Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
19.03.2010 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Между Бугом и Ориноко

В повестке дня заседания Совмина Союзного государства России и Беларуси 16 марта в Бресте значилось много различных вопросов. К сожалению, ответ на главный из них вряд ли устроит нашу страну. Главы правительств двух стран обсудили итоги торгово-экон...

В повестке дня заседания Совмина Союзного государства России и Беларуси 16 марта в Бресте значилось много различных вопросов. К сожалению, ответ на главный из них вряд ли устроит нашу страну.

Главы правительств двух стран обсудили итоги торгово-экономического сотрудничества в 2009 г., ход выполнения плана мероприятий по работе объединенной транспортной системы Союзного государства на 2008–2010 гг., вопросы сотрудничества в области социального обеспечения, унификации трудового законодательства и формирования единого информационного пространства, работу Таможенного комитета, баланс топливно-энергетических ресурсов на 2010 г., а также план совместных действий по минимизации последствий мирового финансового кризиса.

Этот план был одобрен в феврале прошлого года как основа для борьбы с кризисом и развития и углубления двусторонней интеграции. По мнению российского премьер-министра Владимира Путина, уже видны ощутимые результаты: за первые два месяца взаимный товарооборот вырос на 17% (заметим, после сокращения в 2009 г. по сравнению с 2008-м на 31,2%). В.Путин обратил внимание, что белорусский экспорт в РФ за два месяца 2010 г. вырос почти на 40%. «Мы знаем, есть еще определенная диспропорция, но все-таки опережающий рост белорусского экспорта в Россию очевиден, и это хороший признак восстановления экономики и роста нашего товарооборота», — констатировал В.Путин. Диспропорция определенно есть: российский импорт по итогам прошлого года превысил белорусский экспорт в эту страну почти в 2,5 раза, а сальдо в пользу России достигло 10 млрд. USD в 2009 г. и 604 млн. — в январе.

Российский премьер отметил важность создания надежного внешнего таможенного и пограничного контура в рамках Таможенного союза. Главы правительств смогли воочию убедиться в существовании этого контура на примере пункта таможенного досмотра «Козловичи-2». Но затем им пришлось вернуться к экономическим аспектам интеграции. А здесь, несмотря на все декларации, остается немало барьеров. По данным Минэкономразвития РФ, Беларусь применяет 23 ограничительные меры против российских товаров — больше, чем ЕС (17), Украина (10) или США (9). Впрочем, у белорусов свой счет к соседу, например, по мясу, молоку, сахару. А потому экономическим ведомствам двух стран поручено проанализировать договорно-правовую базу союза, а также внести предложения по активизации работы по таким соглашениям. Ведь, как признал В.Путин, «не секрет, что некоторые общие договоренности по сближению и гармонизации экономик двух стран пока еще остаются на бумаге».

Но главная проблема — экспортные пошлины. Изменение с нового года формулы поставок нефти существенно сказалось на белорусской экономике. График транспортировки нефти на II квартал не утвержден, а ее поставки из России в Беларусь снижаются. Так, в соответствии с квартальным планом Минэнерго в январе–марте должно быть поставлено 2,8 млн. т, однако объем поставок может оказаться ниже запланированного. По данным Белстата, импорт нефти в первый месяц года был на 61,6% меньше, чем в январе 2009 г., а объем производства нефтеперерабатывающей промышленности республики в январе–феврале 2010 г. — на 40,5% меньше, чем годом ранее, причем в феврале спад составил 44,8% к февралю 2009 г. и 25% к январю 2010 г. Экспорт нефтепродуктов в дальнее зарубежье сократился на 21,1%

СТАНЕТ ли на этом фоне выходом из положения подписанное 16 марта президентами Александром Лукашенко и Уго Чавесом в Каракасе соглашение о поставке из Венесуэлы в Беларусь 80 тыс. баррелей нефти в день, которую после переработки планируется продавать в Европе? Общий объем венесуэльской нефти составит около 4 млн. т в год — 18,6% всех поставок из России, что не слишком заметно для Европы. Неудивительно, что мировой рынок не отреагировал, сосредоточившись на ожидании заседания ОПЕК, прошедшего 17 марта. А поскольку его участники не стали изменять квоты на добычу нефти, то цены нефтяных фьючерсов продолжили колебания возле отметки 80 USD/баррель.

Об экономической составляющей проекта известно так мало, что возможность его реализации весьма скептически оценивается специалистами. Так, в интервью ПРАЙМ-ТАСС представитель крупной российской нефтяной компании предположил, что, «скорее всего, речь идет о своповых операциях. Например, находится какой-либо НПЗ в Европе, который и будет перерабатывать заявленные объемы нефти. Топливо будет поставляться с коротким транспортным плечом. Поэтому необходимости в транспортировке нефти из Венесуэлы непосредственно на белорусские НПЗ нет». Другие эксперты сомневаются в рентабельности таких перевозок и их технической осуществимости.

