Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
USD:
2.9775
EUR:
3.4179
RUB:
3.683
BTC:
100,899.00 $
Золото:
Серебро:
Платина:
Назад
Юридическим лицам
06.09.2005 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КИЗ: право и права застройщиков

Какими нормативными правовыми актами следует руководствоваться при государственной регистрации коллективов индивидуальных застройщиков (КИЗ) в качестве юридических лиц? Должны ли члены КИЗов состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий...

Какими нормативными правовыми актами следует руководствоваться при государственной регистрации коллективов индивидуальных застройщиков (КИЗ) в качестве юридических лиц?

Должны ли члены КИЗов состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в исполкоме либо это могут быть любые лица, изъявившие желание строить жилые дома в составе КИЗ?

Утверждает ли  исполком списки членов КИЗ, как  в жилищно-строительных кооперативах?

Вправе ли исполком контролировать деятельность КИЗов и отменять решения общего собрания, если они противоречат законодательству?

Может ли юридический адрес КИЗ подтверждаться гарантийным письмом коммерческой организации, предоставляющей помещение в безвозмездное пользование, либо юридический адрес должен соответствовать месту строительства жилых домов?

Должны ли в уставе КИЗ содержаться сведения обо всех участниках данной организации (паспортные данные, адреса места жительства)?

З. КРИВУЛЯ, г. Новополоцк

В отношении организационно-правовой формы КИЗ как юридического лица и обусловленных ею взаимоотношений такой организации с ее членами следует руководствоваться нормативными положениями гражданского и жилищного законодательства, установленными для некоммерческих организаций данного вида.

Так, в соответствии с п. 6 ст.116 Гражданского кодекса (далее - ГК) КИЗы представляют собой отличный от потребительских обществ и их союзов вид потребительских кооперативов, правовое положение которых определяется гражданским и иным законодательством. В частности, в соответствии со ст.107 Жилищного кодекса КИЗы отнесены к кругу специальных субъектов жилищных отношений - организаций граждан-застройщиков. В связи с этим на них в полной мере распространяются общие нормативные предписания, установленные для указанного вида юридических лиц актами жилищного законодательства.

Кроме того, нормы, относящиеся к процедуре создания и деятельности жилищно-строительных КИЗов (в частности, перечень и последовательность юридически значимых действий, подлежащих совершению правомочными субъектами, а также состав материальных (имущественных) потребностей граждан, в целях удовлетворения которых создаются названные организации), определены Положением о жилищно-строительных коллективах индивидуальных застройщиков, утвержденным постановлением Совмина БССР 11.01.1960 г. N 8 (далее - Положение о КИЗах).

В этой связи, а также исходя из предусмотренного п.1 ст.116 ГК определения потребительского кооператива как субъекта права, считаем, что Положение о КИЗах следует относить к категории утвержденных правительством актов, регламентирующих правовой статус КИЗов наряду с нормативными положениями Гражданского и Жилищного кодексов Республики Беларусь.

Что касается вопроса о том, является ли нахождение гражданина на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органе местного управления обязательным условием членства в КИЗах, обращаем внимание на норму ст.14 Жилищного кодекса, согласно которой нахождение на таком учете предполагает преимущественное право граждан на индивидуальное или коллективное жилищное строительство. При этом запретов и ограничений в отношении членства в КИЗах граждан, не состоящих на таком учете, законодательство не содержит. Другое дело, что в соответствии со ст. 13 Жилищного кодекса постановка гражданина на учет нуждающихся является обязательным условием для возникновения у него прав на получение льготных кредитов, субсидий и иных форм государственной поддержки в целях финансирования строительства.

В свою очередь, право получения мер государственной поддержки индивидуальными застройщиками, объединившимися в жилищно-строительные коллективы, определено нормой п.7 Положения о КИЗах. Практика показывает, что вопрос о нахождении на учете нуждающихся как об условии членства в каждом конкретном КИЗ должен разрешаться на этапе его создания, в первую очередь, исходя из предполагаемого использования для строительства мер государственной поддержки.

Состав сведений, подлежащих закреплению в уставах КИЗов, определен п.2 ст.48 и п.2 ст.116 ГК.  При этом в нормах гражданского законодательства не предусмотрена необходимость закрепления в уставах КИЗов сведений об их участниках. Зато такие сведения подлежат указанию в договоре, заключаемом между участниками КИЗов и удостоверяемом нотариально (пункты 4-5 Положения о КИЗах).

Анализ законодательства не выявил норм, предписывающих утверждение органами местного управления списков членов КИЗов и  предоставляющих им право отмены решений общих собраний индивидуальных застройщиков. Судя по всему, предписания об утверждении исполкомами списков членов иных потребительских кооперативов основываются на том, что официальные органы являются субъектами, непосредственно участвующими от имени административно-территориальных единиц в реализации мер господдержки в целях финансирования строительства.

В целях государственной регистрации КИЗов право размещения создаваемого юридического лица по месту его нахождения должно подтверждаться регистрирующему органу документом, указанным в абзаце девятом п.23 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента от 16.03.1999 г. № 11 (в редакции Декрета от 2002-12-17г. №29).

Иных требований, касающихся в том числе обязательности соответствия юридического адреса создаваемой организации месту строительства жилых домов, законодательством не предусмотрено.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by