Комитет госконтроля взялся за долгострои

Комитет госконтроля провел во всех регионах Беларуси сплошную инвентаризацию объектов сверхнормативного строительства, в которых заморожены в том числе и бюджетные средства. В итоге выработан алгоритм работы по сокращению числа долгостроев в стране.
Если информация о жилищных долгостроях у всех на слуху, то о других объектах, срок сдачи которых сильно затянулся, говорят меньше. Но в каждой области таких строений социального и производственного назначения наберется не одна сотня.
Как выяснилось, на 01.01.2021 в Беларуси насчитывалось 4 465 объектов сверхнормативного строительства, из которых в стадии продолжения строительства находилось только 25%. По остальным строительство не велось или они были законсервированы. Почти 70% таких объектов являются долгостроями уже свыше 5 лет, из них 20% – свыше 20 лет.
Наибольшее количество долгостроев приходится на Минскую (1164) и Витебскую (766) области. Преимущественно это дороги, водопроводы и другие инженерные сети. Причем многие из них давно и активно используются, некоторые даже порядком поизносились и нуждаются в ремонте, но по документам в эксплуатацию не введены.
По целевому назначению наибольшее число долгостроев относится к коммунальному (1398) и сельскому (899) хозяйству – 52% от всех объектов.
Главная причина затянувшегося строительства – отсутствие финансирования. Но если для сооружения одних объектов, где работа заглохла на уровне котлована, требуются огромные суммы, то ввод в строй других иногда тормозит бюрократизм и несогласованность действий местных властей.
Отметим также, что за прошедшие годы необходимость в некоторых стройках отпала, их придется снести.
По оценке Комитета, для решения проблемы долгостроев понадобятся значительные бюджетные ассигнования.
КГК определил концепцию организации дальнейшей работы по наведению порядка в этой сфере.
Так, правительству поручено определить госорган, который будет заниматься организацией и координацией работы по снижению сверхнормативного строительства.
Предложено разработать и утвердить на уровне Совета Министров комплекс мер по сокращению сверхнормативного строительства, который должен включать определение:
- порядка формирования и мониторинга региональных и отраслевых мероприятий по сокращению сверхнормативного строительства;
- порядка, а также критериев принятия решений об определении дальнейшей судьбы существующих сверхнормативных объектов с учетом оценки реальной потребности как в самих объектах, так и в необходимом объеме финансирования для реализации планируемых мероприятий;
- упрощенного порядка списания сверхнормативных объектов;
- упрощенного порядка ввода в эксплуатацию сверхнормативных объектов (тех, которые функционируют, но не введены в эксплуатацию).
Госконтролеры также обращают внимание на недопущение образования новых сверхнормативных объектов.