$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Контроль

Мечты проверяемых близки к осуществлению

28.02.2017

Белорусские власти намерены существенно сократить количество налоговых проверок в республике и период их проведения. Реальные шаги в этом направлении содержатся в проекте указа Президента «Об отдельных вопросах проведения проверок и налогообложения юридических и физических лиц», опубликованном для обсуждения на сайте МНС. Предусмотренные в нем меры призваны улучшить состояние деловой среды, сократить риски субъектов хозяйствования и облегчить положение бизнеса.

Проектом указа предлагается ограничить проверяемый период налогового законодательства в пределах 5 календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, и за истекший период текущего календарного года. Исключение составят лишь периоды, за которые плательщиком внесены изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию (расчет) по налогу на прибыль, согласно которой увеличивается (возникает) сумма полученного убытка, а также за период, за который представлена налоговая декларация (расчет) по НДС с изменениями и (или) дополнениями, согласно которой увеличивается сумма налоговых вычетов по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией по этому налогу. Кроме того, ограничительный 5-летний срок не будет распространяться на контроль в сфере декларирования физическими лицами доходов и имущества. Напомним, что как действующим законодательством, так и проектом закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам декларирования доходов и имущества» предусматривается 10-летний период контроля за соответствием доходов и расходов.

Предлагается не проводить выездные проверки налоговых органов при ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя), у которого нет движения денежных средств по счетам в банках в течение 36 месяцев подряд, предшествующих дню принятия регистрирующим органом решения о ликвидации либо дню направления в регистрирующий орган представления (предложения) о ликвидации. В этом случае налоговый орган просто направит в регистрирующий орган справки и сведения, выдаваемые в соответствии с Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утв. Декретом Президента от 16.01.2009 № 1, или иными законодательными актами, на основании имеющейся у него информации о деятельности таких лиц.

Планируется изменить и порядок определения сумм налогов, исчисляемых нарастающим итогом за календарный год. Здесь сумма налога должна определяться в целом за календарный год с учетом сумм налога, уплаченного по отчетным периодам этого года, независимо от истечения 3-летнего срока со дня уплаты. Таким образом, если по результатам проверки плательщику, скажем, за I квартал календарного года доначислен налог к уплате, а за III квартал сумма налога уменьшена на эту же сумму, то за налоговый период сумма налога к уплате отсутствует. Такой порядок должен будет применяться и при определении сумм налогов, исчисляемых нарастающим итогом, со дня уплаты которых истекли 3 года, как по результатам проверок, так и в случае самостоятельного обнаружения плательщиком ошибок в исчислении налогов за прошлые налоговые периоды и пред­ставления налоговых деклараций с внесенными изменениями и дополнениями. Это позволит соблюдать интересы плательщика, поскольку здесь будут учитываться все суммы налога, уплаченного в бюджет за налоговый период.

Если в отчетном периоде налогового периода будут установлены факты неуплаты и излишней уплаты исчисляемого нарастающим итогом налога, сбора (пошлины) и со дня окончания отчетного периода истекло 3 года, то согласно проекту указа подлежащая уплате сумма налога, сбора (пошлины) должна исчисляться по итогам этого налогового периода. При этом пени будут начисляться с учетом установленных налоговым законодательством сроков уплаты сумм налогов, а также излишне уплаченных в бюджет сумм в данном налоговом периоде.

Также предусматривается, что исчисление физическому лицу налога на недвижимость, земельного налога, сбора на финансирование государственных расходов, обязанность по исчислению которых возложена на налоговые органы, будет производиться не более чем за 3 календарных года, предшествующих году, в котором производится такое исчисление.

В то же время проектом указа предлагается увеличить срок проведения проверок по вопросу соответствия налоговой базы, определенной и отраженной плательщиком в налоговой декларации (расчете) на основании примененных им цен, налоговой базе, определяемой с учетом рыночных цен, до 3 месяцев по решению руководителя госоргана или его уполномоченного заместителя. Таким образом, возможности налоговых органов контролировать вопросы применения трансфертных цен улучшатся: для сбора необходимой ин­формации времени станет больше, а значит, выводы проверяющих могут быть более обоснованными.

Проектом указа предлагается исключить возможность привлечения юридических лиц и ИП к административной ответственности по ч. 4 ст. 12.17 КоАП в случае применения к таким субъектам порядка налогообложения, предусмотренного подп. 1.11 п. 1 Указа Президента от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств». Предполагается, что такой шаг позволит не усугублять финансовое положение плательщиков, которые смогут продолжить осуществлять хозяйственную деятельность, а не становиться банкротами из-за невозможности погасить возникающую задолженность.

Впрочем, вероятно, субъекты хозяйствования с большим энтузиазмом встретили бы отмену самого Указа № 488, который создает для бизнеса значительные и часто непредсказуемые риски и потери сам по себе. Еще больше радости вызвала бы отмена или хотя бы смягчение ч. 4 ст. 12.17 КоАП, согласно которой сегодня приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров, или при наличии не соответствующих действительности документов) влекут штраф в размере до 50 базовых величин с конфискацией товаров и выручки. Эти нормы применяются массово, зачастую по сугубо формальным признакам, а конфискация становится разорительной для субъектов хозяйствования. Тем не менее контролирующие органы выступают против отмены ч. 4 ст. 12.17 КоАП, уверяя, что она является важным средством борьбы с теневым оборотом товаров. В свою очередь, в бизнес-союзах уверены, что санкции по этой статье в гораздо большей степени поощряют произвол контролеров, чем приносят пользы обществу.

Автор публикации: Вадим ЛЕБЕДЕВ