Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Итоги
27.05.2022 11 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №38 (2535) от 27.05.2022
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Малый и средний бизнес теряет позиции и надеется на господдержку

Фото: freepik.com

В мае 2022 г. Национальный статистический комитет представил сведения об основных экономических показателях деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Беларуси за 2021 год. Несмотря на отдельные позитивные моменты, цифры говорят о том, что малый и средний бизнес в стране больше стагнирует, чем развивается.

Падаем или растем

По состоянию на 1 января 2022 г. хозяйственную деятельность осуществляли 273 тыс. ИП и 112 тыс. организаций малого и среднего предпринимательства, большая часть которых (98 тыс., или 87% от общего количества) представляют собой микроорганизации с численностью работников до 15 человек. Только в 13% организаций, относящихся к МСП, работают свыше 15 человек – 12 тыс. малых организаций (16–100 человек) и 2 тыс. средних предприятий (101–250 человек).

Совокупная выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг организаций МСП и ИП за 2021 год сложилась на уровне 190 млрд руб., что составляет 41,6% от выручки по стране. Вклад субъектов МСП в ВВП республики за 2021 год составил 26,6%, в т.ч. организациями малого бизнеса – 16,1%, организациями среднего бизнеса – 7,4%, ИП – 3,1%.

Результаты работы МСП за прошедший год прокомментировали в Минэкономики. Среди основных причин, способствовавших положительной динамике ключевых показателей работы МСП, директор Департамента по предпринимательству Ольга Русинович выделила последовательную государственную политику, нацеленную на создание благоприятных условий ведения бизнеса, благодаря чему все больше и больше белорусов решают самореализоваться в бизнесе.

Действительно, по сравнению с прошлым годом количество ИП выросло на 3,5 тыс. человек, а число организаций МСП – на 0,6 тыс. единиц. Однако делать выводы об улучшении бизнес-среды на основании одного показателя и в рамках одного года не совсем верно. Так, мы до сих пор не смогли превзойти количество организаций МСП, зарегистрированное на конец 2014 г. (114,2 тыс. единиц), да и планка 2013 г. в 1238 тыс. работников, занятых в секторе, все еще остается недостижимой высотой. Данных по занятости в секторе на конец 2021 г., к сожалению, нет, однако только за один 2020 год малый и средний бизнес сократил 46,7 тыс. рабочих мест, в результате чего численность работников упала до 5-летнего минимума в 1146,2 тыс. человек.

Ситуацию отчасти сглаживает статистика по индивидуальному предпринимательству, которое продолжает численно прирастать. Кроме того, что сами ИП являются по сути самозанятыми гражданами, в 2020 г. они обеспечили более 70 тыс. рабочих мест. Прирост количества предпринимателей, который наблюдается из года в год, говорит о том, что такой способ осуществления предпринимательской деятельности остается самым востребованным форматом. В то же время темпы прироста в последние годы существенно замедлились. Если за 2019 год количество ИП выросло на 15,3 тыс. человек, за 2020 год – на 12,5 тыс., то за 2021 год – лишь на 3,5 тыс. человек. При этом прирост 2021 г. обеспечило только первое полугодие, во втором темпы приблизились к нулю.

Что касается 2022 г., то за первые 5 месяцев количество ИП сократилось на 2,3 тыс. человек. Если тенденция не изменится, по итогам года мы сможем увидеть первое с 2016 г. снижение численности ИП. 

Статистика хорошо показывает, что снижение численности ИП прежде всего связано с уменьшением регистраций. Так, по данным Белстата, в 2020 г. было зарегистрировано 30,9 тыс. ИП (на 17,4% меньше, чем в 2019-м), а прекратили свою деятельность 24,3 тыс. ИП (на 3,5% меньше).

Замедление темпов регистрации новых ИП может быть связано со снижением привлекательности данного вида деятельности из-за изменений в налоговом законодательстве, которые сузили возможности применения УСН для ИП. Еще одним негативным фактором может стать изменение законодательства о социальном страховании, в результате которого будут отменены льготы по уплате взносов в ФСЗН для ИП, работающих по трудовому договору.

Таким образом, данные статистики при их правильной интерпретации показывают, что возможности для малого и среднего бизнеса не растут, а на самом деле сокращаются.

Ракета, которая не взлетела  

Что касается эффективности государственной политики, то во избежание пустой словесной риторики оценивать ее лучше по итогам реализации Государственной программы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016–2020 годы, утв. постановлением Совмина от 23.02.2016 № 149.

Одним из целевых показателей улучшения деловой среды определялось достижение соотношения 31,2 юридических лиц – субъектов МСП и 56,6 ИП на 1 тыс. занятых в экономике. Фактически получилось 25,8 компаний и 62,6 ИП (в экономике республики в декабре 2020 г. было занято 4303 тыс. человек). При этом вклад в ВВП страны субъектов малого и среднего предпринимательства составил только 26,6%, что гораздо меньше запланированных в программе 40%.

Не удалось выполнить план и по росту удельного веса выручки субъектов МСП. По сравнению с прошлым годом (42,2%) она стала еще меньше (41,7%), хотя в соответствии с программой ожидался совсем другой результат (47,4%).

К сожалению, данные по итогам года раскрыты в меньшем объеме, чем это делалось ранее, из-за чего мы не можем сравнить другие показатели, тем более что не везде позиции МСП ухудшились. Однако представленных данных вполне достаточно, чтобы утверждать, что малый бизнес в Беларуси скорее стагнирует и пытается выживать, чем свободно развивается, ощущая на каждом шагу поддержку государства. Мы, безусловно, приветствуем все инициативы и решения, которые идут на пользу бизнесу, однако считаем, что большинство данных мер запаздывают, нивелируются другими решениями или оказываются слишком слабыми, чтобы действительно изменить жизнь предпринимателя в лучшую сторону. Поэтому бизнес в Беларуси – это, к сожалению, чаще «вопреки», чем «благодаря».

Услышать друг друга

Однако белорусский бизнес все еще не теряет надежды быть услышанным. Готовится «Национальная платформа бизнеса Беларуси – 2022».

Такой формат взаимоотношений бизнеса и государства, по мнению председателя высшего координационного совета Союза юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства» Андрея Копытка, неплохо показал себя в прошлом. Серьезным прорывом в улучшении делового климата в стране стали нормативные правовые документы, подписанные главой государства и принятые осенью 2017 г. Не последнюю роль в этом сыграли инициативы, внесенные бизнес-ассоциациями. Республиканская конфедерация предпринимательства представила тогда более 300 предложений, из которых 38 рассмотрела рабочая группа Администрации Президента, 35 были приняты. Новая «Национальная платформа бизнеса Беларуси» должна стать началом следующего этапа развития национального бизнеса, особенность которого, с одной стороны, связана с условиями, в которых оказалась белорусская экономика, а с другой – характеризуется появлением второго поколения предпринимателей, считает А. Копыток.

Как показывает анализ итогов индекса делового оптимизма (сводный показатель оценки субъектов предпринимательства условий осуществления деятельности) за 10 лет, поддерживать бизнес нужно только на первоначальном этапе. Далее бизнесу необходимо создать понятные, а главное, равные условия для его ведения.

В частности, считает А. Копыток, сегодня МСП способно полностью осуществить перезагрузку, диверсификацию и интегрирование для производственной кооперации и перестроить наш бизнес на поиск новых рынков сбыта, преимущественно рынков регионов России.

Это необходимо сделать очень быстро, слаженно, чтобы встроиться в новую мировую экономическую систему в новом мироустройстве. Глава Союза считает, что воплощение данных инициатив в государственную политику и институциональное развитие предоставит Беларуси возможность усилить национальную идею по конкурентоспособности и экспортоориентированности нашей страны, а также позволит улучшить материальный уровень благосостояния граждан.

Взамен бизнес-сообщество рассчитывает на создание равных условий для всех предприятий вне зависимости от формы собственности, а также защиту прав и стимулирование деловой активности добросовестных субъектов хозяйствования, инвесторов.

Напомним, что в целях повышения эффективности использования потенциала предпринимательства Беларуси для устойчивого социально-экономического развития страны председатель Высшего координационного совета в конце января во время послания Президента белорусскому народу и Национальному собранию обратился к главе государства с просьбой об организации встречи с белорусским бизнес-­сообществом.

Встреча может состояться уже в июне, по крайней мере, Конфедерация готовится предоставить «Нацио­нальную платформу бизнеса Беларуси – 2022» на встрече с Президентом в этот срок.

Надеемся, что данная встреча прояснит судьбу малого и среднего предпринимательства в стране. Потому что ничего другого, кроме надежды, у нас не остается.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by