Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
27.01.2004 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

МВФ советует проводить реформы

Вчера в Минск прибыла группа специалистов МВФ для проведения в рамках Статьи IV ежегодных консультаций по вопросам развития экономики и экономической политики правительства Беларуси...
Вчера в Минск прибыла группа специалистов МВФ для проведения в рамках Статьи IV ежегодных консультаций по вопросам развития экономики и экономической политики правительства Беларуси. Миссия Европейского департамента МВФ проанализирует перспективы развития страны в 2004г. и в среднесрочной перспективе, а также рассмотрит состояние подготовки к валютному союзу с Россией.

После российского кризиса 1998г. показатели экономического развития большинства стран центральной и восточной Европы, стран Балтии и СНГ благодаря макроэкономической стабилизации и успешному проведению рыночных реформ значительно улучшились. Последовательные структурные реформы и осторожная экономическая политика должны обеспечить устойчивый экономический рост в этих странах и в предстоящие годы. В соответствии с прогнозами ЕБРР на 2004г. реальный рост ВВП в странах центральной Европы и Балтии в среднем составит около 4%, а в странах южной и восточной Европы и СНГ -- около 5%.

Перспективы развития мировой экономики улучшились, однако риск возникновения диспропорций, характерных для отдельных регионов и стран и вызванных, например, резкими изменениями цен на энергоносители, сохраняется. Подобные риски актуальны и для Беларуси как страны, находящейся на начальном этапе перехода к рыночной экономике. В течение последних нескольких лет страна демонстрировала относительно хорошие показатели экономического роста. Однако в 2003г. он шел более медленными темпами, чем в большинстве стран СНГ и Балтии. Более того, установленный правительством на 2004г. целевой показатель роста реального ВВП в размере 10% представляется недостижимым и неустойчивым, особенно в сравнении с прогнозируемым ростом в остальной части региона.

В Беларуси сохраняется самый высокий уровень инфляции среди стран СНГ. Экономика в основной своей массе остается государственной, а на пути развития частного сектора стоят многочисленные препятствия. В других странах с переходной экономикой высокий и устойчивый темп экономического роста основывается на развитии частного сектора, что способствует внедрению инноваций, созданию новых рабочих мест и развитию конкурентоспособности. Однако в Беларуси на конец 2003г. лишь 20% ВВП производились в частном секторе, что является самым низким показателем в СНГ. В то же время доля убыточных государственных предприятий велика (по официальным данным -- практически 50%) и продолжает расти. Более того, удельный вес инвестиций в ВВП снизился с 33% в 1992г. до примерно 20% в 2002г., причем их значительная часть осуществляется государственным сектором.

Поскольку одной из основных задач экономической политики Беларуси является достижение высокого и устойчивого роста в среднесрочной перспективе, решающее значение приобретает создание условий для развития частного сектора и инвестиций.

Беларусь является членом МВФ с 1992г. Деятельность МВФ направлена на оказание стране помощи в достижении макроэкономической стабильности и трансформации ее экономики в процессе перехода от централизованной к рыночно ориентированной. В частности:

1. Помимо ежегодных консультаций в рамках Статьи IV, Беларусь получает техническое содействие МВФ. В 2003г. миссии фонда оказывали консультативную помощь по вопросам налоговой системы, по техническим аспектам валютного союза с Россией, по проблемам бюджетно-налоговой и кредитно-денежной прозрачности, сбора и распространения данных экономической статистики высокого качества в соответствии с международными нормами, направленного на борьбу с отмыванием денег законодательства и состояния банковской системы. Мы рады видеть, что некоторые из последних рекомендаций МВФ уже осуществляются. Например, в январе 2004г. было принято постановление Совмина о подписке на специальные стандарты распространения данных и о приведении национального порядка отчетности в соответствие с международными стандартами.

2. Институт МВФ и Объединенный венский институт занимаются повышением профессионального уровня местных специалистов за счет тематической подготовки государственных служащих по различным вопросам. Ежегодно около 50 госслужащих из Беларуси посещают Вашингтон и Вену в рамках учебных программ. В течение последних двух лет были организованы несколько визитов белорусских должностных лиц, представляющих Минфин и Минэкономики, в Вильнюс для обмена опытом с их литовскими коллегами.

3. Что касается финансовой помощи со стороны МВФ, то соглашение о кредите "стэнд-бай" в размере 275 млн. USD подписано в декабре 1995г. Однако в связи с разногласиями по вопросам макроэкономической политики была выделена лишь первая транша объемом в 70 млн. USD.

В 2001г. Беларусь и МВФ достигли договоренности о программе мониторинга фондом (ПМФ). Программа не предусматривала получение кредитов и своей основной целью предполагала проведение периода осторожной экономической политики, что могло бы заложить основу для переговоров по новой программе "стэнд-бай". И хотя все кредитно-денежные целевые показатели и большинство структурных показателей, установленных ПМФ, были достигнуты, в выполнении бюджетно-налоговой программы наблюдались существенные отклонения от обязательств, принятых Беларусью. Это в основном вызвано проведением мягкой политики в области зарплаты. По мнению МВФ, для начала переговоров о новом соглашении по кредиту "стэнд-бай" потребуется осуществление макроэкономической политики и структурных реформ в соответствии с рекомендациями Фонда в течение значительного периода времени.

4. МВФ по-прежнему рекомендует Беларуси проводить рыночные реформы. К основным мероприятиям можно отнести:

обеспечение макроэкономической стабилизации, в том числе и за счет повышения прозрачности и эффективности управления бюджетом;

совершенствование банковской системы за счет отказа от целевого кредитования и перевода государственных предприятий на рыночные условия хозяйствования;

создание открытого режима торговли и инвестирования;

повышение гибкости рынка труда и создание таких условий, при которых повышение зарплаты будет соответствовать росту производительности труда;

сокращение вмешательства государства в экономику и стабилизацию правовой базы;

снижение налогового бремени в целях стимулирования роста инвестиций;

реформирование системы социальной защиты население с тем, чтобы сделать ее более приемлемой и эффективной.

В заключение хотелось бы отметить, что несмотря на разногласия между фондом и властями Беларуси по вопросам экономической политики, МВФ уважает право всех стран самостоятельно выбирать пути экономического развития. Международное сообщество уполномочило МВФ предоставлять странам -- членам организации эффективную консультативную помощь по вопросам макроэкономической политики, и зачастую сотрудники фонда сами многому учатся у стран в ходе этого процесса. Консультации в рамках Статьи IV предоставляют, в свою очередь, возможность обмена мнениями и укрепления сотрудничества между Беларусью и МВФ.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений