Методы и формы работы с населением обещают актуализировать
10 июня 2022 г. состоялся республиканский семинар-совещание с участием главы государства, основной темой которого стала актуализация методов и форм работы с населением. Тон совещанию традиционно задал Александр Лукашенко, обозначивший в своем выступлении задачи и ориентиры, стоящие перед представителями местных властей. Отметим наиболее интересные моменты, которые обсуждали участники совещания.
Как изменились белорусы
В ходе совещания было отмечено, что за последнюю четверть века белорусы сильно изменились. Это проявляется прежде всего в повышении уровня правовой культуры граждан – они становятся более требовательными к государству и ожидают от него нового качества обратной связи. «Запросы у населения растут, и нам, власти, надо соответствовать» – так охарактеризовал эти изменения А. Лукашенко.
В то же время вместе с повышением уровня правовой культуры и ростом гражданского самосознания проявляется «крайность» – на смену советскому сакральному отношению к государству, сопряженному с чувством долга, взаимной ответственности и приоритетом государственных интересов перед личными, приходит банальное потребительство. Оно выражается в ментальной установке современного общества: государство мне должно. В результате чего рост запросов отдельных граждан не соотносится с готовностью брать на себя какие-то дополнительные обязательства. В итоге у конкретных индивидуумов или целой социальной группы формируются такие ожидания от государства, которые значительно превосходят их вклад в развитие самого государства.
В качестве примера приведена неуплата налогов отдельными предпринимателями, которые хотят «платить минимум налогов (или вообще не платить) и иметь колоссальный уровень социальной поддержки». Таким образом, глава государства обозначил один из ключевых принципов выстраивания взаимоотношений государства и граждан – сохранение социальной поддержки взамен на выполнение обязанностей перед государством.
Идти в народ, разговаривать и решать проблемы
Центральную роль в работе с населением Александр Лукашенко отвел информированию, работе с обращениями и сокращению административных процедур. Он отметил необходимость представителей власти «идти в народ» – организовывать диалоговые площадки, посвященные обмену мнениями относительно значимых общественно-политических событий, и проводить общественные обсуждения местных решений вроде расположения парка или формата проведения праздника.
Отдельно выделена работа с обращениями граждан. Здесь отмечается необходимость более широкого использования новых технологий, но при сохранении прежних способов обращения, чтобы гражданин мог выбрать наиболее удобный для себя вид реализации своего права. В целом количество обращений граждан ежегодно сокращается, что свидетельствует о том, что государство создает эффективные механизмы решения ситуаций, беспокоящих население.
При этом перечень проблем, с которыми люди идут к органам власти, остается стабильным. Это вопросы ЖКХ (20% в общем объеме обращений); архитектуры и строительства, землеустройства и землепользования (11%); труда и социальной защиты населения (10%).
Такая статистика, по мнению главы государства, показывает, что именно службы ЖКХ находятся на передовой взаимодействия власти и народа. А. Лукашенко подчеркнул недопустимость формального подхода при выполнении функциональных обязанностей, когда вместо вывоза строительного мусора, скопившегося на подъездных путях к дому, высылается копия генерального плана с обозначенным на бумаге проездом, вместо очистки подвалов от канализационных стоков месяцами ищутся балансодержатели этих канализационных сетей.
Меньше регулирования, больше «цифры»
Еще одним важным направлением работы с населением является упрощение административных процедур. Ключевыми в этой сфере должны стать два подхода. Первый – использование возможностей цифровизации. В связи с этим А. Лукашенко потребовал перевести в электронный формат максимальное число административных процедур.
Вторым направлением может быть изменение законодательного регулирования сфер, которые создают необходимость таких процедур. В качестве примера Президент привел анонсированный ранее указ об упрощении норм строительства частных жилых домов, а также планируемое изменение порядка регулирования земельных отношений. О них мы писали ранее (см. статью «Реформирование земельных отношений: проект направлен на доработку»). Например, планируется, что после данных законодательных изменений обращений граждан станет существенно меньше.
***
В целом складывается впечатление, что анонсированные формы и методы работы действительно предполагают упрощение взаимодействия граждан и государства и направлены на то, чтобы проблемные ситуации решались проще и оперативнее. Однако многое зависит от того, как будут реализованы на практике объявленные постулаты. Пока остается только ждать.