Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

На каких весах взвесить коррупцию

Василий Марчук

В настоящее время в мире активизировалось движение, направленное на профилактику незаконного поведения лиц, которые дают взятки. Особо это касается ситуаций, когда инициатива идет от сотрудников коммерческих организаций в интересах этих организаций. Такого рода поведение называют «активным подкупом».

Международный опыт показал, что многие коммерческие организации вынуждены приспосабливать свой бизнес к коррупционной плоскости. И чем острее конкуренция на рынке, тем выше уровень коррупциогенности. По данным неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру (Transparency International) и организации экономического сотрудничества и развития (OECD), ежегодно по всему миру предоставляются взятки на сумму около 2 трлн USD.

Это означает, что один из каждых тридцати долларов в мировом ВВП является взяткой. Коррупция увеличивает затраты на ведение бизнеса (в среднем до 10%), порождает неопределенность в предпринимательских отношениях, влечет увеличение стоимости товаров и услуг.

Неоднократные факты привлечения к корпоративной уголовной ответственности крупных компаний, повлекшие выплату огромных штрафов, заставили современный топ-менеджмент задуматься о том, что ради сохранения деловой репутации, имиджа своих брендов гораздо выгоднее работать честно. Кроме того, логика общественного развития под­сказывает, что бизнес-структуры тоже должны вносить активный вклад в противодействие коррупции.

Но как обеспечить бизнес в странах, где доминирует коррупционная составляющая?

Возникла идея о том, что сам менеджмент должен включать совокупность мероприятий, направленных на противодействие коррупции.

 

Антикоррупционный стандарт

Международной организацией по стандартизации (ISO) с участием представителей ОБСЕ в 2016 г. был разработан специализированный стандарт ISO37001: 2016 «Системы менеджмента противодействия кор­рупции – требования и рекомендации по применению» (далее – ISO37001).

Антикоррупционный менеджмент – это создание в рамках организации состояния невозможности дачи взяток. Организация в соответствии с положениями ISO37001 – это и индивидуальный предприниматель, и ком­мерческая, и некоммерческая организация, а также организация, не обладающая статусом юрлица, и т.д.

 

Требования ISO37001 включают:

– оценку коррупционного риска;

– проведение в организации комплексной проверки природы и уровня коррупционных рисков;

– внедрение механизмов контроля для управления коррупционными рисками;

– средства обеспечения функционирования системы антикоррупционного менеджмента;

– определение внутренних и внешних коммуникаций, существенных для функционирования системы менеджмента противодействия взяточничеству;

– процедуры принятия мер к лицам, дающим взятки.

В соответствии с рекомендациями ISO37001 субъект хозяйствования должен сам определить границы и сферу действия системы менедж­мента противодействия коррупции.

В самом обобщенном виде ISO37001 предполагает следующие преимущества:

– создание возможности через локальные правовые акты организации разработать, сравнить или улучшить существующую программу противодействия коррупции;

– внедрить в конкретной организации антикоррупционную систему управления, усилить текущий кон­троль;

– установить гибкую систему оце­нки коррупционных рисков с учетом специфики деятельности кон­кретного предприятия и той отрасли, в которой это предприятие работает;

– дать правовую оценку бизнес-­проектам и статусу деловых партнеров по бизнесу.

Не исключается возможность получения публичного документа – сертификата на соответствие деятельности предприятия системе антикоррупционного менеджмента.

Главная идея стандарта: нужно вести борьбу с теми, кто дает взятки (активным подкупом).

По своему содержанию стандарт весьма гибкий и может быть приспособлен к деятельности многих организаций независимо от формы собственности.

Положения стандарта ISO37001 заставляют задуматься над пониманием определенных понятий, создающих условия для коррупции. На­пример, определение понятия «кон­фликт интересов», которое дано в Законе от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией», связано с возможностью оказания влияния на принятие соответствующих решений только государственным долж­ностным лицом: к конфликту интересов относится ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным долж­ностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе) (ст. 1 Закона).

Вместе с тем в подп. 3.29 приложения А стандарта ISO37001 данное понятие трактуется значительно шире: это ситуация, при которой деловые, финансовые, семейные, политические или личные интересы могли бы влиять на решения лиц при выполнении ими своих обязанностей в организации.

С позиции системы антикоррупционного менеджмента стандарт ISO37001 определяет, что организации следует выявлять и оценивать риск не только внутренних, но и внешних конфликтов интересов. Она должна проинформировать всех своих работников об их обязанности сообщать о любых действительных или возможных кон­фликтах интересов, таких как семейные, финансовые или иные связи, имеющие как прямое, так и косвенное отношение к их работе. Это создает возможность организации выявить возможные злоупотребления со стороны соответствующих работников (например, менеджер по продажам организации состоит в родственных связях с менеджером по закупкам организации-покупателя; линейный менеджер организации имеет личный финансовый интерес в конкурирующем бизнесе и т.д.).

Положения стандарта ISO37001 в настоящее время можно использовать при создании в негосударственных организациях соответствующих служб (комиссий, комитетов), на­правленных на обеспечение антикоррупционной политики организации. Еще важно то, что эти требования не обязательно должны распространяться на всю организацию. Они могут быть адресованы и отдельному структурному подразделению, специфика деятельности которого предполагает возможность возникновения коррупционных рис­ков (например, отдел продаж).