В принципе, по своему качеству венесуэльская нефть близка к российской Urals и вполне подойдет для наших заводов. Но какие танкеры пересекут океан, где их разгружать, какова цена фрахта, как транспортировать в Беларусь? Ближайший порт — Бутинге (Литва) способен принимать танкеры не более 100 тыс. т, а для трансокеанских перевозок используют суда от 300 тыс. т и более, которые не вхожи на мелководную Балтику. Если же где-то перегружать нефть, то возникают дополнительные расходы. Недешево обойдется и перевозка нефти из Литвы в Беларусь. Теоретически можно задействовать трубопровод Сургут – Унеча – Полоцк – Вентспилс, простаивающий с 2003 г. Однако организация реверсивного движения по нему потребует немало денег и времени.

Но идейная близость Беларуси и Венесуэлы, которую любят подчеркивать лидеры двух стран, выше меркантильных расчетов. К тому же, помогая друзьям, Уго Чавес на калькуляции не смотрит. Например, 17 латиноамериканских стран, входящих в созданный в 2005 г. альянс «Петрокарибе», получают из Венесуэлы нефть и нефтепродукты по льготным условиям: с отсрочкой по выплатам 40% цены за нефть на 25 лет с процентной ставкой в 1%. А ведь Беларусь завершает строительство в Венесуэле заводов по выпуску наших тракторов, грузовиков, производству стройматериалов. Планируется создать торговый дом для продажи белорусской техники и товаров в Венесуэле и в других странах Латинской Америки. Это позволяет надеяться, что условия разработки нефтяных месторождений и поставок нефти для белорусов будут мягче, чем для других стран.

ПОКА же белорусский экспорт в Венесуэлу в январе, по данным Белстата, оценивается лишь в 27 млн. USD, а встречных поставок из этой страны не зафиксировано. Таким образом, полноценной альтернативы российскому импорту пока нет. В утешение глава правительства РФ в очередной раз заверил, что Беларусь всегда была, есть и будет не просто стратегическим, но особым партнером России во всех смыслах. В.Путин не преминул также напомнить, что льготные тарифы и пошлины на энергоресурсы позволяют Беларуси экономить в год свыше 4,2 млрд. USD: 2,6 — на разнице с европейской ценой на газ и 1,6 — на беспошлинной поставке 6,3 млн. т нефти для внутреннего потребления. А потому союзному Совмину оставалось лишь одобрить энергобалансы двух стран. Но белорусский премьер С.Сидорский поставил вопрос о расширении использования давальческих и толлинговых схем поставки нефтепродуктов. «Мы должны до июля 2010 г. принять достаточные меры, чтобы выйти на развитие этих процедур и (впоследствии) уйти от изъятия всех пошлин на Едином экономическом пространстве», — отметил С.Сидорский. Его российский коллега не возражал, дав поручение Минэнерго РФ проработать данный вопрос подробнее и доложить о результатах. При этом В.Путин заявил, что устранить все пошлины на территории Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана удастся только к 1.01.2012 г. К тому времени ЕЭП созреет и венесуэльская нефть подоспеет.

Роман КУНИЦКИЙ

СПРАВКА «ЭГ»

В декабре 2007 г. было создано белорусско-венесуэльское совместное предприятие «Петролера БелоВенесолана» для добычи нефти в бассейне реки Ориноко (блок «Хунин-1»). Запасы двух выделенных месторождений оцениваются в 2 млрд. баррелей. Предполагалось, что СП ежегодно будет добывать 1 млн. т нефти и продавать ее на мировом рынке, а на вырученные средства закупать для Беларуси российскую нефть. Правда, в 2009 г. было добыто менее 700 тыс. т (14 тыс. баррелей в сутки). Однако посол Венесуэлы в Беларуси Америко Диас Нуньес заверил, что СП сможет вскоре увеличить добычу до 26 тыс. баррелей в сутки, а через несколько лет — до 7,3–9,8 млн. т в год. Для этого Венесуэла утвердила выделение СП пяти новых месторождений. Стороны также договорились до 2025 г. инвестировать около 8 млрд. USD в разработку нефти в этом регионе.

В 2009 г. венесуэльская госкорпорация Petroleos de Venezuela и российский Национальный нефтяной консорциум (Газпром-нефть, Роснефть, Лукойл, ТНК-ВР и Сургутнефтегаз) создали СП для совместной добычи нефти на блоке «Хунин-6» площадью в 447,7 км2 с запасами более 52 млрд. баррелей. Здесь планируется добывать 50 тыс. барр. нефти в день в 2014 г., а к 2017 г. — до 450 тыс. Общий объем инвестиций в проект — около 20 млрд. USD, срок реализации — до 40 лет. Планируется, что добытая нефть будет поставляться на рынки третьих стран, в т.ч. США.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений