Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Реформирование земельных отношений: проект отправлен на доработку

Фото: pixabay

15 февраля 2021 г. Александр Лукашенко провел совещание, посвященное совершенствованию земельных отношений. Поводом стало обсуждение предложений правительства по корректировке действующего законодательства в данной области. Глава государства обозначил ряд принципиальных вопросов и отметил, что однозначного мнения по проекту указа пока нет, зато есть «серьезные опасения, что его положения создадут лазейки для злоупотребления, спекуляций и несправедливой торговли землей».

Какие изменения предложило правительство

Главным новшеством стало предложение, касающееся расширения полномочий местных органов власти по решению земельных вопросов при сохранении прежнего порядка регулирования земельных отношений в Минске, областных центрах и прилегающих к ним районах. По мнению правительства, делегирование части полномочий по регулированию земельных отношений на местный уровень позволит более эффективно решать земельные вопросы там, где сегодня особенно остро стоит проблема развития территорий. При этом основные принципы земельных отношений, такие, например, как сохранение государственной собственности на земли сельскохозяйственного назначения и лесные массивы, предлагаемые изменения не затрагивают.

Выступая перед журналистами после совещания, первый заместитель премьер-министра Николай Снопков отдельно подчеркнул, что предлагаемые нормы проекта указа не нарушат базовые принципы системы управления земельными ресурсами и сложившуюся систему госсобственности на землю в нашей стране и направлены исключительно на стимулирование развития сельских территорий.

Какие же вопросы предлагается передать на уровень местных властей? Например, определение размера участка в сельских населенных пунктах. В настоящее время предельный размер земельного надела, выделяемого для строительства и обслуживания жилого дома, составляет 25 соток. Правительство выступило с предложением увеличить данный лимит до 1 га, при этом его размер в каждом конкретном районе будут утверждать местные органы власти с учетом наличия свободного земельного фонда.

Среди иных предложений – применение более гибкого и вариативного подхода к целевому использованию участков, включая возможность трансформации территории для строительства и обслуживания жилого дома в площади для ведения личного подсобного хозяйства, и наоборот. Предусматривается возможность дробления наделов, чтобы у людей была возможность, например, построить дом рядом с родственниками, если это позволяет площадь и действующие строительные нормы. Планируется разрешить и размещение нестационарных объектов (как правило, объектов без фундамента, к примеру, ларьков и иных временных сооружений) без оформления отвода земли.

Востребованной нормой является изменение порядка оформления участков в садовых товариществах. Предусматривается норма, которая разрешит узаконить такие участки по фактическому пользованию без внесения изменений в проект застройки, что значительно упростит существующий порядок землепользования.

Актуальным остается и решение проблемного вопроса по оформлению территорий, занятых гражданами вне границ предоставленного надела. Правительство предложило четко разграничить понятия «самовольное занятие земельного участка» (т.е. фактически его захват) и «несоблюдение границ выделенного земельного участка» (нарушение границ участка по иным причинам). Во втором случае предлагается дать возможность гражданам узаконить фактически используемый участок, если нарушения составляют до 10% от существующей территории.

В ходе совещания Николай Снопков подчеркнул, что для физлиц нормы указа позволят упростить порядок предоставления земельных участков, снизят затраты, уменьшат объем совершаемых процедурных действий. Для юрлиц – это возможность параллельного со строительством отвода земли, четкий регламент изъятия для государственных нужд при минимальном количестве согласований (сейчас этого четкого регламента нет).

Проектом НПА предусмотрены и новые подходы к вовлечению в оборот неиспользуемых наделов. К примеру, местные органы власти получат право определять место и цели предоставления участков без аукциона, а также предоставлять дополнительные делянки, примыкающие к существующим. Предлагается включить и прямую норму, позволяющую местным исполкомам создавать хутора на непригодных для иного использования землях, а также дающую право сносить неиспользуемые промышленные объекты и включать их в земли населенных пунктов.