Положения стандарта ISO37001 можно использовать как дополнительный методологический инструментарий по совершенствованию работы комиссий по противодействию коррупции.

 

Оценка коррупционных рисков

С позиции положений ISO37001 необходимо обратить внимание на один очень важный момент: за ис­полнение требований системы менеджмента противодействия кор­рупции, внедренного в организацию, отвечают все. Не только руководитель организации, не комиссия по противодействию коррупции или иная служба обеспечения соблюдения антикоррупционных норм, а все работники.

Можно создать блестящий кодекс поведения с блистательными антикоррупционными формулировками, ознакомить с ним работников, но это будет иметь нулевой эффект. Разумеется, руководство субъекта хозяйствования должно иметь искреннюю заинтересованность в предупреждении, выявлении и принятии мер по фактам коррупции, связанных с деятельностью организации, и иметь честные намерения по внедрению в организации системы мер по противодействию коррупции.

Оценка коррупционного риска – это анализ, выяснение наличия в организации причин, содействующих возможности коррупционных проявлений, до принятия соответствующих мер.

Целью оценки коррупционных рисков является обеспечение воз­можности организации сформировать прочный фундамент для ее сис­темы менеджмента противодействия коррупции.

Как организация осуществляет оценку коррупционных рисков, какую методологию при этом применяет, как коррупционные риски взвешиваются и расставляются по приоритетам, каков уровень приемлемости коррупционных рисков (т.е. склонность к риску) или их допустимости – все это остается на усмотрение самой организации. В частности, сама организация устанавливает критерии оценки коррупционных рисков.

Оценка риска должна указывать топ-менеджменту на последствия (подрыв деловой репутации организации, потеря поставщиков и других важных контрагентов, уголовная ответственность за дачу-получение взятки и т.д.). Указание на эти последствия должны демонстрировать, прежде всего, руководству организации и ее учредителям (акционерам), что решать экономические вопросы путем активного подкупа невыгодно для организации.

ISO37001 не дает однозначного рецепта, как искоренить коррупцию в отдельной организации. Однако очевидно, что задача созданной в организации «антикоррупционной» слу­ж­бы (комиссии) – найти в ее деятельности те места, которые наиболее подвержены коррупционным рискам: например, деятельность отдела маркетинга по продаже товара, процедуры закупок товара, административные процедуры, оформление проект­но-сметной и иной документации при производстве подрядных работ, порядок премирования, выплаты вознаграждений по различного рода агентским соглашениям (договорам поручения, комиссии и т.д.) и др.

В целом следует констатировать, что положения международного стандарта ISO 37001 можно рассматривать в качестве инструмента, который наряду с действующим национальным законодательством может способствовать формированию в среде бизнес-сообщества антикоррупционной культуры и, что очень важно, у отдельного работника организации антикоррупционного мыш­ления.

Насколько культура антикоррупционного менеджмента, частная прак­тика честной работы смогут противостоять антикультуре коррупции, покажет время. Не за горами тот день, когда одним из необходимых условий для проведения тендера в Республике Беларусь будет наличие у участника этого тендера сертификата соответствия требованиям сис­темы антикоррупционого менедж­мента.

Такая потребность существует уже сейчас при заключении международ­ных контрактов: эти условия выставляют нерезиденты при заключении контрактов с белорусскими субъектами хозяйствования.

 

Факторы для учета коррупциогенности

Субъект хозяйствования должен оценить следующие базовые факторы:

– контекст деятельности (отрасль, в которой субъект хозяйствования осуществляет (предполагает осущест­влять) свою уставную деятельность и сложившийся уровень коррупциогенности (индекс коррупции) в данной отрасли экономики и регионе;

– законодательство, регламентирующее уставные виды хозяйственной деятельности;

– местонахождение организации и ее структурных подразделений;

– характер и масштаб экономической деятельности организации;

– сферу взаимодействия с государственными должностными лицами и т.д.);

– организационно-правовую фор­му хозяйствования (вид юрлица, полномочия по управлению организацией, состав акционеров, бизнес-­модель организации, органы, контро­лирующие хозяйственную деятельность организации, предприятия, которые контролирует организация, и др.);

– структуру организации (особенно важно здесь выделить те структурные подразделения, специфика деятельности которых не исключает появления коррупционных рисков: отделы закупки, продажи, рекламы, операционной деятельности и т.д.);

– специфику осуществления экономической деятельности (уровень сложности осуществляемых субъектом хозяйствования видов деятельности);

– сложившиеся хозяйственные связи с контрагентами;

– объем работы по агентским соглашениям (договорам поручения, комиссии, доверительного управления и т.п.); формы и сложившуюся практику проведения расчетов и т.д.);

– кадровую политику организации и трудовые отношения с работниками (порядок подбора кадров, обязанности работников по контрактам и др.);

– оценку коррупционных рисков;

– механизм выявления коррупционных рисков;

– установление критериев оценки коррупционных рисков;

– регулярный анализ выявленных коррупционных рисков;

– принимаемые меры по выявленным коррупционным рискам;

– постоянный мониторинг и т.д.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений