26,17 |
Кредитные рейтинговые агентства |
4,92 |
Страховые компании |
4,4 |
Отраслевые регуляторы |
4,15 |
Крупные поставщики |
3,37 |
Крупные поставщики и другие кредиторы |
2,59 |
Прочие |
11,14 |
Высокий спрос отчетности у кредиторов и фискальных органов свидетельствует о том, что отчетность содержит необходимую для них информацию. При этом информация не просто представлена в отчетности, а ее достоверность подтверждена независимым мнением аудитора.
Кредиты банков и других финансовых учреждений
Среди предложенных в опросе форм внешнего финансирования (финансы, отличные от капитала) большинство респондентов указали, что наиболее часто используют:
- кредиты банков и других финансовых учреждений;
- покупка в рассрочку и лизинг.
Источники финансирования, используемые компанией в 2017 г. (отмечены все подходящие варианты) |
Да (%) |
Кредиты (в т.ч. ипотечные) от банков и других финансовых учреждений |
37,82 |
Больше покупали или брали в лизинг |
31,61 |
Займы от директоров |
13,99 |
Авансовые платежи от клиентов |
12,95 |
Займы от семьи или друзей |
10,88 |
Гранты от государственных или частных лиц |
8,29 |
Факторинг долгов или скидки со счетов (инвойсов) |
5,96 |
Долговые обязательства |
233 |
Кредиты от пенсионных фондов |
0,52 |
Венчурный капитал или финансирование бизнес ангелов |
0,52 |
Краудфандинг |
0,26 |
Прочее |
3,63 |
Ничего |
31,61 |
Характер и частота, с которой МСП используют внешнее финансирование, предполагает, что бухгалтеры должны играть определенную роль в консультировании по поводу подходящего объема и типа финансирования.
Это также подтверждает удовлетворение информационных потребностей кредиторов наличием аудиторского заключения.
Нужен ли предприятию аудит
Собственнику или руководителю МСП сформировать четкую позицию относительно необходимости аудита поможет осознание потребности получить:
• полезные советы руководству;
• проверку учетных систем и записей;
• анализ и предложения по улучшению внутреннего контроля;
• повышение операционной эффективности и результативности;
• подтверждение достоверности финансовой информации;
• выявление мошенничества со стороны топ менеджеров и иных сотрудников предприятия;
• гарантии достоверности отраженной финансовой информации для внешних поставщиков финансов;
• положительное влияние на оценку кредитного рейтинга;
• снижение рисков экономических преступлений и уклонения от уплаты налогов;
• подтверждение соблюдения норм действующего налогового законодательства и бухгалтерского регулирования;
• своевременное предупреждение о возможности в дальнейшем угроз несостоятельности бизнеса.
При подготовке материала использованы данные исследования ЕФБА «Evidence on the value of audit for SMEs in Europe» (март 2019 г.).