Кроме того, Николай Снопков назвал 5 основных принципов, на которых предлагается выстраивать дальнейшие земельные отношения на сельских территориях. Первый – создание условий для более свободного распоряжения гражданами земельными участками при соблюдении градостроительных норм и санитарных правил. Исключения – участки, предоставленные на льготных условиях многодетным семьям и нуждающимся. На них распространяются действующие ограничительные нормы. Второй, как сообщалось выше, – предоставление земельных участков для строительства и обслуживания жилого дома площадью до 1 га. Третий – организация личных подсобных хозяйств на площади до 4 га независимо от регистрации на территории сельского совета (сегодня эта регистрация обязательна). Четвертый – вовлечение в хозоборот неиспользуемых производственных площадок, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих территориях. Пятый – льготный 5-летний период выкупа предоставленных земельных участков по кадастровой стоимости, уменьшенной на 50% для стимулирования экономического оборота земли.

Какие замечания предстоит учесть

Обсуждение изменений, предлагаемых правительством, не обошлось без замечаний со стороны главы государства. Прежде всего, он подчеркнул, что фундаментальные принципы земельных отношений, заложенные в ключевые законы страны, должны неукоснительно соблюдаться. Это сохранение государственной собственности на земли сельскохозяйственного назначения и лесные массивы. Кроме того, Александр Лукашенко поинтересовался, не создадут ли предлагаемые изменения лазейки, которые могут быть использованы для спекуляций земельными участками и несправедливого распределения земли. Он подчеркнул, что принципы, на которых строятся сегодня земельные отношения в стране, должны соблюдаться неукоснительно.

Несмотря на то, что «однозначного мнения по проекту указа нет», отдельные нормы глава государства все же поддержал, высказав по ним некоторые замечания. Так, он предложил не ограничивать расширение полномочий местных органов по вопросам земельных отношений территориями за пределами столицы и областных центров, допустив их распространение на исполкомы и облисполкомы более крупных административно-территориальных единиц.

Также Александр Лукашенко заметил, что необязательно устанавливать предельный размер участков, выделяемых для строительства и обслуживания жилого дома, главное, чтобы в конкретном районе было достаточно земельных фондов, чтобы не пришлось изыскивать недостающие площади за счет пахотных земель или лесов. Он также напомнил о своем требовании содействовать рассредоточению населения по всей территории страны, не допуская его избыточной концентрации вокруг столицы.

По вопросу об установлении порядка узаконивания «лишних квадратов» в случае несоблюдения границ выделенного участка он рекомендовал не ограничиваться предложенной нормой в 10%, а исходить из ситуации и оставить этот вопрос на усмотрение местных органов власти, если не нарушены градостроительные нормы и не задеты границы чужого участка.

Изменениям быть. Но после доработки

Не все изменения, вынесенные на обсуждение, были поддержаны А. Лукашенко. Так, по результатам обсуждения видно, что в первоначальной редакции присутствовала норма, разрешавшая свободное распоряжение участками, полученными в т.ч. на льготных условиях. Однако в перечне новаций, которые получили поддержку от главы государства, пусть и с некоторыми замечаниями, данной нормы уже не было.

По итогам совещания проект указа получил одобрение по большинству предложений и с учетом сделанных корректировок был отправлен на дальнейшую доработку. Как отметил Николай Снопков, «Президент поручил еще раз вернуться к обсуждению основных новаций указа, чтобы выполнить целевую задачу, поставленную перед правительством в рамках совещания, – все предложения должны на 100% отвечать ожиданиям людей, они должны быть востребованы простым человеком и ни в коем случае не позволять спекуляций с земельными участками». Когда будет представлен новый проект изменений, пока неизвестно. В то же время не исключено, что отдельные нормы будут приняты в виде изменений в Земельный кодекс. Ждем подробностей от инициаторов проекта.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by