Юридическим лицам
23.12.2003 6 мин на чтение
мин
Налоги и ответственность
По результатам проверки у юридического лица выявлены нарушения налогового законодательства и взыскан доначисленный налог в сумме 70 тыс.руб., а также применены штрафные санкции в трехкратном размере от доначисленной суммы. По предписанию прокуратуры ...
По результатам проверки у юридического лица выявлены нарушения налогового законодательства и взыскан доначисленный налог в сумме 70 тыс.руб., а также применены штрафные санкции в трехкратном размере от доначисленной суммы. По предписанию прокуратуры штраф предложено удержать с виновного лица.
Правомерно ли такое удержание?
Т.ИВАНОВА, бухгалтер, г.Речица
Штраф в трехкратном размере общей суммы налогов или сборов в соответствии с п.5 ст.9 Закона "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь" взыскивается за сокрытие либо занижение объектов налогообложения. Данная санкция является мерой экономической ответственности и применяется к юридическим лицам.
Экономическая ответственность, как и любая другая, преследует несколько целей. В первую очередь, она носит превентивный характер: направлена на недопущение совершения повторных нарушений. Кроме того, она имеет и некоторый компенсационный характер: направлена на частичную компенсацию причиненного государству вреда в результате нарушения законодательства о налогах и предпринимательстве. При этом наложение ответственности будет иметь смысл и достигать поставленных целей в том случае, если санкции применяются непосредственно к лицу, допустившему нарушение, в рассматриваемом вопросе -- именно к юрлицу. В связи с этим взыскание штрафа с должностного лица делает невозможным достижение целей ответственности, так как в результате осуществления такого взыскания лишения будет претерпевать иное лицо, а не то, которое совершило правонарушение.
Вместе с тем согласно законодательству удержание каких-либо сумм с работника в бесспорном порядке может быть реализовано нанимателем только в рамках применения материальной ответственности к работнику в соответствии с Трудовым кодексом РБ (далее -- ТК). Даже в этом случае удержание сумм должно быть согласовано с работником. Так, согласно ст.408 ТК возмещение ущерба работниками в размере, не превышающем среднего месячного заработка, производится по распоряжению нанимателя путем удержания из зарплаты работника. Распоряжение нанимателя должно быть сделано не позднее двух недель со дня обнаружения причиненного работником ущерба и обращено к исполнению не ранее 10 дней со дня сообщения ему об этом. До издания распоряжения нанимателя об удержании из зарплаты от работника должно быть затребовано письменное объяснение. Если работник не согласен с вычетом или его размером, трудовой спор по его заявлению рассматривается в порядке, предусмотренном законодательством. Во всех остальных случаях возмещение ущерба производится в судебном порядке.
Более того, следует иметь в виду, что согласно ст.400 ТК работник может быть привлечен к материальной ответственности только при одновременном наличии следующих условий:
1) ущерба, причиненного нанимателю при исполнении трудовых обязанностей;
2) противоправности поведения (действия или бездействия) работника;
3) прямой причинной связи между противоправным поведением работника и возникшим у нанимателя ущербом;
4) вины работника в причинении ущерба.
В рассматриваемом случае отсутствует прямая причинная связь между действиями работника и убытками, понесенными юрлицом, в результате примененной к нему экономической ответственности, в связи с чем в данном случае нельзя вести речь о причинении работником ущерба нанимателю.
Отметим, что экономическая ответственность являясь одной из форм юридической ответственности, относится к административным видам ответственности, а не гражданско-правовым. В этой связи при ее применении нельзя вести речь о причинении ущерба юрлицу. Правонарушение в данном случае совершает юрлицо, следовательно, оно и должно понести соответствующую ответственность. В противном случае ее применение было бы незаконным. То есть в данном случае нельзя вести речь и о предъявлении встречных требований к другим лицам, каким-либо образом причастным к совершенному юрлицом правонарушению.
В такой ситуации к должностному лицу, как правило, также применяется административная ответственность ввиду того, что при сокрытии (занижении) объектов налогообложения юрлицом должностное лицо ответственно за неправильное ведение бухучета. В соответствии со ст.151-3 КоАП нарушение руководителем, главным бухгалтером или другим должностным лицом юрлица установленного порядка ведения бухучета и отчетности влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных заработных плат (согласно Декрету от 2002-02-15г. N 3 вместо МЗП штраф исчисляется в БВ).
Обратим внимание на то, что предписание об устранении нарушения Закона в соответствии со ст.38 Закона "О прокуратуре Республики Беларусь" направляется прокурором органу или должностному лицу, допустившим нарушение, либо вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу, правомочным устранить допущенное нарушение. Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору. В случае же несогласия с требованием, содержащимся в предписании, оно может быть обжаловано вышестоящему прокурору, который обязан рассмотреть такую жалобу в десятидневный срок. При этом обжалование не приостанавливает исполнения предписания.