$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Контроль

Меньше проверок и меньше контролеров: в Беларуси принят новый указ о контрольной деятельности

17.10.2017

Как сообщила пресс-служба главы государства, подписан Указ Президента от 16.10.2017 № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности», которого так долго ждали. Документ издан в целях минимизации вмешательства контролеров в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства.

Главная новация документа – запрет на вынесение контролером предписания о приостановлении деятельности проверяемого субъекта, его цехов, оборудования, производства. Этот вопрос является исключительным правом руководителя предприятия, который может реализовать его на основании рекомендаций проверяющих. Но и отвечать ему за свои действия, связанные с устранением выявленных нарушений, придется по полной программе – вплоть применения к нему соответствующих статей Уголовного кодекса.

В Указе № 376 смещен акцент деятельности контролеров на профилактическую работу, вместо «прямых» проверок предусмотрено более широкое применение мероприятий технического (технологического, поверочного) характера. При этом по их результатам применение мер ответственности не предусмотрено, конечно, если выявленные нарушения будут своевременно устранены.

Будет реализован принцип ухода от системы плановых проверок, когда контролеры «заходили на огонек» к субъекту хозяйствования лишь потому, что он попал в соответствующий список, даже при отсутствии нарушений в его деятельности либо вообще без какой-либо причины. Вместо этого будут применяться выборочные проверки, проведение которых в отношении предприятия возможно только при наличии серьезных оснований, например, неоднократных нарушений в той ли иной сфере. Правильно выбрать нужную «цель» контролерам помогут и результаты анализа чек-листов.

А тщательно отбирать субъект для поверки им явно придется, потому что в Указе № 376 предусмотрена административная ответственность контролеров за совершение грубых нарушений при проведении проверок – невнесение записи о проведении проверки в книгу учета проверок, отсутствие оснований для проведения проверки и др. За совершение этих и других перечисленных в документе деяний предусматривается наложение на должностное лицо контролирующего (надзорного) органа штрафа до 30 базовых величин.

Сокращаются и основания для назначения внеплановых проверок, в ходе которых будет изучаться не все, что «под руку попадется», а только заранее выявленные в отношении конкретных проверяемых субъектов факты и обстоятельства, послужившие причиной для назначения этих проверок. Также устанавливается запрет на проведение проверок по материалам, находящимся в производстве правоохранительных органов, что не отменяет такую возможность по уже возбужденным уголовным делам.

Для контроля «за контролем», т.е. за осуществлением контрольной (надзорной) деятельности, при Комитете госконтроля будет создан Межведомственный совет по контрольной (надзорной) деятельности, основной задачей которого назван анализ ее состояния в стране. При этом данный орган наделен весьма широкими полномочиями и при выявлении негативных тенденций в работе контролирующих органов он будет выносить рекомендации об устранении нарушений, а при их игнорировании – доводить соответствующую информацию до сведения Правительства и Главы государства.

Будет реформирована и система ведомственного контроля. А чтобы не оставить всех этих многочисленных и опытных специалистов без работы, они будут переориентированы на проведение анализа (аудита) и принятие мер по повышению эффективности деятельности предприятия. Как считают разработчики Указа № 376, эти службы станут для государственных органов, включая исполкомы, своеобразными инструментами по реализации полномочий собственника для обеспечения эффективной работы подчиненных организаций.

И еще одна хорошая новость – перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их деятельности будет существенно сокращен, в результате чего право на проведение проверок утратит треть контролеров, а число сфер контрольной (надзорной) деятельности сократится почти вдвое.

Авторы Указа № 376 надеются, что реализация его положений позволит выстроить более рациональную систему государственного контроля, повысить прозрачность деятельности контролирующих (надзорных) органов, исключить излишнее, не обоснованное объективными причинами обременение субъектов хозяйствования проверочными мероприятиями.

Автор публикации: Дмитрий КОРШУНОВ