$

2.1254 руб.

2.4175 руб.

Р (100)

3.1964 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Бизнес-союзы

Лилия КОВАЛЬ: Мы надеемся на отмену Указа № 488

20.11.2018
Лилия КОВАЛЬ: Мы надеемся на отмену Указа № 488
Лилия Коваль

«ЭГ» беседует с заместителем председателя Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Лилией Коваль о Стратегии развития малого и среднего предпринимательства; о нормативных актах, которые мешают развитию бизнеса; а также об особенностях диалога предпринимателей с властями в нашей стране.

— Лилия Ивановна, над решением каких задач трудится сейчас Союз?

— На протяжении ряда лет Минский столичный союз предпринимателей и работодателей (МССПиР) предлагал разработать и принять Стратегию развития малого и среднего предпринимательства, которая бы определяла направления, параметры и сценарии развития белорусского предпринимательства. В том, что такая Стратегия наконец-то принята (документ утвержден постановлением Совмина от 17.10.2018 № 743. – Прим. ред.) есть немалая доля труда в т.ч. нашего объединения.

Работу по принятию Стратегии можно считать выполненной. Теперь нам предстоит наполнить ее конк­ретным содержанием, мероприятиями. В противном случае смысла в ней нет – стратегия останется просто декларацией. Как, к примеру, произошло с Директивой Президента от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», которая существует сама по себе, поскольку заметного эффекта на улучшение деловой среды в стране она не оказала.

— Какую инициативу по выполнению Стратегии вы хотели бы предложить в первую очередь?

— Отмену Указа Президента от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств», который не только подорвал репутацию действительно достойных и честно работающих предприятий, но и ударил по ним финансово.

Наш Союз владеет достоверной информацией о том, насколько сокрушительными были для пред­принимательства последствия принятия Указа № 488, ведь МССПиР — единственная бизнес-ассоциация, которая согласно уставной деятельности защищает своих членов в судах.

Руководители многих предприятий серьезно пострадали от действия данного нормативного документа. Помимо прочего, Указ № 488 противоречит базовым нормам Декрета Президента от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства», в котором сказано, что приоритетной направленностью работы контролирующих (надзорных) органов является профилактика правонарушений, а не исключительно привлечение к ответственности за совершенные субъектами хозяйствования нарушения, и уж тем более за несовершенные.

Сегодня у нас в работе несколько судебных разбирательств по Указу № 488. Мы доказываем правомочность каждой сделки, осуществленной предприятием, стараясь хотя бы снизить суммы начисленных штрафов. Эти суммы просто баснословные. Есть организации, которые в результате прекратили свою деятельность. У ряда предприятий, в отношении которых мы ведем правовую защиту, арестованы счета, им пришлось сокращать рабочие места...

— Есть ли те, кому удалось помочь?

— Есть предприятия, которые мы спасли лишь «частично» за счет уменьшения денежных сумм, пред­ложенных им к добровольной выплате.

В соответствии с Законом от 04.10.1994 № 3254-XІІ «Об общественных объединениях» мы участвуем в защите только членов нашего Союза. Но, понимая пагубность действия Указа № 488 для всех предпринимателей, МССПиР выступил за полную отмену данного документа.

Еще в апреле мы подготовили письмо, в котором разобрали каж­дый пункт Указа № 488 с точки зрения негативных последствий (включая репутацию страны). Коллеги по бизнес-ассоциациям не поддержали нас в отношении категорической отмены документа, не веря в воз­можность такого развития событий. И нам пришлось пойти на компромисс. Эксперты МССПиР подготовили письмо с предложениями в проект изменений этого Указа, которое подписали Белорусский союз пред­принимателей, Бизнес союз пред­принимателей и нанимателей им. Кунявского, Республиканская кон­федерация предпринимательства. Эти предложения были рас­смотрены на заседании Совета по развитию предпринимательства. И вот, спустя полгода, Александр Турчин (первый заместитель премьер- министра Беларуси. – Прим. ред.) в своем выступлении указал на необходимость отмены Указа № 488.

Мы очень надеемся, что так и будет.

— Ждать можно годами…

— Вы правы. Реализации некоторых предложений бизнес-сообщества мы действительно ждем годами. Достаточно вспомнить проблему индивидуальных предпринимателей, которые могли иметь наемных работников лишь из числа родственников. На отмену этой законодательной нормы ушло 7 лет.

— Почему так долго решаются даже столь мелкие вопросы?

— Практика адвокатирования интересов предпринимателей показывает: с представителями госорганов мы говорим на разных языках. При всех министерствах и ведомствах созданы общественно-консультативные советы (ОКС), где представители власти и бизнеса совместно могли бы решать проблемные вопросы. Но в советы до недавнего времени обычно входили полтора десятка представителей госорганов и один-­два представителя от бизнес-ассоциаций. В такой ситуации было нереально не то что решить вопросы, а просто донести актуальность их выполнения до власти.

Мы 4 года продвигали через Национальную платформу бизнеса Беларуси предложение включать в состав советов представителей бизнеса и госорганов 50 на 50. И только в 2016 году постановлением Совмина от 05.10.2016 было реализовано это предложение. После чего стало легче принимать решения, направленные на улучшение деловой среды в Беларуси.

Также надо честно признать, что на этот процесс влияет и малочисленность членов бизнес-ассоциаций, низкий экспертный потенциал, отсутствие консолидации бизнеса.

— Неужели сами предприниматели этого не понимают?

— Многие придерживаются позиции: вы защищайте наши интересы, а мы со стороны посмотрим за результатами. Но, во-первых, мы не можем знать всех болевых точек. Во вторых, у бизнес-ассоциаций нет материальных возможностей, которые бы позволили обращаться к серьезным экспертам для анализа и разработки предложений в части изменения законодательства, его совершенствования. Мы даже ознакомиться со всеми проектами, присылаемыми сегодня в огромных количествах в бизнес-союзы, не имеем возможности. И это также влияет на качество диалога между бизнесом и властью.

— Может, в этой ситуации стоит говорить о несерьезном отношении к вам со стороны власти?

— Я бы не стала обобщать. Все зависит от каждого конкретного случая.

Например, в октябре прошлого года во Фрунзенском районе около 90 предпринимателей получили письма о расторжении с ними договоров аренды. Долгие годы бизнесмены снимали помещения на первых этажах домов; они вложили средства в обустройство, рекламу, привлечение клиентов и теперь в одночасье должны были всего этого лишиться из-за пробелов в законодательстве. Администрация Фрунзенского района решила, что с предпринимателями должны заключать договора аренды товарищества собственников. Но эти товарищества до сих пор не везде созданы. Мы благодарны Минскому горисполкому, который встал на нашу сторону после вынесения этой проблемы на рассмотрение ОКС.

К сожалению, законодательно вопрос до сих пор не закрыт. Он лишь отложен. Договоры аренды продлены только на полгода. Мы держим эту ситуацию на контроле. В конце концов, закрытие предприятия – это же сокращенные рабочие места, недополученные налоги, удар по репутации страны.

— Что сегодня бьет по предпринимателям сильнее всего?

— С 2015 года местным Советам депутатов предоставлено право увеличивать (уменьшать) ставки по налогу на недвижимость и земельному налогу до 2,5 раза (ч. 3 ст. 188 Особенной части Налогового кодекса). С этого времени своими решениями местные власти систематически увеличивают ставки этих налогов для юридических лиц по максимуму. Большинство объектов недвижимости, как правило, возводится за счет банковских кредитов, которые берутся на длительный срок и за которые необходимо выплачивать существенные суммы основного долга и по процентам.

Столь значительное увеличение размеров налоговых платежей по вновь введенному объекту ставит предприятия, которые инвестируют в строительство новых объектов недвижимости (будь то логистический центр, склад, торговый центр или производственный цех) в очень тяжелое финансовое положение.

Такой подход не только не способствует привлечению инвестиций в экономику страны, но и зачастую лишает инвесторов желания что-то строить и создавать здесь – объект строительства еще не окупил затраты, вложенные в него, а уже необходимо выплачивать огромные суммы налогов.

Очень много неиспользуемых объектов недвижимости находится сейчас в государственной собственности. Однако эти объекты остаются невостребованными и продолжают разрушаться. Проблема как раз в том, что, выкупив такой объект даже за одну базовую величину, предприниматель должен вложить немало средств, сил и времени, чтобы довести здание до нормального состояния, пригодного к пользованию. А увеличенные в 2,5 раза налоги на землю и на недвижимость отпугивают пред­принимателей от, казалось бы, льготного приобретения таких объектов.

Это не содействует выполнению Стратегии, а также развитию и поддержанию отечественного инвестора, что противоречит общегосударственным интересам. Нам пред­стоит решать эту проблему вместе с властями.

Автор публикации: Владимир ОРЕХОВ