$

2.1143 руб.

2.3436 руб.

Р (100)

3.3269 руб.

Ставка рефинансирования

9.00%

Логистика

Кредиты, гранты и много опыта. Чем делились на конференции по логистике в Минске?

26.11.2019

В середине ноября 2019 г. в Минске прошла отраслевая конференция «Логистика: вызовы и возможности». Мероприятие было организовано в рамках программы Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) «Консультации для малого бизнеса в Беларуси».
В фокусе конференции – вопросы организации складской логистики. Среди выступающих – представители компаний «Евроторг», «Армтек», «Буслiк», «ТУТ и ТАМ Логистикс» и других известных белорусских оптовых, розничных, транспортных бизнесов.

 

ЕБРР готов выделять деньги белорусским предприятиям, но только в валюте

Представлявшие ЕБРР Татьяна Хахелько и Юрий Сериков рассказали об инструментах поддерж­ки частного бизнеса, которые их банк может предложить белорусскому бизнесу. Учитывая, что ЕБРР – это прежде всего финансовая организация, основные предложения банка связаны с предоставлением белорусским предприятиям финансирования. Такое финансирование можно получить непосредственно у ЕБРР или в белорусских банках, сотрудничающих с этой международной организацией: Бел­инвестбанк, БНБ, Приорбанк, МТБанк. Компании, претендующие на финансирование ЕБРР, должны соответствовать ряду требований.

Это должны быть предприятия частной формы собственности, с белорусским капиталом, работающие на рынке не менее 2 лет. Количество работников в штате предприятия-претендента – от 10 до 250 (в некоторых случаях – до 500) человек, а  размер выручки не должен превышать 50 млн EUR в год. Банк поддерживает все секторы экономики – от пищевой отрасли до IT-сек­тора. Исключения – предприятия финансового сектора, алкогольная и табачная промышленность, экологически вредные производства.

Единственный недостаток – финансирование выделяется преимущественно в валюте, с белорусским рублем банк работает очень редко.

 

Гранты ЕБРР – до 70% затрат на внедрение 1С или разработку нового сайта

Содействие ЕБРР частному бизнесу не ограничивается предоставлением финансирования. У банка есть программа по консультационной поддержке малого и среднего бизнеса. Ее суть заключается в том, что ЕБРР возмещает предприятию 60–70% его расходов на реализацию консалтингового проекта, если при­влеченный консультант имеет аккредитацию ЕБРР. Такой проект может быть направлен на разработку об­щей стратегии предприятия, со­ставление бизнес-­плана, внедрение новых технологий, повышение операционной эффективности, охрану окружающей среды. Примером консалтингового проекта ЕБРР может быть проект ООО «Спрингхаус» по внедрению программы «1С: Управление компанией 8 для Беларуси» с доработкой функционалов «Склад», «CRM» и «Розница». Стоимость проекта составила 16 020 EUR, ЕБРР выдал компании грант в размере 9612 EUR – 60% от стоимости проекта.

 

Технологии будущего: фуры без дальнобойщиков и очки-рентген

Андреас Дюр, международный консультант ЕБРР по логистике, рассказал о глобальных трендах и вызовах в логистике и управлении цепочками поставок. В своем вы­ступлении он затронул проблему изменения моделей по­требления (выигрывает тот бизнес, который предлагает наиболее эф­фективный способ удовлетворения потребностей человека) и говорил о повсемест­ном внедрении новых технологий (например, очков, которые позволяют видеть, что внутри контейнеров, роботизированных складских ком­плексов, самопилотируемых автомобилей и летающих аппаратов для доставки товаров).

То, что еще 5 лет назад звучало бы как фантастика, сегодня уже успешно применяется в бизнесе за пределами Беларуси.

 

«Великий камень» по размеру обгонит Париж

Роман Алейников, главный специалист по привлечению инвестиций индустриального парка «Великий камень», презентовал возможности для реализации логистических проектов, которые предлагает сегодня парк. Запланированная площадь индустриального парка «Великий камень» составляет 112,5 кв. км, что сопоставимо с территорией Парижа (105,4 кв. км). На текущем этапе реализации проекта в эксплуатацию введена площадь 8,5 кв. км – 7,5% от всего запланированного объема.

Помимо производств на территории парка разворачивается социальная инфраструктура: строятся жилые дома, проектируются объекты социального назначения. Главные особенности индустриального пар­ка, на который делал упор Р. Алейников, – возможность юридическим лицам приобретать землю в частную соб­ственность, а также готовая ин­фраструктура для реализации производственного и логистического объекта любой сложности.

 

Как выжить, если у вас 2 млн складских операций в день

В секции «Вызовы на местном рынке» наиболее интересным было выступление Андрея Кацембы, IT-ди­ректора группы компаний «Армтек» – крупного поставщика автомобильных запчастей.

