Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №53(2747) от 19.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1769
EUR:
3.4724
RUB:
3.6009
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Нацбанк рассказал, как будет выстраивать кредитно-денежную политику в 2024 году

Фото: neg.by

19 октября 2023 г. постановлением правления Нацбанка № 363 утверждены Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год: определены базовые направления политики регулятора по поддержанию экономики и обеспечению макроэкономической стабильности.

Макроэкономический сценарий предполагает укрепление российского рубля

Напомним, что Указом от 02.10.2023 № 307 «О важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2024 год» определены следующие параметры прогноза социально-экономического развития РБ (к уровню 2023 г.): рост ВВП – 103,8%, экспорта товаров и услуг – 107,6%, инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах) – 103,9%, реальных располагаемых доходов населения – 103,5%.

Указом от 02.10.2023 № 308 «О целевых показателях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год» утверждены следующие целевые показатели: ограничение инфляции, измеряемой приростом потребительских цен, в пределах 6% (декабрь 2024 г. к декабрю 2023 г.), значение международных резервных активов на конец 2024 г. – не менее 6 млрд USD, доля необслуживаемых активов в активах, подверженных кредитному риску по действующим банкам, – не более 10%, коэффициент доступности автоматизированных систем участников платежного рынка, посредством которых обеспечивается проведение расчетных операций, – не ниже 99,8%, рост требований банков к экономике – не менее 10%.

Из постановления № 363 стали известны вводные данные, которые использовались при построении макроэкономического сценария на 2024 год: темпы роста мировой экономики – 2,4–3,0% (текущий прогноз на 2023 год – 3%), стабилизация среднегодового курса российского рубля к доллару США вблизи 90 RUB за 1 USD (текущее значение – 94,70), цена нефти марки Urals – 75 USD за баррель (средняя цена в сентябре 2023 г. – 83 USD), постепенное возвращение инфляции в зарубежных странах к целевым уровням (в РФ – 4%, в еврозоне – 2,9%, в США – 2,3% в среднем за год).

Таким образом, в макроэкономический сценарий, используемый для формирования всего пакета прог­нозных документов на 2024 год, заложены: восстановление роста мировой экономики, укрепление российского рубля, дальнейший рост цен на нефть, замедление инфляции во всем мире.

Увеличение денежной массы, плавающий курс рубля, отрицательная процентная маржа для банков

В анализируемом НПА не только дается содержание основных определений и целевых параметров, но и расписываются мероприятия, планируемые регулятором для их достижения. Так, уточняется роль Нацбанка в обеспечении макроэкономической стабильности: она заключается в поддержании ценовой и финансовой стабильности, что является необходимым условием сохранения покупательной способности доходов и сбережений, а также формирования устойчивой и предсказуемой среды для планирования долгосрочных инвестиций. Кроме того, будучи основным надзорным и регуляторным органом для белорусских банков, НБ РБ видит свою задачу в направлении банковского сектора на удовлетворение платежеспособного спроса на кредиты для финансирования экономической и инвестиционной активности.

Для выхода на цель по инфляции в пределах 6% в 2024 г. Нацбанк продолжит регулирование денежного предложения. Прогнозируется, что средняя широкая денежная масса увеличится на 11–15%, средняя рублевая денежная масса – на 17–22%, рублевая денежная база – на 10–13%.

Курсовая политика по-прежнему будет осуществляться в режиме плавающего курса, при котором валютный курс будет формироваться под воздействием спроса и предложения. Для недопущения резких колебаний курса белорусского рубля, а также в целях пополнения золотовалютных резервов допускается проведение валютных интервенций. Одновременно Нацбанк совместно с Совмином продолжит работу по поддержанию уровня ЗВР.

Сохранится направленность процентной политики на обеспечение привлекательности сбережений в национальной валюте, формирующих ресурсную базу банков для финансирования экономики, а также на повышение доступности кредитов для субъектов хозяйствования и населения. Процентные ставки в экономике будут поддерживаться на положительном уровне в реальном выражении. Ставка рефинансирования Нацбанка прогнозируется в районе 9–9,5% годовых в среднем за 2024 год. При текущем значении ставки 9,5% это означает, что регулятор не исключает ее понижения в предстоящем году на 0,5 п.п.

