Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Мнения
13.01.2023 11 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №4(2600) от 13.01.2023
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как работать предпринимателям в наступившем году

Фото: freepik.com

В Беларуси зарегистрировано около 270 тыс. индивидуальных предпринимателей и порядка 100 тыс. самозанятых лиц, профессиональная деятельность которых де-юре не относится к предпринимательской. Для всех них 2023 год принес значимые новации.

В соответствии с изменениями, внесенными в НК, все индивидуальные предприниматели (а также, к слову, некоторые категории юридических лиц) с 2023 г. лишились возможности применять упрощенную систему налогообложения. Одновременно с этим сократились количество тех «ипэшников», которые могут уплачивать единый налог, причем ставки для «единщиков» выросли в разы. Для остальных ИП, уплачивающих подоходный налог, ставка также существенно увеличилась – с 16% до 20%.

Для самозанятых (физлиц, профессиональная деятельность которых де-юре не отнесена к предпринимательской) 2023 год также принес важные изменения. Наряду с единым налогом, который для данной категории плательщиков значительно вырос, им позволили уплачивать новый налог – на профессиональный доход. Ставка по нему выглядит относительно привлекательной (10% от величины дохода) в случае получения годовой выручки до 60 тыс. руб. Правда, перечень видов деятельности, которыми могут заниматься самозанятые, весьма ограничен.

Юрлица также почувствовали изменения фискального законодательства – налог на прибыль для них увеличен с 18% до 20%.

Как перечисленные новации повлияют на работу бизнеса в 2023 г.? Захотят ли юрлица выстраивать договорные отношения с ИП и самозанятыми? Какие фискальные риски стоит иметь в виду всем предпринимателям?

На эти и другие вопросы «ЭГ» попросила ответить экспертов.

Ольга Иваненко, учредитель и коммерческий директор бухгалтерской компании «БизнесСтарт»:

ivanenko.png
           Ольга Иваненко

– С учетом новаций, вступивших в силу с нового года, мы, наверное, увидим результат.

Физические лица, желающие подрабатывать, в большинстве случаев станут совмещать работу по трудовому договору в организации с деятельностью, которой разрешено заниматься плательщикам налога на профдоход. Индивидуальными предпринимателями останутся те, кто не увидит своего вида деятельности в перечнях разрешенных для самозанятых и кому нужны будут наемные работники.

Захотят ли юрлица сотрудничать, заключать гражданско-правовые договоры с самозанятыми и ИП? В обоих случаях существуют риски, что в гражданско-правовых отношениях проверяющие органы могут увидеть подмену трудовых отношений. Санкции в этом случае, как показали события 2022 г., для юрлиц оказываются весьма болезненными. Поэтому, на мой взгляд, юрлицам, в т.ч. среднему и крупному бизнесу, можно допускать сотрудничество с самозанятыми и «ипэшниками» только в тех случаях, когда последние являются абсолютно независимыми и речь идет о взаимодействии со множеством заказчиков.

Если же самозанятые или ИП де-факто станут подчиняться правилам внутреннего распорядка компании, такие гражданско-правовые отношения с высокой вероятностью будут признаны трудовыми и санкции проверяющих органов для юрлица будут неизбежны.

Вообще, в тех спорных случаях, которые возникают у субъектов хозяйствования, любому бизнесу желательно узнать мнение двух сторон. Сначала – у независимого консультанта, который может профессионально проанализировать документы и подготовить грамотный запрос в госорган. Затем – у регулятора, курирующего соответствующие вопросы. Когда дело касается, например, спорных вопросов по уплате налогов, запрос в ИМНС считаю обязательным.

Виктор Статкевич, аудитор:

statkevich.png
         Виктор Статкевич

– В последние годы мы наблюдаем, более требовательный и гораздо более принципиальный подход проверяющих органов к налогоплательщикам и «налоговой оценке» совершаемых ими хозяйственных операций.

Этот подход заключается в том, что привычные и стандартные для многих плательщиков «алгоритмы поведения» и совершаемые сделки стали получать со стороны контролирующих органов измененную оценку. Она теперь является не только оценкой правильности и достаточности оформленных документов, но и включает анализ экономического смысла таких операций, т.е. надзорные органы пытаются оценить правильность управленческих бизнес-решений.

С моей точки зрения, такие оценки не всегда учитывают весь спектр оснований, явившихся причиной для тех или иных бизнес-решений и сделок плательщика, однако, безусловно, характер поведения и действия как контролирующих органов, так и налогоплательщиков концептуально изменились и продолжают меняться.

Поэтому, отвечая на вопрос, как вести бизнес в 2023 г., могу сказать следующее: пора забыть о чистой математике.

