Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
04.03.2011 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

«КОРЗИНКА» РАСТЕТ В ДОЛГ

Один их крупнейших белорусских ритейлеров СООО «НТС» привлек в прошлом году 93 млрд. Br, разместив на внутреннем рынке 4 выпуска корпоративных облигаций. Об этом рассказал начальник отдела казначейства компании Игорь Калмыков, выступая на конференции «Рынок капитала РБ».

Один их крупнейших белорусских ритейлеров СООО «НТС» привлек в прошлом году 93 млрд. Br, разместив на внутреннем рынке 4 выпуска корпоративных облигаций. Об этом рассказал начальник отдела казначейства компании Игорь Калмыков, выступая на конференции «Рынок капитала РБ».

Представитель компании пояснил, что на протяжении последних двух лет СООО «НТС» активно развивает торговые сети «Родная сторона» и «Корзинка» за счет сделок слияний и поглощений и франчайзинга. «Естественно, что динамично развивающаяся компания не может решать все проблемы, сопутствующие росту, без заемных ресурсов. Поэтому в 2008–2009 гг. долговая нагрузка у нас была критической. Мы преодолели это, активно работая с финансовыми институтами, все привлеченные средства пускались на развитие. Кроме того, инвестирование велось из денежного потока, который генерировала розничная сеть», — добавил И.Калмыков.

В 2009 г. количество магазинов, объединенных компанией «НТС», выросло до 90, а их география давно вышла за пределы столицы, охватив Гомель, Брест, Гродно, Бобруйск, Мозырь, Солигорск, Лиду, Борисов. Под брендом «Родная сторона» компания продолжает развивать два формата торговли: супермаркет и «магазин у дома». Сеть «Корзинка» объединяет дискаунтеры. За год магазины двух этих сетей обслуживают более 10 млн. покупателей.

Стратегия роста предполагает дальнейшее увеличение посещаемости, предложение европейского уровня обслуживания и доступные цены. Запланировано ежегодно открывать не менее 10 магазинов, увеличивать в них ассортимент продукции собственного производства. Ассортиментная матрица товаров «Родной стороны» и «Корзинки» охватывает от 3 тыс. до 10 тыс. наименований в зависимости от размеров торгового объекта.

«Сейчас мы смещаем свой рост с количественного на качественный», — комментирует Игорь Калмыков. — До выпуска облигаций долговой портфель компании включал только лизинг и кредиты. Они помогли привлечь порядка 27 млн. USD в развитие и на тот момент были оптимальными в использовании». Но в начале 2010 г. эти инструменты уже не отвечали потребностям развития компании. К тому же в банках невозможно получить значительный объем нецелевых кредитов на развитие. Поэтому, как только рынок облигаций открылся для нефинансового сектора, «НТС» решила воспользоваться этой возможностью, чтобы диверсифицировать заимствования, рефинансировать кредиты, удлинить сроки пользования заемными ресурсами и в целом удешевить их стоимость.

Первый выпуск облигаций компания провела в мае 2010 г., разместив бумаги на общую сумму 25 млрд. Br на три года до погашения под ставку рефинансирования Нацбанка + 6%, что позволило получить 4-процентный дисконт к долговому портфелю. Для розницы это существенно. Обеспечением было выбрано поручительство, цель выпуска — рефинансирование кредитов. При этом «НТС» стала первой в Беларуси компанией из нефинансового сектора, которая прошла листинг на бирже, войдя в котировальный лист А первого уровня.

Второй выпуск облигаций на сумму 28 млрд. Br СООО «НТС» со сроком обращения 3 года был размещен под ставку рефинансирования + 2,5%. Эмиссия осуществлялась траншами. Привлеченные ресурсы направлены на расширение торговой сети.

Третий, сентябрьский, выпуск облигаций на сумму 15 млрд. Br удалось разместить еще дешевле: ставка рефинансирования +1,75%. Обеспечение в виде страхования ответственности эмитента не слишком повысило стоимость обслуживания выпуска. Четвертый выпуск, проведенный в декабре, позволил привлечь 25 млрд. Br на 5 лет под ставку рефинансирования + 2,5%, причем в обеспечение введен договор сострахования. За счет этого выпуска компания полностью выкупила первый выпуск и рефинансировала предыдущие долги.

«Сейчас удельный вес облигаций в портфеле значителен, краткосрочный долг снизился до 32%, стоимость ресурсов стала ниже, — объясняет И.Калмыков. — Эти преимущества важны для нас как для эмитента. Особенно выгодны гибкое обеспечение и возможность привлечь значительный объем нецелевых ресурсов. Привлеченный объем ресурсов позволил нам с уверенностью смотреть в будущее, мы более качественно сформировали бюджет развития на 2011 г. на основе системы сбалансированных показателей. В этом году начнем работать через собственный логистический комплекс, запустим фирменную программу импорта. Возможно, увеличим долговой портфель за счет 5-го выпуска облигаций, чтобы перераспределить финансовые потоки группы компаний».

Каким будет продолжение этого проекта развития на основе сделанных заимствований, мы сможем узнать до конца года.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений