Кто и почему требует лицензию на оказание спа-услуг
На практике нередко возникают ситуации, когда оказание бытовой услуги в виде спа-массажа государственные органы необоснованно относят к медицинской деятельности и привлекают к ответственности юридических лиц и ИП по ст. 12.7 КоАП, указывая, что они занимаются незаконной предпринимательской деятельностью, так как у них отсутствует лицензия на оказание услуг, составляющих лицензируемую медицинскую деятельность.
Однако из содержания положений Указа Президента от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Указ № 450) это прямо не следует.
Согласно п. 320 Указа № 450 медицинская деятельность включает составляющие работы и услуги, указанные в п. 26 приложения 1 к Положению, утв. Указом № 450. Согласно п. 26.1 приложения 1 к Положению Указа № 450 медицинская деятельность – это работы и услуги, осуществляемые при амбулаторном и (или) стационарном оказании медицинской помощи детскому и (или) взрослому населению, одной из которых на основании п. 26.1.18 является массаж.
Согласно абз. 2 п. 320 Указа № 450 перечень процедур (исследований, манипуляций), относящихся к работам и услугам, составляющим лицензируемую деятельность, утверждается Совмином по согласованию с Президентом.
Постановлением Совмина от 12.03.2011 № 309 «Об утверждении перечня процедур (исследований, манипуляций), относящихся к работам и услугам, составляющим лицензируемую медицинскую деятельность» (далее – Постановление № 309), утвержден перечень процедур (исследований, манипуляций), относящихся к работам и услугам, составляющим лицензируемую медицинскую деятельность, к которым дополнительно отнесли:
– бесконтактный гидромассаж (п. 1.3.8);
– механический аппаратный массаж на массажной кушетке, массажном кресле (п. 1.3.9);
– роликово-вакуумный массаж (п. 1.3.10).
Таким образом, на основании указанных выше нормативных правовых актов, массаж, осуществляемый при амбулаторном и (или) стационарном оказании медицинской помощи детскому и (или) взрослому населению, является лицензируемым видом деятельности в соответствии с п. 320 Указа № 450.
А постановлением Совмина № 309 к лицензируемым видам деятельности дополнительно отнесены бесконтактный гидромассаж; механический аппаратный массаж на массажной кушетке, массажном кресле; роликово-вакуумный массаж. Ни о каком спа-массаже, как в Указе № 450, так и в Постановлении № 309, речь не идет.
Об этом также свидетельствует неоднозначное мнение Минздрава (см. Массаж без разрешения Минздрава. Так можно!)
На вопрос о том, необходимо ли получение специального разрешения (лицензии) на осуществление медицинской деятельности в виде спа-массажа, Минздрав ответил адресатам, что «Перечень работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность и подлежащих лицензированию, установлен п. 26 Перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, утвержденного Указом Президента РБ от 1 сентября 2010 года № 450. В соответствии с подпунктом 26.1.18 данного Перечня работы и услуги по массажу являются медицинской деятельностью и подлежат лицензированию в Минздраве. Полагаем необходимым сообщить, что для целей лицензирования под массажем, указанным в данном подпункте, понимается массаж, выполняемый руками (за исключением косметического массажа здоровой кожи лица, шеи и области декольте), независимо от его разновидности (расслабляющий, оздоровительный и т.д.)».
Однако, исходя из исследованных выше положений Указа № 450, вывода о том, что для целей лицензирования под массажем, указанным в п. 26.1.18 Приложения, понимается массаж, выполняемый руками (за исключением косметического массажа здоровой кожи лица, шеи и области декольте), независимо от его разновидности (расслабляющий, оздоровительный и т.д.), не следует, а в приложении к Указу № 450 в п. 26.1 четко сформулировано, что работы и услуги, осуществляемые при амбулаторном и (или) стационарном оказании медицинской помощи детскому и (или) взрослому населению в виде массажа, подлежат лицензированию. Как указано было выше, спа-услуги являются бытовыми услугами и не предоставляются при амбулаторном и (или) стационарном оказании медицинской помощи детскому и (или) взрослому населению.
Тот же Минздрав на вопрос о том, необходимо ли для оказания спа-услуг получать специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности, ответил, что «Перечень работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность и подлежащих лицензированию, установлен п. 26 Перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, утвержденного Указом Президента РБ от 01 сентября 2010 года № 450 (далее – Перечень видов деятельности), а также Перечнем процедур (исследований, манипуляций), относящихся к работам и услугам, составляющих лицензируемую медицинскую деятельность, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 12 марта 2011 года № 309 (далее – Перечень процедур).
Таким образом, если планируемые к оказанию спа-услуги не включены в Перечень видов деятельности и Перечень процедур, получение лицензии Минздрава на такой вид спа-услуг не требуется».
В данном случае такой ответ подтверждается исследованными выше нормативно-правовыми актами. Однако при рассмотрении дел об административных правонарушениях о привлечении юрлиц и ИП по ст. 12.7 КоАП надлежащей оценки не получает. И невиновных штрафуют.
Если обратиться к нормам Закона от 10 января 2000 года № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее по тексту – Закон № 361-З), то, согласно ст. 71, в случае коллизии между нормативными правовыми актами субъекты правоотношений обязаны руководствоваться нормой акта, обладающего более высокой юридической силой. Регулирование медицинской деятельности, к которой относятся услуги, осуществляемые при амбулаторном и (или) стационарном оказании медицинской помощи детскому и (или) взрослому населению в виде массажа, а также бесконтакт- ный гидромассаж; механический аппаратный массаж на массажной кушетке, массажном кресле; роликово-вакуумный массаж, предусмотрено в Указе № 450. А регулирование оказания бытовых услуг, к которым относится спа-массаж, предусмотрено в Указе № 371. Указ № 450 и Указ № 371 имеют равную юридическую силу, поэтому необходимо при принятии решений по делам об административных правонарушениях руководствоваться ч. 2 ст. 71 Закона № 361-З, в которой указано, что в случае коллизии между нормативными правовыми актами, обладающими равной юридической силой, и если ни один из них не противоречит акту с более высокой юридической силой, действуют положения акта, принятого (изданного) позднее. Указ № 371 был издан 24 июля 2014 года, а Указ № 450 был издан 1 сентября 2010 года, поэтому в рассматриваемой ситуации Указ № 371 в вопросе регулирования оказания Спа-услуг в виде спа-массажа будет иметь решающее значение. Поэтому с законодательной точки зрения пробелов в регулировании Спа-услуг на данный момент нет, а проблема возникает именно из-за неправильного применения права. |