Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Юридическим лицам
02.08.2002 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КОММЕНТАРИЙ к Постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь N 70 от 5.07.2002г.

"Об утверждении Положения о порядке выдачи справки об отсутствии задолженности по уплате подоходного налога с физических лиц, земельного налога и налога на недвижимость"

"Об утверждении Положения о порядке выдачи справки об отсутствии задолженности по уплате подоходного налога с физических лиц, земельного налога и налога на недвижимость"

В соответствии с Указом Президента от 2002-06-26г. N 329 начиная с 2002-07-13г. (даты вступления в силу Указа) нотариальное оформление сделок, связанных с отчуждением недвижимого имущества, осуществляется только при наличии справки налогового органа об отсутствии задолженности по налогам перед бюджетом. В соответствии с данным Указом МНС разработано положение о порядке выдачи такой справки (далее -- Положение).

Основная цель издания этого документа -- предупредить нарушения налогового законодательства физическими и юридическими лицами, которые далеко не всегда своевременно отслеживают его изменения и в результате попадают в неприятные ситуации, связанные с неуплатой налогов, хотя и не в результате умышленного нарушения законов.

Вместе с тем, даже посмотрев на сроки, установленные налоговому органу для выдачи справки (3--5 дней), можно сделать вывод, что и норма Указа, и само Положение разработаны с учетом интересов граждан и предусматривают массу ограничений для чиновников.

Прежде всего отметим, что это не новая норма. Впервые она была введена еще в 1976г., когда в Инструкции о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами Республики Беларусь была предусмотрена норма, устанавливающая, что нотариусы при удостоверении сделок об отчуждении имущества, облагаемого налогом или сбором, а также соглашения о расторжении этих сделок после регистрации их в соответствующих органах требуют у собственника указанного имущества доказательства уплаты налога или сбора (освобождения от уплаты налога или сбора) или согласия соответствующих органов и приобретателя на перевод исчисленного налога или сбора на приобретателя. В Минске с 1999г. действовало решение горсовета, содержащее требование об обязательном наличии справки налогового органа об отсутствии задолженности перед бюджетом при совершении сделок по отчуждению имущества.

А теперь обратимся к принципиально новым отличиям комментируемого Положения:

1) распространено и на юридических лиц;

2) четко ограничен перечень сделок, при нотариальном удостоверении которых требуется справка (мена, дарение, купля-продажа и рента). То есть рассматриваемая норма распространяется не на все сделки по отчуждению имущества, как это было ранее. В частности, не требуется справка при оформлении наследства. Во-первых, справку должна представлять сторона, отчуждающая имущество, что для наследодателя весьма затруднительно: ведь момент отчуждения наступает не при составлении завещания, а при открытии наследства, т.е. после смерти наследодателя. Во-вторых, напомним, что с 1.01.2002г. физические лица освобождаются от уплаты подоходного налога с доходов, полученных в виде наследства, независимо от степени родства с наследодателем. Исключение составляют только иностранные граждане, временно находящиеся на территории Беларуси, которые уплачивают налог с наследства по ставке 20%;

3) очень жестко ограничены сроки выдачи справок (3 дня, а при необходимости направления запросов в другие налоговые органы -- 5 дней);

4) четко определен перечень налогов, задолженность по которым может стать препятствием для отчуждения имущества: земельный налог, налог на недвижимость и подоходный налог для физических лиц, а для юридических лиц -- только земельный налог и налог на недвижимость.

Выдаваемая налоговым органом справка действительна в течение 30 дней со дня ее выдачи. Поэтому собственнику имущества лучше заранее побеспокоиться о ее получении, чтобы избежать лишних волнений. Тем более, что для нотариального оформления сделки требуются и другие документы, получение которых также требует времени.

Для получения справки необходимо подать в налоговый орган заявление произвольной формы, в котором должны быть указаны сведения, предусмотренные п.2 Положения. Обратим внимание на один важный момент. Положение предусматривает необходимость указания сведений о сторонах сделки, то есть и о собственнике имущества, и о лице, которому оно отчуждается. Вместе с тем при оформлении справки заранее новый собственник имущества может быть неизвестен. Об этом просто следует указать в заявлении, и данное обстоятельство ни в коем случае не может служить основанием для отказа в регистрации заявления и выдаче справки. И еще одна особенность. Помимо недвижимого имущества, находящегося в собственности, в заявлении необходимо указать и земельные участки, находящиеся в пожизненном наследуемом владении и пользовании. Это связано с тем, что в отличие от налога на недвижимость плательщиками земельного налога является не только собственники, но и владельцы, пользователи земельных участков.