Если ради потенциальной экономии предприниматели начинают «придумывать», как им иногда кажется, «изощренные и недоказуемые» алгоритмы и какие-то схемы по необоснованной налоговой оптимизации, это может плохо закончиться в административном и уголовном плане, что и доказывают многочисленные проверки последних лет.

В связи с этим субъектам хозяйствования в первую очередь необходимо адекватно оценивать не только «математический» результат операции, но и возможные налоговые риски. Нужно быть готовыми пояснить и обосновать принятые решения по совершению соответствующих хозопераций. Для этого рекомендуется изучать новации в налоговом законодательстве, постоянно отслеживать правоприменительную практику и во главу угла ставить налоговую безопасность бизнеса, а не исключительно экономию на уплате налогов.

Следует отметить, что многие «кейсы претензий» уже являются типовыми для правоприменительной практики в Беларуси, например, «дробление бизнеса», продажа активов значительно ниже рыночных цен без наличия в таких сделках экономического смысла, управление иностранными «техническими» компаниями с территории РБ.

Сюда же относится переквалификация гражданско-правовых отношений в трудовые, документирование и учет при налогообложении расходов по операциям, которые фактически отсутствовали либо носили кардинально иной экономический характер и содержание.

Субъекты хозяйствования, которые не перестроят мышление, безусловно рискуют быть привлеченными к ответственности и нести финансовые потери, включая и потерю бизнеса как такового.

Елена Сапего, руководитель отдела налоговой и трудовой практики компании «Степановский, Папакуль и партнеры. Юридические услуги»:

sapego.png
              Елена Сапего

– Мы регулярно получаем запросы индивидуальных предпринимателей, планирующих создать юридическое лицо. Однако говорить о том, что имеет место массовый переход «ипэшников» в другую организационно-правовую форму (юрлицо), не приходится.

Да, подоходный налог для ИП с 2023 г. увеличивается с 16% до 20%, но при этом затраты на содержание юрлица также довольно значительные. Поэтому пока мы не ожидаем того, что из-за увеличения налоговой нагрузки на ИП они станут массово переходить в юрлица. Заниматься этим будут в основном те, кто расширяет свою команду и нуждается более чем в трех наемных сотрудниках (лимит для ИП), и те, кто с учетом действующих ограничений не может зарегистрировать ИП в Минске.

Также нужны меры, которые снизят порог входа предпринимателей в категорию юрлиц. В частности, сейчас только директор, соответствующий требованиям к главному бухгалтеру, может самостоятельно вести бухучет, а если нет – нужно нанимать специалиста по бухучету, т.е. нести дополнительные затраты.

Кроме того, на данный момент только собственники ЧУПов могут зарегистрировать офис по домашнему адресу, а учредители ООО обязаны помещение для работы арендовать. Пока перечисленные требования сохранятся, массового переходе «ипэшников» в категорию юрлиц, скорее всего, не произойдет.

Светлана Малинина, финансовый директор ИТ-компании и бухгалтер блогеров:

malinina.png
        Светлана Малинина

– Предприниматели все чаще хотят заниматься интернет-торговлей и интернет-услугами, а также так называемым продюсированием (созданием образовательных продуктов экспертам), поскольку это более маржинальные виды деятельности.

Начинать любой бизнес, на мой взгляд, предпринимателю нужно с подготовки финансовой модели, четко отвечающей на вопросы: как именно он планирует зарабатывать и что намерен делать в случае возникновения кассовых разрывов?

Полагаю, что в 2023 г. микробизнес будет переживать сложные времена. На законодательном уровне у нас до сих пор не определено, кто может быть фрилансером. В ст. 7 новой редакции НК появилась норма о том, что физлица, оказывающие услуги дистанционно, смогут уплачивать налог на профессиональный доход. Однако пока, судя по официальным комментариям, перечень видов деятельности для таких физлиц окажется весьма ограничен. И если это будет именно так, то на фоне действующего запрета на открытие ИП в Минске, вероятнее всего, часть предпринимателей-одиночек может уйти в тень.

При выстраивании бизнеса в 2023 г. предпринимателям стоить учесть ошибки 2022 г. Типичные нарушения прошлого года – подмена трудовых отношений гражданско-правовыми, неуплата вывозного НДС за товар, привезенный из стран ЕАЭС. В ряде случаев предприниматели не разделяли деньги бизнеса и личные финансы, возникали проблемные ситуации из-за уплаты рекламного сбора. На все эти моменты субъектам хозяйствования стоит обращать пристальное внимание, чтобы не попадать под штрафные санкции в наступившем году.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by