Специалист рассказал участникам конференции о влиянии изменения модели потребления на рынок запчастей Беларуси. Если раньше владелец авто шел за запчастью на рынок и был готов ждать ее несколько дней, то сегодня стандарт обслуживания, который задает рынок, – сдать автомобиль на СТО и вечером забрать исправный.

Логистика товаров «Армтек» сегодня – это 200 автомобилей на маршруте ежедневно в одном только Минске, 2 млн складских транзакций в день, 4000 поставщиков, при работе с каждым из которых нужно анализировать товарооборот и ценовую политику.

Именно поэтому для группы компаний «Армтек» автоматизация склада – не дорогая игрушка, а жизненная необходимость. По мнению А. Кацембы, в условиях такой интенсивности операций компании нужен собственный штат IT-специалистов, которые будут собирать запросы от всех отделов, чтобы наилучшим образом воплотить их в программных разработках. Это будет значительно дешевле и эффективнее, чем отдавать разработку на аутсорсинг.

 

Если склад большую часть времени не загружен, лучше воспользоваться чужим

Свой опыт организации движения товарных потоков представил Сергей Мисяченко, совладелец сети магазинов детских товаров «Буслiк».

Когда в компанию пришел стратегический инвестор (в 2018 г. долю в компании приобрел польский ритейлер CDRL) и менеджмент больше внимания стал уделять операционной эффективности, стало понятно, что с учетом товарной специфики наиболее разумным решением будет отдать логистику компании на аутсорсинг.

Товары, с которыми работает «Буслiк» (детская одежда, игрушки, питание), имеют ярко выраженную сезонность. Основные объемы завозятся на склад несколько раз в сезон, затем распределяется по магазинам.

В таких условиях содержать собственный склад, автомобильный парк, людей не совсем оправданно. Главная причина, почему многие делают выбор в пользу собственного склада и логистики, – неумение правильно посчитать расходы и оппозиция со стороны собственного отдела логистики, которые обесценивают аутсорсинг. Неоспоримое преимущество логистики со стороны – возможность четко сказать, во сколько она тебе обходится.

 

Не нужно держаться за логистику, если это не ваша ключевая функция

Денис Сергеев, представляющий группу компаний «Караван» (круп­ный поставщик чая и кофе в РБ), рассказал об их опыте. Исторически холдинг располагал офисами в регионах и мощной собственной логистикой. Но времена меняются.

Когда «Караван» столкнулся с сокращением продаж в провинции, стало необходимым сущест­венно со­кратить региональную сеть и оптимизировать доставку по республике. В итоге пришлось отказаться от присутствия во многих райцентрах и сделать фокус на другие направления работы.

Главная мысль выступления ­Д. Сер­геева – не стоит держаться за логистику, если это направление не является вашей ключевой компетенцией.

Лучше сосредоточиться на новых направлениях и возможностях – так, «Караван» стал производить кофе под собственным брендом Barista.

 

Логистика Беларуси в цифрах

Географическое расположение Беларуси делает логистику перспективной отраслью экономики. За прошлый год через территорию нашей страны было перевезено 455,5 млн т грузов, из них 157,2 млн т железнодорожным транспортом, 170,9 млн т –автомобилями. Интенсивность перевозок грузов составила: ж/д путей – 9594 тыс. тонно-километров на 1 км, автомобильных дорог – 274 тыс. тонно-километров на 1 км.

Количество логистических центров на территории Беларуси за последние 3 года выросло в 2,4 раза – до 44, а объем складских операций в 2,8 раза – до 302,3 млн руб. Количество грузовых автомобилей, принадлежащих организациям, – более 268 тыс. единиц, в личной собственности граждан – 144 тыс. единиц.

Транспортные услуги являются одним из основных видов деятельности среди индивидуальных предпринимателей. В прошлом году в отрасли было занято 30 061 ИП – 12,4% от их общего количества.

Если количество грузовых автомобилей, принадлежащих организациям, сокращается непрерывно с 2014 г., то автомобилей в личной собственности граждан становится больше: в 2018 г. каждый третий грузовик принадлежал физическому лицу.

Капиталоемкость отрасли делает логистику одним из локомотивов инвестиций в основной капитал: ежегодно отрасль обеспечивает до 10% общего объема капитальных затрат, их ежегодный прирост достигает 15%. За прошлый год инвестиции в основной капитал по данному виду деятельности составили 2,4 млрд руб.

 

Использование материала запрещено без письменного разрешения редакции neg.by. Обращаться на op@neg.by

Автор публикации: Дмитрий НАРИВОНЧИК, финансовый эксперт «ЭГ»