Подавать заявление необходимо непосредственно инспектору в отделе учета и отчетности (для юридических лиц) или в отделе по контролю за налогообложением физических лиц, т.к. заявление будет зарегистрировано при условии представления документа, удостоверяющего личность заявителя, его полномочия на представление собственника имущества, а также правоустанавливающих документов на недвижимое имущество. При подаче заявления убедитесь, что оно зарегистрировано в специальном журнале. Можно попросить проставить регистрационный номер и дату на оставшейся у плательщика копии заявления. Таким образом можно требовать своевременного получения справки. Если заявление направляется по почте или оставлено в канцелярии, то оно также в обязательном порядке будет принято к рассмотрению.

Если заявление заполнено неправильно или не представлены все необходимые документы, то заявление не будет зарегистрировано (т.е. не начнется установленный 3-дневный срок для выдачи справки), о чем заявитель обязательно уведомляется. После устранения неточностей оно будет немедленно принято к рассмотрению. Обратим внимание, что заявление подается не по месту регистрации в качестве налогоплательщика (месту жительства физического лица), а по месту нахождения отчуждаемого недвижимого имущества.

Зарегистрировав заявление, инспекция проверяет не только наличие задолженности по лицевым счетам, но и правильность и полноту уплаты налогов. К примеру, если вы, имея в собственности две квартиры, не уплачиваете налог на недвижимость (напомним, что с 1.01.2002г. физические лица, имеющие в собственности более одного жилого помещения в многоквартирных жилых домах, являются плательщиками этого налога), то инспекция сначала исчислит причитающуюся сумму налога и лишь после ее уплаты, что должно быть подтверждено документально (квитанцией об уплате или копией платежной инструкции), выдаст справку.

Если заявление зарегистрировано, то справка должна быть выдана сразу после окончания проверки наличия задолженности по налогам, но не позднее установленных Положением сроков.

Поясним, что 3-дневный срок должен соблюдаться, если отчуждаемое имущество находится на территории того же района, где заявитель зарегистрирован в качестве налогоплательщика, и в других районах у него имущества нет. Если юридическое лицо зарегистрировано и отчитывается в ИМНС по Центральному району г.Минска, а отчуждаемое имущество находится во Фрунзенском районе столицы, то заявление следует подавать в ИМНС по Фрунзенскому району и справка будет выдана максимум через 5 дней.

Если заявление подано в пятницу, не рассчитывайте получить справку в понедельник. Речь идет о рабочих днях.

Отказать в выдаче справки могут только по следующим причинам:

-- наличие задолженности по названным налогам. При этом задолженность проверяется не только по отчуждаемому имуществу, а в целом по видам налогов. То есть если физическое лицо продает жилой дом, при этом не уплатило подоходный налог по совокупному годовому доходу, то справка будет выдана только после внесения в бюджет полной суммы налога. Обратим внимание юридических лиц, что наличие задолженности по налогу на прибыль, акцизам и любым другим налогам, кроме земельного и налога на недвижимость, не является основанием для отказа в выдаче справки;

-- необходимость уплаты земельного налога и налога на недвижимость за время фактического пользования имуществом. К примеру, если гражданин в сентябре продает садовый домик, то он должен уплатить налоги за девять месяцев года. Это нельзя рассматривать как задолженность, т.к. срок уплаты налога наступает только в ноябре, однако уплата причитающихся сумм является обязательным условием для выдачи справки.

Отметим и тот факт, что установленный порядок выдачи справок, обязанность выяснять наличие либо отсутствие задолженности по налогам в других инспекциях возлагается исключительно на инспекцию, в которую подано заявление. То есть задача заявителя предельно проста: подать заявление, представить все необходимые документы и ждать выдачи справки либо уведомления о наличии задолженности, погасив которую, представить в налоговый орган платежный документ.

Что касается справки, которую выдает налоговый орган (приложение 2 к Положению), то в ней указывается, что у заявителя (полное наименование юридического лица либо фамилия, имя и отчество физического лица) отсутствует задолженность по уплате названных налогов. Также в справке указывается вид договора (мена, рента, купля-продажа или дарение), вид и место нахождения имущества. Она подписывается начальником инспекции или его заместителем и заверяется гербовой печатью. При получении справки обязательно проверяйте правильность ее заполнения и особенно даты выдачи, т.к. от этого зависит оформление документов у нотариуса.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений