На каких весах взвесить коррупцию
![](/upload/slam.image/iblock/e9d/34239-3okfhsm0rqp72ietbps2sq1ewiy4z3lm-100.jpg)
В настоящее время в мире активизировалось движение, направленное на профилактику незаконного поведения лиц, которые дают взятки. Особо это касается ситуаций, когда инициатива идет от сотрудников коммерческих организаций в интересах этих организаций. Такого рода поведение называют «активным подкупом».
Международный опыт показал, что многие коммерческие организации вынуждены приспосабливать свой бизнес к коррупционной плоскости. И чем острее конкуренция на рынке, тем выше уровень коррупциогенности. По данным неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру (Transparency International) и организации экономического сотрудничества и развития (OECD), ежегодно по всему миру предоставляются взятки на сумму около 2 трлн USD.
Это означает, что один из каждых тридцати долларов в мировом ВВП является взяткой. Коррупция увеличивает затраты на ведение бизнеса (в среднем до 10%), порождает неопределенность в предпринимательских отношениях, влечет увеличение стоимости товаров и услуг.
Неоднократные факты привлечения к корпоративной уголовной ответственности крупных компаний, повлекшие выплату огромных штрафов, заставили современный топ-менеджмент задуматься о том, что ради сохранения деловой репутации, имиджа своих брендов гораздо выгоднее работать честно. Кроме того, логика общественного развития подсказывает, что бизнес-структуры тоже должны вносить активный вклад в противодействие коррупции.
Но как обеспечить бизнес в странах, где доминирует коррупционная составляющая?
Возникла идея о том, что сам менеджмент должен включать совокупность мероприятий, направленных на противодействие коррупции.
Антикоррупционный стандарт
Международной организацией по стандартизации (ISO) с участием представителей ОБСЕ в 2016 г. был разработан специализированный стандарт ISO37001: 2016 «Системы менеджмента противодействия коррупции – требования и рекомендации по применению» (далее – ISO37001).
Антикоррупционный менеджмент – это создание в рамках организации состояния невозможности дачи взяток. Организация в соответствии с положениями ISO37001 – это и индивидуальный предприниматель, и коммерческая, и некоммерческая организация, а также организация, не обладающая статусом юрлица, и т.д.
Требования ISO37001 включают:
– оценку коррупционного риска;
– проведение в организации комплексной проверки природы и уровня коррупционных рисков;
– внедрение механизмов контроля для управления коррупционными рисками;
– средства обеспечения функционирования системы антикоррупционного менеджмента;
– определение внутренних и внешних коммуникаций, существенных для функционирования системы менеджмента противодействия взяточничеству;
– процедуры принятия мер к лицам, дающим взятки.
В самом обобщенном виде ISO37001 предполагает следующие преимущества:
– создание возможности через локальные правовые акты организации разработать, сравнить или улучшить существующую программу противодействия коррупции;
– внедрить в конкретной организации антикоррупционную систему управления, усилить текущий контроль;
– установить гибкую систему оценки коррупционных рисков с учетом специфики деятельности конкретного предприятия и той отрасли, в которой это предприятие работает;
– дать правовую оценку бизнес-проектам и статусу деловых партнеров по бизнесу.
Не исключается возможность получения публичного документа – сертификата на соответствие деятельности предприятия системе антикоррупционного менеджмента.
По своему содержанию стандарт весьма гибкий и может быть приспособлен к деятельности многих организаций независимо от формы собственности.
Положения стандарта ISO37001 заставляют задуматься над пониманием определенных понятий, создающих условия для коррупции. Например, определение понятия «конфликт интересов», которое дано в Законе от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией», связано с возможностью оказания влияния на принятие соответствующих решений только государственным должностным лицом: к конфликту интересов относится ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе) (ст. 1 Закона).
Вместе с тем в подп. 3.29 приложения А стандарта ISO37001 данное понятие трактуется значительно шире: это ситуация, при которой деловые, финансовые, семейные, политические или личные интересы могли бы влиять на решения лиц при выполнении ими своих обязанностей в организации.
С позиции системы антикоррупционного менеджмента стандарт ISO37001 определяет, что организации следует выявлять и оценивать риск не только внутренних, но и внешних конфликтов интересов. Она должна проинформировать всех своих работников об их обязанности сообщать о любых действительных или возможных конфликтах интересов, таких как семейные, финансовые или иные связи, имеющие как прямое, так и косвенное отношение к их работе. Это создает возможность организации выявить возможные злоупотребления со стороны соответствующих работников (например, менеджер по продажам организации состоит в родственных связях с менеджером по закупкам организации-покупателя; линейный менеджер организации имеет личный финансовый интерес в конкурирующем бизнесе и т.д.).
Положения стандарта ISO37001 в настоящее время можно использовать при создании в негосударственных организациях соответствующих служб (комиссий, комитетов), направленных на обеспечение антикоррупционной политики организации. Еще важно то, что эти требования не обязательно должны распространяться на всю организацию. Они могут быть адресованы и отдельному структурному подразделению, специфика деятельности которого предполагает возможность возникновения коррупционных рисков (например, отдел продаж).
Положения стандарта ISO37001 можно использовать как дополнительный методологический инструментарий по совершенствованию работы комиссий по противодействию коррупции.
Оценка коррупционных рисков
С позиции положений ISO37001 необходимо обратить внимание на один очень важный момент: за исполнение требований системы менеджмента противодействия коррупции, внедренного в организацию, отвечают все. Не только руководитель организации, не комиссия по противодействию коррупции или иная служба обеспечения соблюдения антикоррупционных норм, а все работники.
Можно создать блестящий кодекс поведения с блистательными антикоррупционными формулировками, ознакомить с ним работников, но это будет иметь нулевой эффект. Разумеется, руководство субъекта хозяйствования должно иметь искреннюю заинтересованность в предупреждении, выявлении и принятии мер по фактам коррупции, связанных с деятельностью организации, и иметь честные намерения по внедрению в организации системы мер по противодействию коррупции.
Целью оценки коррупционных рисков является обеспечение возможности организации сформировать прочный фундамент для ее системы менеджмента противодействия коррупции.
Как организация осуществляет оценку коррупционных рисков, какую методологию при этом применяет, как коррупционные риски взвешиваются и расставляются по приоритетам, каков уровень приемлемости коррупционных рисков (т.е. склонность к риску) или их допустимости – все это остается на усмотрение самой организации. В частности, сама организация устанавливает критерии оценки коррупционных рисков.
Оценка риска должна указывать топ-менеджменту на последствия (подрыв деловой репутации организации, потеря поставщиков и других важных контрагентов, уголовная ответственность за дачу-получение взятки и т.д.). Указание на эти последствия должны демонстрировать, прежде всего, руководству организации и ее учредителям (акционерам), что решать экономические вопросы путем активного подкупа невыгодно для организации.
ISO37001 не дает однозначного рецепта, как искоренить коррупцию в отдельной организации. Однако очевидно, что задача созданной в организации «антикоррупционной» службы (комиссии) – найти в ее деятельности те места, которые наиболее подвержены коррупционным рискам: например, деятельность отдела маркетинга по продаже товара, процедуры закупок товара, административные процедуры, оформление проектно-сметной и иной документации при производстве подрядных работ, порядок премирования, выплаты вознаграждений по различного рода агентским соглашениям (договорам поручения, комиссии и т.д.) и др.
В целом следует констатировать, что положения международного стандарта ISO 37001 можно рассматривать в качестве инструмента, который наряду с действующим национальным законодательством может способствовать формированию в среде бизнес-сообщества антикоррупционной культуры и, что очень важно, у отдельного работника организации антикоррупционного мышления.
Насколько культура антикоррупционного менеджмента, частная практика честной работы смогут противостоять антикультуре коррупции, покажет время. Не за горами тот день, когда одним из необходимых условий для проведения тендера в Республике Беларусь будет наличие у участника этого тендера сертификата соответствия требованиям системы антикоррупционого менеджмента.
Такая потребность существует уже сейчас при заключении международных контрактов: эти условия выставляют нерезиденты при заключении контрактов с белорусскими субъектами хозяйствования.
Факторы для учета коррупциогенности
Субъект хозяйствования должен оценить следующие базовые факторы:
– контекст деятельности (отрасль, в которой субъект хозяйствования осуществляет (предполагает осуществлять) свою уставную деятельность и сложившийся уровень коррупциогенности (индекс коррупции) в данной отрасли экономики и регионе;
– законодательство, регламентирующее уставные виды хозяйственной деятельности;
– местонахождение организации и ее структурных подразделений;
– характер и масштаб экономической деятельности организации;
– сферу взаимодействия с государственными должностными лицами и т.д.);
– организационно-правовую форму хозяйствования (вид юрлица, полномочия по управлению организацией, состав акционеров, бизнес-модель организации, органы, контролирующие хозяйственную деятельность организации, предприятия, которые контролирует организация, и др.);
– структуру организации (особенно важно здесь выделить те структурные подразделения, специфика деятельности которых не исключает появления коррупционных рисков: отделы закупки, продажи, рекламы, операционной деятельности и т.д.);
– специфику осуществления экономической деятельности (уровень сложности осуществляемых субъектом хозяйствования видов деятельности);
– сложившиеся хозяйственные связи с контрагентами;
– объем работы по агентским соглашениям (договорам поручения, комиссии, доверительного управления и т.п.); формы и сложившуюся практику проведения расчетов и т.д.);
– кадровую политику организации и трудовые отношения с работниками (порядок подбора кадров, обязанности работников по контрактам и др.);
– оценку коррупционных рисков;
– механизм выявления коррупционных рисков;
– установление критериев оценки коррупционных рисков;
– регулярный анализ выявленных коррупционных рисков;
– принимаемые меры по выявленным коррупционным рискам;
– постоянный мониторинг и т.д.