Приоритет в части привлечения депозитов будет отдаваться созданию наиболее привлекательных условий по безотзывным банковским вкладам физлиц со сроком 1 год и более. Процентная ставка по таким депозитам оценивается на уровне 10–11% годовых в среднем за 2024 год (в сентябре 2023 г. – 11,7% годовых). Прогнозируется увеличение притока средств на 20–24%, их доля в общем объеме срочных и условных вкладов физлиц в национальной валюте ожидается не менее 80% на конец 2024 г. То есть Нацбанк планирует, что рублевые вклады и впредь останутся наиболее востребованными, несмотря на ожидаемое снижение их доходности.

Объемы кредитования будут формироваться на уровне, обеспечивающем потребности экономики, не допускающем нарастания системных рисков. Ожидается, что требования банков к экономике вырастут не менее чем на 10%. Кредитование будет осуществляться преимущественно в национальной валюте. По оценке доля требований банков к экономике в национальной валюте в общих требованиях банков к экономике составит не менее 70% на конец 2024 г. Общий объем кредитования банками юридических и физических лиц в национальной и иностранной валюте в 2024 г. составит 145–150 млрд руб., в т.ч. потребительского кредитования – 10,5–11 млрд руб. Процентная ставка по новым кредитам банков юридическим и физическим лицам в нацио­нальной валюте, предоставляемым на рыночных условиях, в среднем за 2024 год прогнозируется на уровне 8,5–9,5% годовых, по всем новым кредитам юрлицам в национальной валюте – на уровне 8–9% годовых. То есть с учетом анонсированных ставок по вкладам политика Нацбанка по поддержке реального сектора за счет отрицательной процентной маржи в банковском секторе сохранится и в 2024 г.

Основные направления регулирования

Нацбанк в 2024 г. продолжит выполнять функции надзорного и регулирующего органа в отношении банков и НКФО, используя при этом методы дистанционного надзора и системы раннего предупреждения, а также путем проведения выборочных и внеплановых проверок по своевременному выявлению проблемных аспектов в деятельности.

Актуальными направлениями в области развития платежной сферы названы дальнейшая реализация проекта по внедрению цифрового белорусского рубля, расширение функционала системы мгновенных платежей, разработка технического НПА, устанавливающего требования к информационным API, с использованием которых предоставляется агрегированный и клиентоориентированный доступ к общедоступной информации об услугах банков.

Нацбанк сосредоточится на формировании эффективной системы защиты прав потребителей финансовых услуг. Продолжится работа по повышению уровня финансовой грамотности населения. Ее приоритетным направлением останется информирование населения о рисках кибермошенничества и правилах безопасности личных финансов в цифровой сфере.

В части регулирования лизинговой деятельности планируется завершение разработки проекта соответствующего закона, что обеспечит консолидацию нормативных предписаний по вопросам осуществления данной деятельности в рамках одного законодательного акта. Предусматривается активизация работы по внедрению цифровизации в практику лизинговой деятельности при заключении и исполнении договоров финансовой аренды (лизинга) и сопутствующих договоров, в т.ч. смарт-контрактов и договоров в электронном виде. Особое внимание уделят вопросам сближения подходов к регулированию лизинговой деятельности в рамках Союзного государства.

Планируется внесение на рассмотрение главы государства проекта указа, который позволит осуществлять микрофинансовую деятельность мобильным операторам, что будет способствовать увеличению доступности для населения финансовых ресурсов вне банковской сферы.

Корректировки законодательства в части расширения перечня субъектов по договору факторинга и наделения коммерческих организаций правом предоставления финансирования в рамках договоров факторинга предполагают появление на отечественном финансовом рынке нового сегмента – небанковского финансирования под уступку денежного требования (небанковского факторинга).

В 2024 г. планируются дальнейшее развитие рейтинговой деятельности и повышение качества рейтингового процесса.

Продолжится корректировка валютного законодательства в части регулирования порядка проведения резидентами валютных операций, связанных с экспортом, импортом, с учетом новых вызовов в экономической и финансовой сферах, а также влияния внешних факторов. Сохранятся направленность на сокращение случаев использования иностранной валюты в расчетах между резидентами, а также переход к номинированию цен, тарифов и других платежей на территории РБ исключительно в национальной валюте.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений